- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока. Внеклассное чтение. А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
Конспект урока. Внеклассное чтение. А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гринь И.Г. |
Дата | 11.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Планируемы результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Форма урока: беседа, викторина.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: доска, раздаточный материал, рисунки детей.
Ход урока:
I. Сообщение темы и целей урока. - Ребята, сегодня на уроке вы поделитесь своими исследованиями по биографии Астрид Линдгрен, покажете насколько вы были внимательны при чтении произведения «Пеппи Длинныйчулок».
I I. Новый материал.
1.Что вы узнали о Астрид Линдгрен? (ответы детей)
13 августа 2005 года жители Стокгольма, столицы Швеции наблюдали необычный парад. По улицам шли дети разного возраста, все они были в рыжих париках с косичками и с нарисованными веснушками. Так Швеция отметила 60-летний юбилей вечно юной героини Астрид Линдгрен Пеппилотты-Виктуалины-Рольгардины-Длинный-Чулок. Невозможно представить себе, что на свете есть дети, которые никогда не читали книги о Пеппи Длинныйчулок. А началась эта история так… Зима, гололёд. По городу идёт никому неизвестная женщина, секретарь-машинистка по профессии… Вдруг - бух! Поскользнулась, упала, очнулась - гипс! Ногу сломала. Она долго лежала в постели, а чтобы не скучать, взяла блокнот, карандаш и стала писать сказку. Придумала-то она её раньше, когда у неё дочка болела и без конца просила: - Мама, расскажи что-нибудь! - Что тебе рассказать? - Расскажи о Пеппи Длинныйчулок, - ответила она. Это имя она придумала в ту самую минуту, и так как имя это было необычным, Астрид Линдгрен, а это была именно она, тоже придумала необычную малышку. А когда приключилась та самая неприятность с ногой, она решила написать книжку - ко дню рождения дочки. Потом книгу напечатали, и весь мир узнал и полюбил писательницу Астрид Линдгрен и удивительную девочку Пеппи Длинныйчулок. Правда, в Швеции её называют Пи́ппи, именно так звучит имя на родном языке. Мы прочитали книгу по-русски. Кто нам помог это сделать?
Библиотечный компонент
Структура книги
Повторим еще раз информацию о том, кто такой: Переводчик - специалист по переводу с одного языка на другой. Где мы можем найти фамилию переводчика книги? На титульном листе, на обороте титульного листа, в библиографическом описании, в оглавлении (если это сборник). Назовите фамилию переводчика.
Наши переводчики решили, что по-русски благозвучнее говорить Пеппи. И уже несколько поколений детей нашей страны именно так называют рыжеволосую девочку.
2. Викторина по произведению. До чего же уныло и скучно было в маленьком шведском городке: местные дамы подолгу пили кофе и вели пустые разговоры, школьная попечительница фрёкен Ро́зенблюм наводила на всех детей жуткий страх, дети подолгу печально стояли у витрины кондитерского магазина, а хулиган Лабан безнаказанно безобразничал на ярмарке. Но при этом все жители были очень довольны собой, больше всего дорожили тишиной и покоем, вечно твердили одни и те же слова и терпеть не могли детей.
- Этот городок настолько мал, что в нём всего 3 достопримечательности. Какие? / Краеведческий музей, курган, вилла «Курица».
- В саду виллы, носящей столь гордое название, стоит дуб. В урожайный год с него можно снимать необычные плоды:..? / Лимонад, шоколадки, если хорошенько поливать, то на нём могут вырасти французские булки и телячьи отбивные.
- Здесь-то и поселилась Пеппи. Сколько ей лет? / 9 лет.
Вопрос для обсуждения: Пеппи - обыкновенная девочка? Подтвердите это примерами из текста:
- самая сильная, самая весёлая, самая смешная, самая добрая и справедливая;
- непоседа, неряха, лакомка, любит приврать.
- Её волосы цвета морковки, заплетены в две тугие косички, торчащие в разные стороны. А на какой овощ похож её нос? / На крошечную картофелину.
- И если её нос белеет, то это может означать только одно …? / Пеппи очень сердится.
- Всё необычно в этой девочке. Она даже спит по-своему. Как? / Положив ноги на подушку, а голову под одеяло.
Вопрос для обсуждения: Мама Пеппи - ангел на небе, папа - негритянский король на далёком острове. Томми и Анника считают, что Пеппи одинока? Пеппи с этим не согласна. А вы? / Ответы детей.
- Помните, у Карлсона в доме висела картина «Очень одинокий петух»? В доме Пеппи тоже есть картина. Кто на ней изображён? / На картине, нарисованной прямо на обоях, изображена толстая дама в чёрной шляпе и красном платье. В одной руке дама держит жёлтый цветок, а в другой - дохлую крысу.
- У Пеппи была мечта: когда вырастет, станет …? / Морской разбойницей.
- Прежде, чем поселиться на вилле «Курица», Пеппи побывала в самых разных странах. Именно в этой стране Пеппи научилась спать, положив ноги на подушку. (Гватемала)
- В этой стране все ходят задом наперёд. (Египет)
- Здесь же не найдётся человека, который сказал бы хоть одно правдивое слово. (Бельгийское Конго)
- Маленькие жители этой страны в школе только и делают, что едят конфеты. (Аргентина)
- А в этой стране никто не выйдет на улицу, не намазав густо голову яйцом. (Бразилия)
- Здесь, по утверждению Пеппи, все дети сидят в лужах. (Америка)
- В этой стране все ходят на руках. (Индия)
Вопрос для обсуждения: Почему взрослые городка решили, что девочку надо отправить в детский дом? Вы согласны с их мнением? / «У всех детей должен быть кто-то, кто их воспитывает. Все дети должны ходить в школу и учить таблицу умножения».
- Кстати, школа в этом городке, по словам Пеппи, удивительная. Ребёнок плачет, если его не пустили в школу или учительница забыла задать им задачки. А сама учительница - чемпионка. В каком же виде спорта? / По тройному плевку с прыжком.
- Пеппи провела в этой школе всего один день и успела познакомиться с таблицей помножения? Со знанием дела она рассказывала жителям Веселии, что 7×7=102. Почему? / «Здесь (в Веселии) всё по-другому, и климат совсем другой, и земля такая плодородная, что 7×7 обязательно должно быть больше, чем у нас».
- «На нём была набедренная повязка из мочала, на голове золотая корона, на шее несколько рядов крупного жемчуга, в одной руке он держал копьё, а в другой - щит. Больше на нём ничего не было, а его толстые волосатые ноги были украшены у лодыжек золотыми браслетами». Кто это? / Папа Эфроим, негритянский король.
- Как он стал королём острова Веселия? / Папу Эфроима смыло с его шхуны волной, но он не утонул. Его выбросило на берег. Местные жители собирались взять его в плен, но, когда он голыми руками вырвал из земли пальму, они передумали и даже выбрали его королём.
- Папа Эфроим очень сильный и смелый. Но есть то, чего он очень боится. Это…? / Щекотка.
- "Сюрпризы от Пеппи".
- Я получила письма от тех, кто имеет отношение к повести "Пеппи Длинныйчулок". Всего три письма. А в каждом письме вопрос. Сейчас вы поработаете в группах над этими вопросами.
Конверт первый. Вопрос от друга Пеппи мальчика Томми. "Наша подруга Пеппи - необыкновенная девчонка. Она очень добрая, она большая фантазерка, выдумщица, с ней всегда интересно. Но есть у Пеппи еще такое качество, которому позавидовал бы любой мальчишка. Что же это за качество и когда она его применяет?" (Большая физическая сила, применяет тогда, когда необходимо защитить слабых, восстановить справедливость).
Конверт второй. Письмо от девочки Анники: "Как известно, Пеппи - очень добрая девочка. Она очень любит дарить детям подарки. Вот и нам с Томми она подарила немало изящных и ценных вещиц. Но однажды и мы с Томми сделали Пеппи подарок: в день ее рождения. "Пеппи схватила пакет и лихорадочно развернула его. Там оказался большой музыкальный ящик. От счастья и радости Пеппи обняла Томми, потом Аннику, потом музыкальный ящик, потом зеленую оберточную бумагу. Затем она принялась крутить ручку - с позвякиванием и присвистыванием полилась мелодия…" Какая же мелодия звучала из музыкального ящика? Эта же мелодия звучит в одной из известных вам сказок Андерсена. Назовите ее. ( "Ах, мой милый Августин, Августин…" Сказка Андерсена "Свинопас").
Конверт третий. Вопрос от самой Пеппи Длинныйчулок. Каждый ребенок думает о том, кем он будет, когда вырастет. Задумывалась об этом не раз и я. Вначале у меня было два желания - стать Благородной Дамой или морской разбойницей, но я выбрала морскую разбойницу. Но вскоре я поняла, что лучше всего остаться в детстве навсегда и никогда не становиться старой. Мы с Томми и Анникой проглотили специальные пилюли и пропели заклинание: "Я пилюлю проглочу, старой стать я не хочу".
Как вы думаете, почему я решила навсегда остаться в стране детства, почему не захотела стать взрослой? ("Взрослым никогда не бывает по-настоящему весело. Они заняты скучной работой или модными журналами, портят себе настроение разными глупостями, а главное - они не умеют играть.")
За правильные ответы ребята награждаются призами-сувенирами "от Пеппи".
- Комментарии к рисункам.
Библиотечный компонент
Работа с текстом
-
Основная мысль
I I I . Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы познакомились с произведением шведской писательницы Астрид Линдгрен. Писательница была наделена редким даром - в ее душе до самых преклонных лет жил ребенок, она сама была такой же, какой была во времена своего детства - открытой, доброй, любознательной, с богатым воображением. Мир детства - источник всего творчества Линдгрен. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит". Линдгрен помнила. Помнит и ее любимая героиня - Пеппи, помнят и Эмиль, и Расмус, и Карлсон, и многие, многие другие герои. И очень бы хотелось, чтобы и вы помнили и любили свое детство, своих друзей, своих родителей, чтобы никогда ваши души не становились старыми.
ДЕЛАЙТЕ ЛЮДЯМ ДОБРО!