Рабочая программа по изобразительному искусству (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принята Утверждена

На заседании предметного директором ГБС(К)ОУ школы-интерната №17

методического объединения г. о. Самара

(Протокол №___от________) (Приказ от___________ № ____)

Проверена

заместителем директора

____________А.В. Патокина

(дата_________)



Рабочая программа


педагогического работника

высшей категории

Ивлевой Ларисы Алексеевны



по изобразительному искусству



для 1 класса

основной общеобразовательной школы

на 2015/2016 учебный год

г. о. Самара

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Пояснительная записка Данная рабочая программа адресована 1 классам основной школы.

Программа по изобразительному искусству разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Алексеенко, Л.В. Ершовой, Н.Р. Макаровой, А.Н. Щировой, утверждённой МО РФ («Концепция и программы для начальных классов, «Школа России», 2008г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Москва, 2004г.).

Программа создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны.

Данная программа включает программы двух учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Художественный труд. Технология», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного освоения учебного материала и осуществляются на основе общности:
• развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач;
• основных качеств художественной вещи, изделия (материал, форма, пропорции, декор), а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках изобразительного искусства, и на уроках художественного труда.

В построении содержания обеих программ предусмотрена:
• в выборе заданий, материалов и техник;
• в выборе произведений изобразительного и народного искусства с учетом региональных особенностей;
• в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами.

Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов.
Раздел «Основы художественного изображения. Изобразительное искусство» ориентирует на эмоционально-эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам. Содержание раздела предполагает овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти и представлению; освоение приемов создания художественных образов с использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция).
Раздел «Основы народного декоративно-прикладного искусства» нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в процессе упражнений по освоению специфики образного языка народного искусства (на основе повтора, вариаций), самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций, импровизаций) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий, изготовленных на уроках труда.

Основные цели программы:
• обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд»;
• содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
• способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);
• содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
• обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
• способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов. Программа составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение изобразительного искусства - 1 час: 33 часа в 1 классе (33 учебные недели). Данная рабочая программа по изобразительному искусству соответствует авторской программе Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Алексеенко, Л.В. Ершовой, Н.Р. Макаровой, А.Н. Щировой, утверждённой МО РФ («Концепция и программы для начальных классов, «Школа России», 2008г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Москва, 2004г.).

Особенности организации учебного предмета

Методы обучения по источнику получения знаний:

- словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия);

- наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия - иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, педагогический рисунок; наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств и свойств, особенностей формы, цвета, фактуры и т.д.);

- практические методы (конкретные практические действия).

Методы по характеру познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения изучаемого материала:

- Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный - учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется её осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, её цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приёмами).

- Репродуктивный (предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем). Педагогический рисунок (показ способов и приёмов изображения, поиск композиции). Упражнения.

- Проблемное изложение («метод творческих заданий» - постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе её решения).

- Частично-поисковый («метод совместного творчества», т.к. поиск средств выражения).

- Исследовательский («метод самостоятельного художественного творчества»).

Предпочтительные формы контроля Поскольку изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы обучающихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

В 1 классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.

В 1 классе используется три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое - без выставления бальной отметки, но сопровождающиеся словесной оценкой.

Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью,самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания по теме, работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим замыслом, допускается не более одного недочета, умеет рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий; «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно аккуратно, имеются 2 - 3 ошибки по композиции, колориту и т.д. «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются4-6 ошибок по композиции, колориту и т.д. «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся плохо владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, не может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена небрежно.

Методическое оснащение курса 1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. - М. : Просвещение, 2011. 2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1-4 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. - М. Просвещение, 2011. 3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1-4 классы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. - М. : Просвещение, 2011. 4. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 1-4 классы / Т. Я. Шпикалова. - М. : Просвещение, 2011.

Учебно-тематический план




Наименование раздела

Количество часов
1.
Основы художественного изображения
20
2.
Основы народного декоративно-прикладного искусства
13

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1 КЛАСС (33 ч)

Ведущая тема года: КАКОГО ЦВЕТА ЗИМА И ЛЕТО

Основы художественного изображения. Изобразительное искусство (20 ч)

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Отражение красоты, настроения, состояния сезонных явлений родной природы в графике, живописи, народном декоративно-прикладном искусстве.
Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе с различными художественными материалами (акварелью, гуашью, тушью, фломастерами); в изображении отдельных предметов симметричной (прием отпечатка) и асимметричной формы (замкнутый контур); в изображении взаимосвязанных между собой предметов. Первоначальные знания об основных и смешанных цветах, знакомство с теплыми и холодными цветами, с простейшими правилами смешивания цветов. Начальные знания о графике: о роли черной и белой линий, о разнообразии штриха, контура, о возможностях силуэта, штриха в графических работах.
Опыт художественно-творческой деятельности:
Рисование природы с натуры, по памяти и представлению в разное время года и суток. Выявление роли цвета в передаче определенного состояния природы («Зимний пейзаж», «Цветущий луг», «Вешние воды»). Экспериментирование с цветом (превращение раздельных мазков, цветовых пятен в изображение осеннего пейзажа, воды, весенних цветов и т. д.). Использование в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен.
Рисование натюрморта по представлению. Передача разнообразия форм плодов, овощей, фруктов, их цветовой окраски. Использование приема «раздельного мазка».
Изображение героев народных и литературных сказок. Создание образов знакомых и любимых персонажей с передачей в их облике характерных особенностей (добрый, злой, волшебный и т. д.).
Составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Исполнение их черной и белой линией, с помощью теплых и холодных, контрастных и сближенных оттенков цвета («Узор с рябинкой», «Заснеженные цветы на морозном окне», «Цветущий луг», «Богатыри земли Русской»).

Основы народного декоративно-прикладного искусства (13 ч)

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства. Нарядность, праздничность, привлекательность образов народного творчества. Созвучность художественных образов народного и профессионального искусства. Связь содержания произведений с родной природой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями.
Формирование представлений о символике народного орнамента. Образы-символы в орнаментальном искусстве: древо жизни, птица счастья, знаки-символы солнца, земли, воды, растений. Знакомство с простейшими схемами ритмического построения линейного и сетчатого орнаментов.
Опыт художественно-творческой деятельности.
Упражнения по освоению приемов составления композиции, выполнения росписи, в процессе самостоятельного выполнения орнамента на основе повтора, вариаций и импровизаций по мотивам народных орнаментов (кистью, тычком).
Хохломская роспись по дереву. Элементы травного хохломского орнамента (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, ягодки), приемы их выполнения. Украшение узором изделий, изготовленных на уроке художественного труда.
Народная глиняная игрушка.
Дымковская игрушка. Особенности формы (округлость, статность барыни, стройность коня, богатство оперения и элементов декора птицы), своеобразие орнамента, цветовой гаммы. Приемы выполнения орнаментальных элементов (кистью, тычком). Украшение бумажных силуэтов и лепных игрушек, изготовленных на уроке художественного труда.
Каргопольская игрушка. Своеобразие формы (обобщенность и простота силуэта), архаичность орнаментики, сдержанность цветовой гаммы. Освоение приемов выполнения орнаментальных мотивов. «Оживление» орнаментом силуэтов и вылепленных на уроках труда каргопольских игрушек.
Народный костюм.
Первоначальные представления о женском народном костюме. Основные элементы северного костюма (рубаха, сарафан, головной убор, душегрея), традиции украшения костюма вышивкой. Изображение женской фигуры в народном костюме («Русская красавица» - выполнение украшений по своему усмотрению).
Первоначальные представления о воинском снаряжении (шлем, кольчуга, щит, меч). Примеры орнаментального украшения воинских доспехов в лаковой миниатюре Палеха. Самостоятельное создание орнаментов для украшения снаряжения воина-богатыря.

Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать
• значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
• основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
• эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
• особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

уметь
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
• передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
• составлять композиции с учетом замысла;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
• выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
• проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
• проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда - своего и других людей.



Т.

Календарно-тематическое планирование

Кол-во

часов.

Изучаемый вопрос программы.

Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке.

Форма обучения.

Средства обучения, нагляд-

ность.

Способы контроля.

Коррекционные задачи.

1 четверть-9 часов.

ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ

1

Какого цвета осень? Какой видят осень поэты, художники, народные мастера. Изображение золота осени (акварель, гуашь)

Изображать по памяти и воображению (пейзаж, растения)

Урок-игра

Беседа.

Приборы для рисования

Текущий контроль.

Коллек

тивное

обсужде

ние.

Совершенствова

ние зрительного

и тактильного

восприятия.

Обогащение активного и пассивного словаря.

2

Земля-кормилица. Натюрморт. Сочинение сказки про осень (акварель, гуашь)

Изображать с натуры (натюрморт)

Урок-викторина

Беседа. Методичес

кая таблица.

Текущий контроль.

Самостоя

тельная работа.

Совершенствова

ние зрительного и тактильного восприятия.

3

Щедра осенью земля-матушка. Композиции по представлению: «Богатый урожай», «Первый каравай» (акварель, гуашь)

Составлять композиции с учетом замысла.

Применять основные средства худ.выразитель- ности в сюжетно- тематических композициях.

Урок-игра

Рисование на тему. Репродук-

ции картин.

Текущий контроль.

Сам-я

работа.

Анализ

рисунков

Развивать чувство композиции.

4

Природа-художница. Рисование осеннего пейзажа по памяти или представлению (акварель, гуашь)

Знать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; основные средства выразительности живописи. Передать настроение в творческой работе с помощью цвета, композиции и фактуры материала

Урок-путешествие

Беседа.

Листья деревьев.

Художест

венные принадлеж

ности

Репродук-

ции картин.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа.

Выставка

Развивать умение анализировать форму и пространствен

ное расположение предметов.

5

В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен (акварель, гуашь или аппликация из цветной бумаги)

Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы растительного орнамента

Урок-игра

Беседа.

Художест

венные

принадлеж

ности.

Шаблоны.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа.

Выставка.

Развивать зрительную память, глазомер. Развивать чувство композицию

6

Осенью капуста - барыня. Рисование нарядной сечки с натуры или по представлению (акварель, гуашь)

Освоить основы рисунка и уметь создавать модели предметов бытового окружения человека

Комбинированный урок

Беседа.

Натурная постановка

Методичес

кая таблица

Текущий контроль.

Коллек-

тивное

обсужде

ние

Развивать умение анализировать и сравнивать формы предметов окружающей действительнос

ти

7

В золоте хохломы - золото осени. Рисование кистью золотого петушка (гуашь черная, красная)

Знать основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов.

Комбинированный урок

Беседа. Репродукции картин. Методические таблицы. Художественные принадлежности.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа.

Выставка.

8

В золоте хохломы - золото осени. Рисование кистью элементов травного узора хохломы (гуашь черная, красная)

Рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов (листок, травка, усики, завиток). Понимать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

Комбинированный урок. Декоративное рисование

Беседа. Репродукции картин. Методические таблицы.

Текущий контроль.

Коллек-

тивное

обсужде

ние

Развивать зрительное представление и зрительную память, наблюдательность

9

В золоте хохломы - золото осени. Повтор и вариация элементов орнамента хохломы

Знать основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; уметь рисовать кистью без предваритель-ного рисунка элементы народных орнаментов. Знать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров.

Комбинированный урок. Декоративное рисование

Беседа. Репродукции картин. Методические таблицы.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа.

Выставка

Развивать зрительное представление и зрительную память, наблюдательность

2 четверть-7 часов.

ЗИМНЯЯ СКАЗКА

10

В золоте хохломы - золото осени. Импровизация по мотивам хохломской росписи

Рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов (листок, травка, усики, завиток). Понимать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

Комбинированный урок. Декоративное рисование.

Беседа.

Методическая

таблица.

Творческое задание

Текущий контроль.

Сам-ая

работа.

Выставка.

Совершенствование

Зрительного восприятия.

11

Краски природы в наряде русской красавицы. Украшение наряда красавицы (акварель, гуашь, фломастер)

Уметь применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения. Уметь выражать собственное мнение при оценке произведения искусства

Урок повторения. Тематическое рисование.

Беседа.

Репродукции рисунков.

Худож-е

Принадлеж

ности. Творческое задание

Текущий контроль.

Сам-ая

работа.

Анализ

Работ

Развивать творческое воображение.

12

В гостях у зимней сказки. Дом Деда Мороза (графические материалы)

Уметь применять элементарные способы работы и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения

Комбинированный урок. Тематическое задание

Беседа.

Художественные

принадлежности.

Шаблоны.

Текущий контроль.

Самост-я

работа.

Выставка.

Развивать зрительную

память, глазомер.

Развивать

чувство композиции

13-14

Герои русских народных сказок. Изображение героев зимних сказок

Уметь проявлять эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно- прикладного искусства, выражать собственное мнение при оценке произведений искусства.

Урок повторения. Рисование по представлению.

Беседа.

Художественные принадлежности. Творческое задание.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа.

Развивать умение анализировать и сравнивать формы предметов окружающей действительности

15

Снежный пейзаж. Изображение черной и белой линиями зимнего пейзажа (графические материалы)

Уметь применять элементарные способы работы и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения.

Комбинированный урок. Тематическое рисование.

Беседа.

Иллюстрации.

Художественные

принадлежности.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа.

Выставка.

Формирование творческого воображения.

Развитие эстетической восприимчивости

16

Цвет зимы - белый. Рисование снежных цветов на окне

Рисовать кистью без предварительного рисунка элементов народных орнаментов: растительные (усики, завитки).

Урок повторения. Рисование с натуры и по представлению.

Беседа.

Иллюстрации.

Художественные

принадлежности.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа

Развитие наблюдательнос

ти. Совершенство

вать графические

умения и навыки

3 четверть-9 часов.

ВЕСНА-КРАСНА

17-18

В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Роспись силуэтов игрушек. Роспись глиняных игрушек (акварель, гуашь)

Знать основные средства выразительности декоративно- прикладного искусства. Знать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи

Урок повторения. Рисование с натуры и по представлению.

Декоративное рисование.

Беседа.

Натурный

ряд.

Художественные

принадлежности

Текущий контроль.

Сам-ая

работа.

Выставка.

Развивать творческие способности, наблюдательность

внимание.

19-20

Богатыри земли Русской. Украшение снаряжения русского богатыря. Портрет русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер)

Рисовать, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы. Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.

Комбинированный урок. Тематическое рисование.

Беседа.

Репродукции картин. Творческое задание.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа

Формировать творческое воображение, изобразительные навыки.

21

Конь-огонь. Сказочная композиция (акварель, гуашь, фломастер)

Знать значение слов: композиция, силуэт, форма, размер, коллаж. Использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гуаши, акварели, фломастеров. Уметь применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения

Комбинированный урок. Тематическое рисование.

Беседа.

Иллюстрации рисунков. Творческое задание

Текущий контроль.

Сам-ая

работа.

Развивать творческое воображение.

Развивать чувство композиции, умение анализировать форму и пространственное расположение предметов.

22

Весна-красна - праздник света и тепла. Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних цветов (акварель, гуашь)

Понимать эмоциональное значение тёплых и холодных оттенков. Уметь передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов. Проявлять эмоциональное отношение к окружающему миру.

Урок повторения.

Беседа.

Шаблоны.

Методические таблицы. Репродукции картин.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа

Развивать чувство композиции, умение анализировать форму и пространственное расположение предметов.

23-24

Дымковская игрушка. Повтор и вариации по мотивам дымковских узоров (гуашь)

Знать основные средства выразительности декоративно- прикладного искусства. Знать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

Урок повторения. Декоративное рисование.

Беседа.

Шаблоны.

Методические таблицы. Педагогический рисунок.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа

Развивать наблюдательность к окружающему миру. Совершенствование зрительного восприятия.

25

Красота весенней природы. Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь)

Уметь передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов

Комбинированный урок. Рисование с натуры и по представлению.

Беседа.

Натурный ряд.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа

Развивать зрительную

память,

глазомер.

4 четверть-8 часов.

РАЗНОЦВЕТНОЕ ЛЕТО

26

Вешней воды никто не уймет. Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь)

Уметь применять элементарные способы работы живописными

( акварель, гуашь ) материалами для выражения замысла настроения .

Комбинированный урок. Рисование по представлению.

Беседа. Методические таблицы. Педагогический рисунок.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа

Развивать наблюдательность к окружающему миру. Совершенствование зрительного восприятия.

27

«У лукоморья дуб зеленый....» Рисование героев сказок А. С. Пушкина по представлению (акварель, гуашь)

Выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в рисунке

Комбинированный урок. Рисование по представлению.

Беседа.

Художественные

принадлежности.

Иллюстрации рисунков. Репродукции картин.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа

Совершенствование зрительного восприятия.

Развивать творческое воображение и изобразительные навыки.

28

Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Рисование с натуры нежных весенних цветов (акварель, гуашь)

Уметь применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) материалами для выражения замысла, настроения. Уметь передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов

Комбинированный урок. Декоративное рисование.

Беседа.

Художественные

принадлежности.

Литературный ряд.

Текущий контроль.

Сам-я

работа

Развивать творческое воображение и изобразительные навыки.

29-30

Образ приближающегося лета. Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажа (акварель, гуашь)

Передавать настроение в творческой работе (живописи) с помощью цвета, тона, пятна. Знать основные и смешанные цвета, правила их смешивания.

Урок повторения. Рисование по представлению.

Беседа.

Художественные

принадлежности

Литературный ряд.

Текущий контроль.

Сам-я

работа

Формирование творческого воображения. Развитие эстетической восприимчивости.

31

Превращение красочного пятна в дерево. Экспериментирование с цветными пятнами и линией (акварель, гуашь)

Знать значение слов: композиция, силуэт, форма, размер, пятно, линия.

Комбинированный урок.

Беседа. Художественные

принадлежности.

Композиции детских рисунков.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа

Развивать творческое воображение и изобразительные навыки.

32-33

Какого цвета страна родная? Рисование родной природы по представлению (художественные материалы по выбору)

Уметь составлять композицию с учётом замысла

Комбинированный урок. Тематическое рисование.

Беседа.

Литературный ряд.

Художественные

принадлежности.

Текущий контроль.

Сам-ая

работа

Совершенствовать графические умения и навыки.

Рекомендуемые для ознакомления в I четверти произведения: изобразительного искусства: Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень);
народного декоративно-прикладного искусства: Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, изделия народного творчества из природных материалов (соломки, бересты, шишек, плодов)

Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения: изобразительного искусства: Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима; Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»;
народного искусства: С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; изделия из текстильных материалов (народный костюм, вышитые изделия, тряпичные куклы)

Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения: изобразительного искусства: Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка;
народного искусства: И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; изделия из бересты.

Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения: профессионального искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень; Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем. Заморские гости; Е. Волошинов. Лук; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая Весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками;
народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина - дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову





Список литературы Для учителя:

1. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Издательство «Детская литература», 1990.

2. Никитин Б.П. Ступенька творчества, или развивающие игры. - 4-е изд. - Кемерово, Издательство «Педагогика», 1990.

3. Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство и художественный труд: 1 - 4 кл.: Кн. Для учителя / Б.М. Неменский , Н.Н. Фомина, Н.В.Гросул и др.- М.: Просвещение, 1991. 4. Плешаков А.А., «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2 частях. - М.:«Просвещение», 2008.

5. Шпикалова Т.Я. программы общеобразовательных учреждений (1 - 4 классы) Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. - М.: Издательство «Мозаика-синтез», 1997. 6. Шпикалова Т.Я., Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 1 класс учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2010.

7. CD Комплекс уроков по ИЗО Для обучающихся: 1. ШпикаловаТ.В., Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 1 класс учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2010.


© 2010-2022