"Конспект интегрированного урока литературного чтения и изо «Снежное слово зимы» + презентация. "

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Братовщина в с. Меньшой Колодезь Долгоруковского района Липецкой области

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства во 2 классе:

«Снежное слово зимы».

Автор: Вострикова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

филиала МБОУ СОШ с. Братовщина в с. Меньшой

Колодезь Долгоруковского района

Липецкой области

Тип урока - интегрированный урок.

Используемые методы, формы и приемы учебной деятельности:

форма - урок с элементами практического занятия.

методы - метод объяснительно-иллюстративный; практический метод; методы самостоятельной, групповой учебной работы и работы под руководством учителя.

приемы обучения - высказывания детей о природе; алгоритмические приемы - основа формирования репродуктивного мышления; использование игр; похвала для создания ситуации успеха.

Учебные предметы - «Изобразительное искусство», «Литературное чтение».

Цели:

  • познакомить уч-ся со стихотворением Ф. И. Тютчева « Чародейкою - зимою…»;

  • обогащать словарный запас уч-ся;

  • проиллюстрировать произведение средствами изобразительного языка;

  • показать красоту зимней природы;

  • формировать духовную культуру учащихся; приобщать к культурным ценностям человечества

Задачи:

  • формирование читательской компетентности;

  • овладение навыками осмысленного чтения;

  • расширение литературного кругозора, развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса

  • применение на практике полученных умений и навыков;

  • творческое отображение окружающего мира;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • развитие зрительной памяти, пространственного воображения, навыков композиции; закрепление умения пользоваться восковыми мелками и масляными карандашами, цветовыми контрастами, как средствами художественной выразительности;

  • воспитание точности, аккуратности, взаимопомощи; умение объективно оценивать свои работы и работы других.

Оборудование: бумага, восковые мелки, масляные карандаши, презентация учителя.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

(Слайд №1)

Учитель под музыку читает стихотворение С. Дрожжина.

Улицей гуляет

Дедушка мороз, (Слайд №2)

Иней рассыпает

По ветвям берёз,

Ходит, бородою Белою трясёт,

Топает ногами,

Только треск идёт.

2. Введение в тему:

Учитель: Вспомните, пожалуйста, какие звуки вы слышали, когда шли сегодня утром в школу. ( Слайд №3)

Дети: Скрипит снег под ногами, каркают вороны. Завывает ветер, гудят машины, разговаривают люди, треснула веточка на дереве.

Учитель: Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для описания сегодняшнего утра.

Дети: Утро пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое, неприветливое.

Учитель: Закройте глаза и шёпотом произнесите: : «Зима…». Какое чувство возникло?

Дети: Стало холодно и грустно…

-А мне стало радостно, я люблю зиму.

Учитель: А кто из вас обратил внимание, как шёл первый снег? Расскажите нам об этом.

Дети: Он шёл медленно, неторопливо. И всё, что попадалось ему на пути, снег красил в белый цвет.

Учитель: Какие вы видели снежинки?

Дети: Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, лёгкие.

Учитель: С чем бы вы могли их сравнить?

Дети: Белые, как сахар, молоко.

-Лёгкие, будто пух, пушинки.

- Ажурные, словно кружево, звёздочки.

Учитель: Что же делают эти лёгкие снежинки?

Дети: Они летают, падают, кружатся, ложатся.

Учитель: А можно ли сказать, что они шепчутся? Или так: снежинки танцуют, грустят, плачут?

Когда мы так говорим?

Дети: В сказках, когда хотим наделить снежинки свойствами живых существ.

3.Самостоятельная работа

Под музыку учитель читает текст. ( Слайд№4)

- Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну-единственную снежинку, не похожую ни на чью другую, потому что это ваша снежинка , вы создали её в своём воображении. Представили? А теперь пофантазируйте, и пусть каждый нарисует свой собственный эскиз снежинки. Для этого на ваших столах лежат бумага и восковые мелки.

( Дети вывешивают свои работы на доску)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

4.Актуализация знаний учащихся.

-Посмотрите, пожалуйста, какой снегопад, закружился сегодня в нашем классе.

А пока ваши снежинки порхают, кружатся, я предлагаю вам поиграть в игру «День и ночь». Все закрывают глаза, тот, до кого я дотронусь, открывает глаза и называет любое снежное слово. (Игра)

Учитель: Мороз и солнце! На деревьях иней! Задремали берёзки, нарядились ели в тёплые шубки…Сколько приятных впечатлений дарит нам зима!

Я предлагаю вам окунуться в атмосферу зимнего леса. Скажите, вы когда-нибудь бывали в зимнем лесу? Вспомните, каким вы его увидели. ( Слайд №5)

Дети: Лес неподвижный, белый, сквозной, загадочный, праздничный, кружевной, сонный.

Учитель: А кто хозяйка этого загадочного леса?

Дети: Зима.

Учитель: Какие эпитеты можно подобрать к этому слову?

Дети: Зима- кружевница, морозная, снежная, волшебница.

Учитель: А что вы услышали в лесу?

Дети: Треск сучьев, хруст снега под ногами, ветер.

Учитель: Что делает ветер в лесу?

Дети: Баюкает, дует, шумит, поёт грустную песню, завывает.

Учитель: А теперь послушайте, каким увидел зимний лес замечательный поэт Ф. И. Тютчев в своём стихотворении « Чародейкою - зимою…». (Слайд №6)

5. Первичное чтение стихотворения.

( Учитель под музыку читает стихотворение) (Слайд №7)

6.Словарная работа.

-Обратите внимание, на выделенное слово, которое придаёт этому стихотворению художественную особенность. Ведь недаром поэт выбрал именно его. Произнесите мещет… Послушайте музыкальность этого слова. Это устаревшее слово. Его значение близко к современному - бросать, кидать. (Слайд №8)

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Эти карточки помогут нам раскрыть тайну этого стихотворения. (Слайд №9)

7. Групповая работа.

Карточка №1

1.Назовите главных героев стихотворения. Почему Лес и Зима автор написал с большой буквы?

2.Как автор представляет Зиму?

1.Чародейка Зима и Лес - главные герои этого стихотворения.

Автор написал Зима и Лес с большой буквы так, как одушевляет их, как сказочных существ. Он говорит, что Лес околдован чарами Зимы. Эпитет «околдован» обычно используют по отношению к одушевлённым существам.

2.Здесь Зима - добрая чародейка, окутавшая Лес, очарованный волшебным сном.

Карточка №2

1.К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?

2.Какое состояние леса передано поэтом?

1.Это слова - волшебница, колдунья.

2. Мы видим, что Лес неподвижен, безмолвен, очарован волшебным сном, в нём царит покой. Я знаю, что сон - это пограничное состояние между жизнью и смертью. Поэтому автор и говорит:

«Не мертвец и не живой…» Но всё же, как только луч солнца коснётся его ветвей, он вспыхнет, заблещет и оживёт.

Карточка №3

1.Как вы думаете, как автор представил солнце в этом произведении?

2.Как вы думаете, в чём же тайна этого стихотворения?

1.Я считаю, что зимнее солнце в этом стихотворении как божество, перед которым Лес не трепещет, а величественно блещет ослепительной красой.

2.Я думаю, тайна этого стихотворения в том, что поэт представил природу живой, имеющей свой язык и способность дать человеку почувствовать её красоту и величие. Стоит только прислушаться и вглядеться.

Вывод:

- Да, действительно.

« В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык»- писал о природе Ф. И. Тютчев.

(Слайд №10)

Учитель: Давайте нарисуем лес, который вы увидели в этом произведении.

Я предлагаю вам сделать это масляными карандашами.

8. Практическая работа.

( Под музыку уч-ся работают в группах масляными карандашами. Выставка работ).

9. Итог урока. Рефлексия.

-Не правда ли величественная, волшебная пора. Словно живая, чародейка - зима меняет маски и играет с нами, заставляет то тосковать, то восхищаться собой. Уметь запечатлеть красоту в своей душе, запомнить её - это высшее проявление культуры человека.

Я хочу, чтобы каждая встреча с природой дарила вам радость общения и благодарю вас за те чудесные минуты, которые мы провели вместе. (Слайд № 11)


© 2010-2022