Урок во 2 классе по русскому языку «Ь - показатель мягкости согласного, Ь в середине и в конце слова»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Конспект урока по русскому языку,

проведённого во 2 «А» классе

по программе «Перспектива»,

авторы учебника

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина


Раздел программы:

«Твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначение их на письме».

Тема урока: «Ь - показатель мягкости согласного; Ь в середине и на конце слова».




















Цели:

  1. Рассмотреть случаи обозначения мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака: на конце слова, в середине слова.
  2. Показать роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов.
  3. Развивать навык обозначения на письме мягкости согласных звуков.
  4. Развивать связную речь учащихся: подбирать родственные слова, видеть и использовать в речи эпитеты.
  5. Воспитывать любовь к поэзии, учить видеть красоту слова.

Оборудование: схемы, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.
Утро, рано... Все проснулись? Друг на друга оглянулись. Глазки искрами горят, Нам о чём-то говорят. Говорят: уже звонок, начинается урок. Пожелаем всем успеха. Больше дела, меньше смеха.
  1. Актуализация знаний.
Мы продолжаем работать над темой «Твёрдые и мягкие могласные». Обратите внимание на доску.

УГОЛЬ ШЕСТЬ СТАЛЬ

  • Что объединяет эти слова?
  • Мягкий знак.
  • Где он располагается в словах?
  • На конце слов.
  • Для чего нужен мягкий знак в словах?
  • Он указывает на мягкость предшествующего согласного.
  • Назовите вторую функцию мягкого знака.
  • Разделительный мягкий знак. Он стоит после согласного перед гласным.
  • Скажите, а в этих словах какова функция мягкого знака?
  • Он указывает на мягкость согласного.
  • Что произойдёт, если мы убирём Ь в этих словах?
  • Они изменятся.
  • Прочитайте эти слова так, если бы Ь не было, как мы должны прочитать согласный без Ь?
  • Твёрдо: угол, шест, стал.
  • Изменились ли слова?
  • Да.
  • А что изменилось?
  • Произношение и значениею
  • Сравним пары слов и их значения.
уголь - угол сталь - стал шесть - шест
Дети сравнивают слова по произношению, указывая, где согласный звучит мягко, а где твёрдо. Говорят о значении каждого слова, сравнивая значения попарно.
  • Составим предложения с первой парой слов, чтобы увидеть, что значения у них разные.

Дети составляют предложения.
  1. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите число, месяц, классная работа. Обратите внимание, сколько словарных слов в этой записи.

14 октября.

Классная работа.


- 3 словарных слова: октябрь, класс, работа.

  • Букву эту все мы знаем:
Звука не обозначает, Может только показать, Как согласную читать.
  • Это Ь.

Открывается доска, на доске:
  • Из скольких элементов состоит буква Ь?
  • Из 2.
  • Назовите их.
  • Наклонная и круг, овал.
  • Посмотрите на алфавит. Что особенного в букве Ь? Почему она одна?
  • У неё нет заглавного друга.
  • Почему у неё нет заглавного друга?
  • С Ь слова не начинаются.
  • А почему на доске 2 вида мягкого знака.
  • С верхним и нижним соединением.
  • Когда они испоьзуются?
  • Если следующая буква за Ь пишется сверху - верхнее соединение, если снизу - нижнее.
  • Запишите строку.

  1. Словарная работа.
  • А сейчас мы поиграем в игру. Она называется «Волшебный мягкий знак». А почему она так называется вы скажете мне позже сами. Посмотрите на слова.

БАНКА ПОЛКА

  • Прочитайте слова. Что такое «банка»?
  • Стеклянная посуда для хранения продуктов.
  • Что такое «полка»?
  • Предмет мебели.
  • Превратите эти 2 слова в новые слова. Подумайте, где нужно разместить Ь, чтобы получились новые слова, слова с другим значением?

Дети вставляют в имеющиеся слова Ь, записывают слова парами: 2 человека по очереди на доске, остальные - в тетрадях. банка - банька полка - полька
  • Расскажите о значении новых слов.
  • Банька - ласковое название места для принятия водных процедур.
  • Полька - танец, жительница Польши.
  • Ответьте на вопрос, который был задан перед игрой: почему Ь волшебный?
  • Он меняет значение и произношение слов.

  1. Повторение.
Создание проблемной ситуации.
  • Мы поспорили с Ктототамом. Разрешите наш спор. Ктототам говорит, что слова «мел» и «мель» одинаково звучат.
  • Нет: «мел» - твёрдый согласный на конце слова, «мель» - мягкий согласный на конце слова.
  • Ктототам говорит, что значение слов одинаковое.
  • Нет: «мел» - предмет для письма, «мель» - мелкое место водоёма.
  • Ктототам говорит, что в словах одинаковое количество букв.
  • Нет: «мел» - 3 буквы, «мель» - 4 буквы.
  • Докажем, запишем слова.

Дети записывают слова.
  • Ктототам сказал, что количество звуков в словах одинаковое.
  • Да... Нет...
  • Выясним, кто прав. Составим схемы слов.

Схемы слов:




  • Одинаковое количество звуков?
  • Да.
  • Значит в этом вопросе Ктототам был прав.
  • А почему во втором слове «мель» букв 4, а звука 3?
  • Ь звука не имеет.
  • Зачем же он там нужен?
  • Он указывает: читай мягко.
  • Как это отражено в схеме?
  • Твёрдый звук - круг с прямой линией, мягкий звук - круг с кривой линией.
  • Составьте предложения с этими словами.

Дети составляют предложения в качестве доказательства различия значений слов.
  1. Физминутка.
Медведь в берлоге потянулся Раз - нагнулся, два - нагнулся. Лапы в стороны развёл - бочонок с мёдом не нашёл. До весны придётся спать, Лапу Мишеньке сосать.
  • Назовите слова с Ь.
  • Медведь.
  • Спать.
  • Сосать.
  • Мишенька.

  1. Закрепление.
  • Наш друг и наставник И.И. Самоваров хочет вам что-то сообщить. Откройте с. 61 учебника. Давайте прочитаем.
В письменной речи на мягкость согласного указывает мягкий знак (Ь). Он может стоять в конце или в середине слова: хор - хорь, банка - банька, был - быль, шест - шесть, редко - редька.
  • Правильные выводы мы сделали на уроке?
  • Да.
  • Раз мы столько знаем о мягком знаке, нам не составит труда выполнить упражнение 78 на странице 61.
Стихотворение читает учитель.
Опрятней модного паркета, Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд.
  • Какие слова вам не понятны в стихотворении? С какими мы ещё не знакомы?
  • Паркет.
  • Кто даст определение слову «паркет»?
  • Паркет - это деревянный пол.
  • Верно, точнее, паркет - это материал для покрытия пола в виде небольших древесных планок.
  • Для слова «опрятней» подберите синоним.
  • Аккуратней, чище.
  • Вы помните, А.С. Пушкин жил давно, поэтому современного русского языка не знал. В стихотворениях использовал старые слова, изменённые. Найдите в стихотворении слово, которое звучит неправильно с точки зрения современного языка.
  • Блистает.
  • Как его мы произносим сейчас?
  • Блестит.
  • Докажите, что это стихотворение.
  • Есть рифма, такт, построчная запись.
  • Какие слова рифмуются?
  • Паркета-одета, народ-лёд.
  • Найдите сравнение.
  • Опрятней модного паркета,
Блистает речка льдом одета.
  • Что с чем сравнивается?
  • Лёд на реке с паркетом.
  • Сколько строчек в стихотворении?
  • 4.
  • Сколько предложений?
  • 2.
  • Прочитайте I предложение. Прочитайте II предложение.
  • Назовите в I предложении слова с Ь.
  • Льдом.
  • Назовите во II предложении слова с Ь.
  • Мальчишек, коньками.
  • I вариант спишет первое предложение и подчеркнёт ь, II вариант спишет второе предложение и подчеркнёт ь.
Дети выполняют задание.
  • Мы помним, что в стихотворениях часто встречаются слова, которые определяют предмет, подчёркивают его признак, отвечают на вопрос «какой?». Как называются эти слова?
  • Эпитеты.
  • I вариант, назовите эпитеты в вашем предложении.
  • Модного.
  • II вариант назовите эпитеты в вашем предложении.
  • Радостный.
  • Подчеркните эпитеты волнистой линией. Обратите внимание на эпитет II варианта радостный. Подберите родственное слово, чтобы появился Ь.
  • Радость.
  • Какого звука мы не произносим в слове «радостный», а в слове «радость» он есть?
  • [т].
  • Значит слово «радость» помогает нам проверить слово «радостный». Как называются такие слова?
  • Проверочные.

  1. Итог урока.
  • Ребята, насколько важет мягкий знак в русском языке?
  • Он очень важен, так как указывает на мягкость согласного. От него зависит значение слова.
  • Где может располагаться Ь в слове?
  • В середине или в конце.
  • Почему его не может быть в начале?
  • Он не обозначает звука.
  • Чтобы не забыть урок, прочитаем весёлые стихи Н. Бетеньковой на карточках, допишем пропущенные слова.

У каждого ребёнка карточка.
Если будем забывать Мягкий знак в словах писать, То вместо шесть получим шест, Вместо есть напишем ест, Станут пенками пеньки, Уголками угольки, Банька в банку превратится. Вот что может получиться!
  1. Оценка.

  1. Домашнее задание.
Упр. 79, с. 61
  • Прочитайте задание. Обратите внимание на образец. Как поменялось значение слова?
  • Окунь - большой и один предмет, а окуньки - маленькие, ласковое слово и несколько.
  • Учтите это при выполнении домашнего задания.
© 2010-2022