- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа курса «Занимательная математика»
Рабочая программа курса «Занимательная математика»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Швецова О.В. |
Дата | 27.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2014 - 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ступень обучения начальное общее образование
(1 - 4классы)
Учитель: Швецова О.В.
Класс:3 «В»
Предмет: «Математика» (кружок)
г. Воронеж
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе нормативно-правовой базы: Закон РФ «Об образовании»; Устав школы; Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2011- 2015 г.г.; Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.; Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2011 г. Рабочая программа составлена на основе программы курса Кочуровой Е. Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ. Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Место курса в учебном плане. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Во 2-4 классах всего 34 часа в год. В 1 классе всего 33 часа в год.
Планируемые результаты изучения курса. В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО: Личностные результаты: Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера. Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. Воспитание чувства справедливости, ответственности. Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты: Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи. Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Предметными результатами являются умения: формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений; формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Содержание программы. Числа. Арифметические действия. Величины. Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.) Ч исла от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.) Ч исловой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр
Материально-техническое обеспечение.
- Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005
- Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. - СПб.: Кристалл, 2001
- Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004 Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. - М.: ВАКО, 2011
- Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003
- Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. - М.: ВАКО, 2011
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ Е. В. Языканова. - М.: Экзамен, 2012
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ Е. В. Языканова. - М.: Экзамен, 2012 Нестандартные задачи по математике: 3 класс/ Т. П. Быкова. - М.: Экзамен, 2012
- Нестандартные задачи по математике: 4 класс/ Т. П. Быкова. - М.: Экзамен, 2012
- Сборник тесовых задач: Тексты, методика, мониторинг: 1-4 классы/ Керова Г. В. - М.: ВАКО, 2011
- 800 новых логических и математических головоломок. - СПб.: Союз, 2001
- Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004
- Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007
- Сухин И. Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. - М.: АСТ, 2006
- Усачёв А. А. Считарь. Числа, счёт, сложение. - М.: РООССА
- Энциклопедический словарь юного математика/ А. П. Савин.- М.: Педагогика-Пресс, 1999
- Кубики (игральные) с точками и цифрами.
- Комплекты карточек с числами.
- «Математический веер» с цифрами и знаками.
- Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
- Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
- Математический набор «Карточки-считалочки».
- Измерительные приборы: весы, часы.
- Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.
- Набор «Геометрические тела».
- Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение и вычитание в пределах 10, 20, 100», «Умножение и деление».
- Демонстрационные таблицы для начальной школы «Математика»
- Электронно-программное обеспечение: проектор, компьютер.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п
Тема
Дата по плану
Дата по факту
Интеллектуальная разминка.
«Числовой» конструктор.
Геометрия вокруг нас.
Волшебные переливания
В царстве смекалки.
В царстве смекалки.
«Шаг в будущее»
«Спичечный» конструктор.
«Спичечный» конструктор.
Числовые головоломки.
Интеллектуальная разминка.
Интеллектуальная разминка.
Математические фокусы.
Математические игры.
Секреты чисел.
Математическая копилка.
Математическое путешествие.
Выбери маршрут.
Числовые головоломки.
В царстве смекалки.
В царстве смекалки.
Мир занимательных задач.
Геометрический калейдоскоп.
Интеллектуальная разминка.
Разверни листок.
От секунды до столетия.
От секунды до столетия.
Числовые головоломки.
Конкурс смекалки.
Это было в старину.
Математические фокусы.
Энциклопедия математических развлечений.
Энциклопедия математических развлечений.
Математический лабиринт.