- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок во 2 классе по русскому языку «Ь - показатель мягкости согласного, Ь в середине и в конце слова»
Урок во 2 классе по русскому языку «Ь - показатель мягкости согласного, Ь в середине и в конце слова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Самбурова М.Ю. |
Дата | 05.06.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по русскому языку,
проведённого во 2 «А» классе
по программе «Перспектива»,
авторы учебника
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Раздел программы:
«Твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначение их на письме».
Тема урока: «Ь - показатель мягкости согласного; Ь в середине и на конце слова».
Цели:
- Рассмотреть случаи обозначения мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака: на конце слова, в середине слова.
- Показать роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов.
- Развивать навык обозначения на письме мягкости согласных звуков.
- Развивать связную речь учащихся: подбирать родственные слова, видеть и использовать в речи эпитеты.
- Воспитывать любовь к поэзии, учить видеть красоту слова.
Оборудование: схемы, карточки.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
УГОЛЬ ШЕСТЬ СТАЛЬ
- Что объединяет эти слова?
- Мягкий знак.
- Где он располагается в словах?
- На конце слов.
- Для чего нужен мягкий знак в словах?
- Он указывает на мягкость предшествующего согласного.
- Назовите вторую функцию мягкого знака.
- Разделительный мягкий знак. Он стоит после согласного перед гласным.
- Скажите, а в этих словах какова функция мягкого знака?
- Он указывает на мягкость согласного.
- Что произойдёт, если мы убирём Ь в этих словах?
- Они изменятся.
- Прочитайте эти слова так, если бы Ь не было, как мы должны прочитать согласный без Ь?
- Твёрдо: угол, шест, стал.
- Изменились ли слова?
- Да.
- А что изменилось?
- Произношение и значениею
- Сравним пары слов и их значения.
Дети сравнивают слова по произношению, указывая, где согласный звучит мягко, а где твёрдо. Говорят о значении каждого слова, сравнивая значения попарно.
- Составим предложения с первой парой слов, чтобы увидеть, что значения у них разные.
Дети составляют предложения.
- Минутка чистописания.
14 октября.
Классная работа.
- 3 словарных слова: октябрь, класс, работа.
- Букву эту все мы знаем:
- Это Ь.
Открывается доска, на доске:
- Из скольких элементов состоит буква Ь?
- Из 2.
- Назовите их.
- Наклонная и круг, овал.
- Посмотрите на алфавит. Что особенного в букве Ь? Почему она одна?
- У неё нет заглавного друга.
- Почему у неё нет заглавного друга?
- С Ь слова не начинаются.
- А почему на доске 2 вида мягкого знака.
- С верхним и нижним соединением.
- Когда они испоьзуются?
- Если следующая буква за Ь пишется сверху - верхнее соединение, если снизу - нижнее.
- Запишите строку.
- Словарная работа.
- А сейчас мы поиграем в игру. Она называется «Волшебный мягкий знак». А почему она так называется вы скажете мне позже сами. Посмотрите на слова.
БАНКА ПОЛКА
- Прочитайте слова. Что такое «банка»?
- Стеклянная посуда для хранения продуктов.
- Что такое «полка»?
- Предмет мебели.
- Превратите эти 2 слова в новые слова. Подумайте, где нужно разместить Ь, чтобы получились новые слова, слова с другим значением?
Дети вставляют в имеющиеся слова Ь, записывают слова парами: 2 человека по очереди на доске, остальные - в тетрадях. банка - банька полка - полька
- Расскажите о значении новых слов.
- Банька - ласковое название места для принятия водных процедур.
- Полька - танец, жительница Польши.
- Ответьте на вопрос, который был задан перед игрой: почему Ь волшебный?
- Он меняет значение и произношение слов.
- Повторение.
- Мы поспорили с Ктототамом. Разрешите наш спор. Ктототам говорит, что слова «мел» и «мель» одинаково звучат.
- Нет: «мел» - твёрдый согласный на конце слова, «мель» - мягкий согласный на конце слова.
- Ктототам говорит, что значение слов одинаковое.
- Нет: «мел» - предмет для письма, «мель» - мелкое место водоёма.
- Ктототам говорит, что в словах одинаковое количество букв.
- Нет: «мел» - 3 буквы, «мель» - 4 буквы.
- Докажем, запишем слова.
Дети записывают слова.
- Ктототам сказал, что количество звуков в словах одинаковое.
- Да... Нет...
- Выясним, кто прав. Составим схемы слов.
Схемы слов:
- Одинаковое количество звуков?
- Да.
- Значит в этом вопросе Ктототам был прав.
- А почему во втором слове «мель» букв 4, а звука 3?
- Ь звука не имеет.
- Зачем же он там нужен?
- Он указывает: читай мягко.
- Как это отражено в схеме?
- Твёрдый звук - круг с прямой линией, мягкий звук - круг с кривой линией.
- Составьте предложения с этими словами.
Дети составляют предложения в качестве доказательства различия значений слов.
- Физминутка.
- Назовите слова с Ь.
- Медведь.
- Спать.
- Сосать.
- Мишенька.
- Закрепление.
- Наш друг и наставник И.И. Самоваров хочет вам что-то сообщить. Откройте с. 61 учебника. Давайте прочитаем.
- Правильные выводы мы сделали на уроке?
- Да.
- Раз мы столько знаем о мягком знаке, нам не составит труда выполнить упражнение 78 на странице 61.
Опрятней модного паркета, Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд.
- Какие слова вам не понятны в стихотворении? С какими мы ещё не знакомы?
- Паркет.
- Кто даст определение слову «паркет»?
- Паркет - это деревянный пол.
- Верно, точнее, паркет - это материал для покрытия пола в виде небольших древесных планок.
- Для слова «опрятней» подберите синоним.
- Аккуратней, чище.
- Вы помните, А.С. Пушкин жил давно, поэтому современного русского языка не знал. В стихотворениях использовал старые слова, изменённые. Найдите в стихотворении слово, которое звучит неправильно с точки зрения современного языка.
- Блистает.
- Как его мы произносим сейчас?
- Блестит.
- Докажите, что это стихотворение.
- Есть рифма, такт, построчная запись.
- Какие слова рифмуются?
- Паркета-одета, народ-лёд.
- Найдите сравнение.
- Опрятней модного паркета,
- Что с чем сравнивается?
- Лёд на реке с паркетом.
- Сколько строчек в стихотворении?
- 4.
- Сколько предложений?
- 2.
- Прочитайте I предложение. Прочитайте II предложение.
- Назовите в I предложении слова с Ь.
- Льдом.
- Назовите во II предложении слова с Ь.
- Мальчишек, коньками.
- I вариант спишет первое предложение и подчеркнёт ь, II вариант спишет второе предложение и подчеркнёт ь.
- Мы помним, что в стихотворениях часто встречаются слова, которые определяют предмет, подчёркивают его признак, отвечают на вопрос «какой?». Как называются эти слова?
- Эпитеты.
- I вариант, назовите эпитеты в вашем предложении.
- Модного.
- II вариант назовите эпитеты в вашем предложении.
- Радостный.
- Подчеркните эпитеты волнистой линией. Обратите внимание на эпитет II варианта радостный. Подберите родственное слово, чтобы появился Ь.
- Радость.
- Какого звука мы не произносим в слове «радостный», а в слове «радость» он есть?
- [т].
- Значит слово «радость» помогает нам проверить слово «радостный». Как называются такие слова?
- Проверочные.
- Итог урока.
- Ребята, насколько важет мягкий знак в русском языке?
- Он очень важен, так как указывает на мягкость согласного. От него зависит значение слова.
- Где может располагаться Ь в слове?
- В середине или в конце.
- Почему его не может быть в начале?
- Он не обозначает звука.
- Чтобы не забыть урок, прочитаем весёлые стихи Н. Бетеньковой на карточках, допишем пропущенные слова.
У каждого ребёнка карточка.
Если будем забывать Мягкий знак в словах писать, То вместо шесть получим шест, Вместо есть напишем ест, Станут пенками пеньки, Уголками угольки, Банька в банку превратится. Вот что может получиться!
- Оценка.
- Домашнее задание.
- Прочитайте задание. Обратите внимание на образец. Как поменялось значение слова?
- Окунь - большой и один предмет, а окуньки - маленькие, ласковое слово и несколько.
- Учтите это при выполнении домашнего задания.