- Преподавателю
- Начальные классы
- "Конспект интегрированного урока литературного чтения и изо «Снежное слово зимы» + презентация. "
"Конспект интегрированного урока литературного чтения и изо «Снежное слово зимы» + презентация. "
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вострикова Н.Е. |
Дата | 10.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Братовщина в с. Меньшой Колодезь Долгоруковского района Липецкой области
Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства во 2 классе:
«Снежное слово зимы».
Автор: Вострикова Наталья Евгеньевна
учитель начальных классов
филиала МБОУ СОШ с. Братовщина в с. Меньшой
Колодезь Долгоруковского района
Липецкой области
Тип урока - интегрированный урок.
Используемые методы, формы и приемы учебной деятельности:
форма - урок с элементами практического занятия.
методы - метод объяснительно-иллюстративный; практический метод; методы самостоятельной, групповой учебной работы и работы под руководством учителя.
приемы обучения - высказывания детей о природе; алгоритмические приемы - основа формирования репродуктивного мышления; использование игр; похвала для создания ситуации успеха.
Учебные предметы - «Изобразительное искусство», «Литературное чтение».
Цели:
-
познакомить уч-ся со стихотворением Ф. И. Тютчева « Чародейкою - зимою…»;
-
обогащать словарный запас уч-ся;
-
проиллюстрировать произведение средствами изобразительного языка;
-
показать красоту зимней природы;
-
формировать духовную культуру учащихся; приобщать к культурным ценностям человечества
Задачи:
-
формирование читательской компетентности;
-
овладение навыками осмысленного чтения;
-
расширение литературного кругозора, развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса
-
применение на практике полученных умений и навыков;
-
творческое отображение окружающего мира;
-
развитие коммуникативных способностей;
-
развитие зрительной памяти, пространственного воображения, навыков композиции; закрепление умения пользоваться восковыми мелками и масляными карандашами, цветовыми контрастами, как средствами художественной выразительности;
-
воспитание точности, аккуратности, взаимопомощи; умение объективно оценивать свои работы и работы других.
Оборудование: бумага, восковые мелки, масляные карандаши, презентация учителя.
Ход урока:
-
Организационный момент.
(Слайд №1)
Учитель под музыку читает стихотворение С. Дрожжина.
Улицей гуляет
Дедушка мороз, (Слайд №2)
Иней рассыпает
По ветвям берёз,
Ходит, бородою Белою трясёт,
Топает ногами,
Только треск идёт.
2. Введение в тему:
Учитель: Вспомните, пожалуйста, какие звуки вы слышали, когда шли сегодня утром в школу. ( Слайд №3)
Дети: Скрипит снег под ногами, каркают вороны. Завывает ветер, гудят машины, разговаривают люди, треснула веточка на дереве.
Учитель: Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для описания сегодняшнего утра.
Дети: Утро пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое, неприветливое.
Учитель: Закройте глаза и шёпотом произнесите: : «Зима…». Какое чувство возникло?
Дети: Стало холодно и грустно…
-А мне стало радостно, я люблю зиму.
Учитель: А кто из вас обратил внимание, как шёл первый снег? Расскажите нам об этом.
Дети: Он шёл медленно, неторопливо. И всё, что попадалось ему на пути, снег красил в белый цвет.
Учитель: Какие вы видели снежинки?
Дети: Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, лёгкие.
Учитель: С чем бы вы могли их сравнить?
Дети: Белые, как сахар, молоко.
-Лёгкие, будто пух, пушинки.
- Ажурные, словно кружево, звёздочки.
Учитель: Что же делают эти лёгкие снежинки?
Дети: Они летают, падают, кружатся, ложатся.
Учитель: А можно ли сказать, что они шепчутся? Или так: снежинки танцуют, грустят, плачут?
Когда мы так говорим?
Дети: В сказках, когда хотим наделить снежинки свойствами живых существ.
3.Самостоятельная работа
Под музыку учитель читает текст. ( Слайд№4)
- Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну-единственную снежинку, не похожую ни на чью другую, потому что это ваша снежинка , вы создали её в своём воображении. Представили? А теперь пофантазируйте, и пусть каждый нарисует свой собственный эскиз снежинки. Для этого на ваших столах лежат бумага и восковые мелки.
( Дети вывешивают свои работы на доску)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
4.Актуализация знаний учащихся.
-Посмотрите, пожалуйста, какой снегопад, закружился сегодня в нашем классе.
А пока ваши снежинки порхают, кружатся, я предлагаю вам поиграть в игру «День и ночь». Все закрывают глаза, тот, до кого я дотронусь, открывает глаза и называет любое снежное слово. (Игра)
Учитель: Мороз и солнце! На деревьях иней! Задремали берёзки, нарядились ели в тёплые шубки…Сколько приятных впечатлений дарит нам зима!
Я предлагаю вам окунуться в атмосферу зимнего леса. Скажите, вы когда-нибудь бывали в зимнем лесу? Вспомните, каким вы его увидели. ( Слайд №5)
Дети: Лес неподвижный, белый, сквозной, загадочный, праздничный, кружевной, сонный.
Учитель: А кто хозяйка этого загадочного леса?
Дети: Зима.
Учитель: Какие эпитеты можно подобрать к этому слову?
Дети: Зима- кружевница, морозная, снежная, волшебница.
Учитель: А что вы услышали в лесу?
Дети: Треск сучьев, хруст снега под ногами, ветер.
Учитель: Что делает ветер в лесу?
Дети: Баюкает, дует, шумит, поёт грустную песню, завывает.
Учитель: А теперь послушайте, каким увидел зимний лес замечательный поэт Ф. И. Тютчев в своём стихотворении « Чародейкою - зимою…». (Слайд №6)
5. Первичное чтение стихотворения.
( Учитель под музыку читает стихотворение) (Слайд №7)
6.Словарная работа.
-Обратите внимание, на выделенное слово, которое придаёт этому стихотворению художественную особенность. Ведь недаром поэт выбрал именно его. Произнесите мещет… Послушайте музыкальность этого слова. Это устаревшее слово. Его значение близко к современному - бросать, кидать. (Слайд №8)
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.
Эти карточки помогут нам раскрыть тайну этого стихотворения. (Слайд №9)
7. Групповая работа.
Карточка №1
1.Назовите главных героев стихотворения. Почему Лес и Зима автор написал с большой буквы?
2.Как автор представляет Зиму?
1.Чародейка Зима и Лес - главные герои этого стихотворения.
Автор написал Зима и Лес с большой буквы так, как одушевляет их, как сказочных существ. Он говорит, что Лес околдован чарами Зимы. Эпитет «околдован» обычно используют по отношению к одушевлённым существам.
2.Здесь Зима - добрая чародейка, окутавшая Лес, очарованный волшебным сном.
Карточка №2
1.К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?
2.Какое состояние леса передано поэтом?
1.Это слова - волшебница, колдунья.
2. Мы видим, что Лес неподвижен, безмолвен, очарован волшебным сном, в нём царит покой. Я знаю, что сон - это пограничное состояние между жизнью и смертью. Поэтому автор и говорит:
«Не мертвец и не живой…» Но всё же, как только луч солнца коснётся его ветвей, он вспыхнет, заблещет и оживёт.
Карточка №3
1.Как вы думаете, как автор представил солнце в этом произведении?
2.Как вы думаете, в чём же тайна этого стихотворения?
1.Я считаю, что зимнее солнце в этом стихотворении как божество, перед которым Лес не трепещет, а величественно блещет ослепительной красой.
2.Я думаю, тайна этого стихотворения в том, что поэт представил природу живой, имеющей свой язык и способность дать человеку почувствовать её красоту и величие. Стоит только прислушаться и вглядеться.
Вывод:
- Да, действительно.
« В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»- писал о природе Ф. И. Тютчев.
(Слайд №10)
Учитель: Давайте нарисуем лес, который вы увидели в этом произведении.
Я предлагаю вам сделать это масляными карандашами.
8. Практическая работа.
( Под музыку уч-ся работают в группах масляными карандашами. Выставка работ).
9. Итог урока. Рефлексия.
-Не правда ли величественная, волшебная пора. Словно живая, чародейка - зима меняет маски и играет с нами, заставляет то тосковать, то восхищаться собой. Уметь запечатлеть красоту в своей душе, запомнить её - это высшее проявление культуры человека.
Я хочу, чтобы каждая встреча с природой дарила вам радость общения и благодарю вас за те чудесные минуты, которые мы провели вместе. (Слайд № 11)