Окружающий мир. 2 класс. Водные богатства

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир во 2-Б классе

Учитель: Загвозкина В.В.

Тема урока. Водные богатства.

Цели урока:

Образовательные: познакомить обучающихся с новыми понятиями, терминами и определениями, начать формирование представления о реках - её частях;

- воспитывать бережное отношение к природным объектам - рекам, учить, беречь природные богатства;

- развитие мышления обучающихся, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Формировать понятие река и её части.

2. Формировать понятия значимости рек в жизни

Метапредметные:

Регулятивные.

1. Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

2. Планировать свои действия.

3. Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные.

1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

2. Оказывать взаимопомощь, взаимоконтроль.

Познавательные.

1. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях.

Личностные.

1. Формирование положительных отношений к учению.

Оборудование: картинки, учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, компьютер, презентация.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

Гостям, мне, друзьям,

свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш начнём.

II.Актуализация знаний.

1.Игра « Угадай-ка»

- Ровные или почти ровные участки земной поверхности ( Равнины)

- Равнины, которые имеют ровную поверхность, это….( Плоские равнины)

- Возвышенности на равнинах называются…( Холмами)

- Назовите части холма … Вершина, склон, подошва

- Равнины, имеющие на поверхности возвышенности (холмы)…. Холмистые равнины

- Эти чудо - великаны

Носят каменные кафтаны.

Белые шапки на макушках,

До облаков достают верхушкой. ... ( Горы)

- У горы, у холма он бывает крутой или пологий. ... ( Склон)

- Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или …...( Подножие)

- Горы, расположенные рядами, называют …(Горные хребты.)

- Самая высокая часть холма или горы… (Вершина)

- Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами... ( Овраг)

-Что делают люди для того, чтобы овраги не увеличивались? ( Сажают на склонах деревья, кустарники).

2 Проверка домашнего задания.

-Какие формы земной поверхности есть в нашем крае?

III .Самоопределение к деятельности.

-Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

"Планета должна называться …"Вода"?"

-Почему поэт предложил переименовать планету? Потому что на карте мы видим много воды.

-Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки:

Отгадайте загадки

1.Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик в ручейке,

А широкий - в море.

Что такое? ( Река)

2. Не проедешь, не пройдешь -

Обойдешь сторонкой.

И водицы не попьёшь

С синеватой плёнкой. ( Болото )

3. Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна -

И горька, и солона. (Море)

4. Молодые берёзки свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды -

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется? ( Озеро) (Слайд)

5. К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился - весной. Ручей (Слайд)

- Болото, море, озеро, река - как можно назвать одним словом? Водоёмы.

-Ребята, как вы думаете, что вы сегодня на уроке сможете узнать нового?

- Какие водоёмы бывают?

- На какие группы можно разделить водоёмы?

- Из каких частей состоит река?

- Хочу научиться сравнивать водоёмы.

- Да, правильно. Мы познакомимся с некоторыми водоемами России и нашего края. Выясним значение их в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять. Повторим, как себя вести во время отдыха на водоемах.

IV Физкультминутка «Цапля»

Цапля ходит по воде И мечтает о еде. Ноги выше поднимай, Так как цапля, не зевай!

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись.

V. Изучение новой темы.

1. Беседа

- Как вы думаете, что такое водоемы? Хранилища воды, местообитание живых организмов

Мы назвали реку, озеро, море, болото, ручей.

-Вы знаете, как они появились? Их создала природа

-Правильно. Эти водоемы созданы природой и называются естественными. (Слайд)

- «О каких водоемах идет речь?»

1. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди утроили запруду, и на этом месте появился? … Пруд

Теперь в нем разводят рыбу. - Кто из животных строит плотины на реках и озерах? ( Бобры)

2.Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось ? (Водохранилище)

Сейчас из него берут воду для города.

3-Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился ?( Канал)

Теперь из одной реки на теплоходе можно поплыть в другую.

- Как появились пруд, канал, водохранилище? Их создал человек

- Какие это водоемы по способу образования? Искусственные водоемы

- Повторим, какие водоемы относятся к естественным ? - К искусственным? (Слайд)

- Ребята, сейчас мы совершим небольшое путешествие по нашей стране. Увидим разнообразие водоемов . Внимательно слушайте, запоминайте. После ответите на вопросы. (Слайд)

Россия - это единственное государство, у берегов которого располагается 12 морей, принадлежащих трем океанам: Северному Ледовитого, Тихому и Атлантическому. (Слайд)

2.Рассказ учителя.

Черное море. Омывает берега России, Украины, Турции и других стран. Наибольшая глубина Чёрного моря - 2210 м, средняя - 1240 м. Почему море назвали Черным? Существовало несколько гипотез. Наиболее вероятная заключается в том, что металлические предметы, опущенные на большую глубину, чернеют под действием содержащегося там сероводорода. Животный и растительный мир Черного моря богат и разнообразен: водятся в нем бычки, морские коньки и иглы, морской черт (с большой зубастой пастью), морской кот, встречается и меч-рыба. В конце лета, теплой осенью на Черном море наблюдается свечение (от большого скопления водоросли ночесветки). Ночное море становится волшебным и, кажется, что попадаешь в сказку. Прибой светится нежно голубоватым светом. Любые предметы по контуру искрятся, а брызги разлетаются как звездопад. Такое явление можно увидеть и на Азовском море.

Азовское море - является самым мелководным морем планеты. Средняя глубина 8 м, максимальная 14 м. Разнообразен растительный и животный мир моря. В Азовском море можно встретить и речных рыб (щуку, карася, окуня), и морских (белугу, осетра). Акулы в Азовском море представлены одним единственным видом - катраном. Его еще называют морской собакой. Это небольшая акула, редко превышающая в длину 1 м. Совершенно безопасна для человека.

На берегах Черного и Азовского морей живет много уток, гусей, чаек. Многие жители морского побережья знают о способности чаек предсказывать погоду. «Если чайка села в воду, жди хорошую погоду. Чайка бродит по песку, моряку сулит тоску», то есть жди бури.

Азовское море можно назвать богатством нашей области. В него впадают крупные реки.

- На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек.

-Место, где река берёт своё начало называется..... исток. Слайд Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется..... устье

3. Работа по учебнику.

-А что такое исток и какие еще есть части реки, мы прочитаем в учебнике на стр. 83

( Работа в парах. Обучающиеся рассматривают схему на с. 83,читают текст.)

- Как называют начало реки?

-Как называют место, где река впадает в другую реку?

- А теперь попробуйте объяснить, чем отличается озеро от реки. -Вода в нём не течёт как поток в русле, а находится в углублении.

-Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.

- А в чем сходство озера и реки? - Озеро, как и река, питается дождями и подземными водами.

-На озёрах, как и на реках, бывают разливы весной

- А кто может сказать, какое российское озеро является самым глубоким в мире? …(Байкал )

- Озеро Байкал находится в Сибири. Его максимальная глубина в отдельных местах - 1642м, в нём огромный запас пресной чистой воды.

Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине

40 м. Интересный обитатель озера - морское млекопитающее - тюлень, или байкальская нерпа.

V.Закрепление изученного материала.

- А сейчас проверим, как вы запомнили материал, изученный на уроке. Если вы внимательно смотрели и слушали презентацию, то легко справитесь с заданиями

1. Болото, реки, ручьи, море, океан- это___какие____ водоёмы.(Естественные)

2. Пруд, водохранилище, канал - это ____какие____ водоемы. (Искусственные)

3.Место, где река впадает в другую реку, озеро или море - это (Устье)

4. Начало реки- это ( Исток)

5. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду, называются . (.Притоками)

-Послушайте сказку, которая называется «Жила - была Река».

Жила - была Река. Сначала она была маленьким, весёлым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоснежных берёз. И все говорили:

- Какая чистая вода в этом ручье!

Затем ручей превратился в настоящую реку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Они обрадовались Реке.

- Оставайся, Река с нами в городе.

Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной.

Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая Река» Никто не гулял на её берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи. И никто из горожан не подумал, что Река тоже живая.

- Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, защищала в жаркие дни от зноя.

А люди всё больше загрязняли Реку.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители - растения, животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

- Нет, не могу больше оставаться с людьми. Надо от них уходить, иначе я совсем погибну. Помогите мне, жители мои, выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей.

Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и лягушки, - очистили свой дом от грязи, вылечили Реку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы.

- А где же Река? - удивились жители города.

- Я знаю, почему от нас ушла Река! Мы обидели её, загрязняли. Я предлагаю отправиться в дальние страны и извиниться перед Рекой.

Отправились горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали её, ведь она стала чистой и прозрачной.

- Извини нас, Река, обещаем, что не будем тебя загрязнять, возвращайся к нам в город.

- Хорошо, я вернусь в город.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных учёных - следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

- Ребята, опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми.(Чистая, прозрачная)

- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели или нет? ( Засоряли, губили ее жителей).

- Да, ребята. Вода - одно из главных природных богатств человека. Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек. Вода нужна для утоления жажды, для умывания, вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы.

К сожалению, некоторые люди нарушают правила поведения в природе. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. От загрязнения воды страдает всё живое.

- Быстро очистить реку можно только в сказке, а в реальной жизни как это сделать?

Не засорять, ставить очистительные сооружения

- Как в быту беречь и экономить чистую воду? Закрывать кран

- Правильно, молодцы.

- Действительно, на водоемах нужно ставить очистные сооружения, фильтры, чтобы очищать воду.

VI. Итоги урока. Рефлексия.

- Скажите, ребята, для чего же на Земле водоемы?

-Они дают воду, без них Земля высохла бы.

-Это дом для живых организмов (растений и животных).

-Это дорога для водного транспорта.

- Место отдыха.

- Ребята, продолжите, пожалуйста, предложения:

Я узнал…

Я задумался…

Я удивился…

VI I Домашнее задание.

1.Прочитать текст на с.83-85.запомнить части реки.

2.подготовить рассказ на тему «Красота моря».

© 2010-2022