- Преподавателю
- Начальные классы
- Опыт апробации УМК Начальная инновационная школа
Опыт апробации УМК Начальная инновационная школа
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мишарина В.Ю. |
Дата | 20.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОПЫТ АПРОБАЦИИ
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА
«НАЧАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА»
Обновление социально-экономических процессов влечет за собой и изменения в образовании. Слайд 1 Начальная школа является фундаментом общего образования, поэтому в условиях перехода на ФГОС нового поколения особая роль отводится учебно-методическим комплексам для младших школьников, отражающим требования стандарта. Слайд 2 Система учебно-методического комплекта, по которому мы стали работать с сентября 2013 года, получила название «Начальная инновационная школа». Уже в самом названии авторы попытались показать вектор изменений. Термин «инновация» происходит от латинского novation, что обозначает «обновление», а приставка in переводится как «в направлении», если переводить дословно innovation - «в направлении изменений». Возникает вопрос: «Что и в соответствии с чем мы будем обновлять?» Отечественная педагогика имеет богатейшие традиции и опыт, которые требуют бережного к себе отношения. Именно поэтому в девизе учебно-методического комплекта «Начальная инновационная школа» есть слова «…сохраняя традиции». Авторы отобрали для учебников самое лучшее из традиционной школы в методике преподавания и в содержании. В связи с этим, образовательная система «Начальная инновационная школа» в своей основе опирается на самые прогрессивные психолого - педагогические теории современного образования: теорию развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов), теорию формирования учебной деятельности (В.В.Давыдов), на требования нового Федерального государственного образовательного стандарта. Слайд 3
Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа» издательства «Русское слово» создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Слайд 4 Это позволяет в полном объеме реализовать стратегическую цель - развитие личности ребенка. Вот почему девизом системы УМК «НИШ» являются слова - «Развиваем, сохраняя традиции…». Слайд 5 Учебно-методическая лаборатория «Начальная инновационная школа» создана на базе Смоленского института развития образования. Руководит лабораторией Светлана Алексеевна Болотова. Слайд 6 Особенность учебно-методического комплекта «Начальная инновационная школа» заключается в сочетании достоинств системы развивающего обучения и традиционной школы. Слайд 7 Издательство «Русское слово» поставило перед собой цель: обеспечить в учебно-воспитательном процессе содержательное, организационное и информационное поле для развития личности младшего школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями. Слайд 8 Инновационная составляющая прослеживается и в содержании, и в методике учебных курсов: «Русский язык» (Кибирева Людмила Валентиновна, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова), «Математика» ( Гейдман Борис Петрович, Мишарина И.Э., Зверева Е.А.), «Литературное чтение» (авт.Меркин Г.С., Меркин Б.Г., Болотова Светлана Алексеевна), «Окружающий мир» (Самкова Виктория Анатольевна, Романова Н.И.). Остановлюсь на некоторых особенностях учебных курсов. Слайд 9 • Учебные курсы построены по принципу доступности и посильности, по принципу открывающейся перспективы (школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям). Слайд 10 • Содержание курса «Математики» построено по тематическому принципу, то есть каждый урок посвящён какой-либо конкретной теме. Это может быть сказочный либо познавательный сюжет. Слайд 11 Например, на уроке при изучении числа 3 дети вспомнили персонажей сказки «Три поросенка». Все задания: устный счет, задачи, задания на логическое мышление связаны с этими персонажами. Дети с большим удовольствием помогают трём поросятам решать примеры и задачи. Таким образом, урок приобретает игровую направленность, создается психологический комфорт для ребенка. Важным является то, что всё математическое содержание урока строго подчинено его тематике. Благодаря этому мне удаётся выстроить целостный тематический урок, содержание задач и заданий разнообразно, увлекательно для детей, снят психологический барьер для восприятия нового материала. Слайд 12-13 Каждый урок содержит математический, логический, геометрический материал, занимательные задачи. Слайд 14
- Отличительной чертой курса «Русского языка» является сюжетное начало, наличие сквозных героев, которые становятся активными участниками процесса обучения и вносят в него определённую интригу, элемент занимательности, игры, что очень актуально для детей младшего школьного возраста, ведущим видом деятельности которых по-прежнему является игровая деятельность (наряду с начинающей доминировать учебной деятельностью).
- Главные особенности курса «Литературное чтение»
- Курс «Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения различных дисциплин. Содержание данного учебника базируется на принципе открывающейся перспективы - младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность в постоянном развитии.
- На развитие познавательных, аналитических способностей младших школьников нацелена система вопросов, заданий, формирующих навыки самооценки, самоанализа и способности к рефлексии: «Как ты это узнал?», «Что для этого тебе пришлось вспомнить?», «Расскажи, как ты это определял?» и т.п. Такого рода вопросы помогают ребёнку осознать, оценить свои мысли и действия как бы со стороны и тем самым осмыслить осуществляемую деятельность, её результаты.