- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку по теме
Урок по русскому языку по теме
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Арифуллова Н.А. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Русский язык
СЛОВО
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.
ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
В КОРНЕ Урок 13. Тема: Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне Цель: - развитие умений находить однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, отличать однокоренные слова с чередованиями от сходных в звучании слов, подбирать слова с чередованием согласных в корне Символы: П - повышенный уровень М - максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
- Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». 4 3 Проверка домашнего задания. • Блицопрос. - Что такое корень слова? - Какие слова называются однокоренными? - Что такое чередование согласных звуков? - Где оно наблюдается? - Почему появляются чередующиеся согласные в корне? - Какие согласные звуки могут чередоваться? ([г//ж], ([х//ш], [т//ч//щ]) - Приведите из домашнего задания примеры слов с чередованием согласных в корне. Назовите чередования согласных звуков. П - Приведите из стихотворений примеры слов с чередованием согласных звуков в корне. - Как доказать, что слова, например, пух и пушистый - однокоренные? (У этих слов есть близость по смыслу, один и тот же корень, но с чередующимися согласными звуками.) • Словарная работа. - Выпишите те слова, у которых в корнях однокоренных слов встречаются чередующиеся согласные. Запишите эти слова парами. Сапоги, колесо, обед, мороз, осина. Образец записи: Сапоги, сапожник [г]//[ж]. Мороз, мороженое [з]//[ж].
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
1 3 3 4 1. Наблюдение над звуками, которые могут чередоваться в корнях слов (с. 43-44). - Прочитайте слова парами рядом с синими рамками на с. 43. - Какие согласные чередуются в корне? - Запишите эти чередования в тетрадях. ([г//ж], [х//ш]) - Прочитайте парами слова рядом с синими рамками на с. 44. - Назовите звуки, которые чередуются в словах 1-й группы ([к//ч]), 2-й группы ([с//ш]), 3-й группы ([д//ж]). - Запишите в тетрадях эти чередования звуков. Ученики в тетради делают запись: к//ч, с//ш, д//ж. - Какие ещё варианты чередований согласных звуков вы наблюдали? ([з//ж]: мороз - мороженое.) Примечание. Выделить пары чередующихся согласных звуков ученики могут самостоятельно и свой результат сверить с материалом учебника. - На основе записей в тетради сделайте вывод о теме сегодняшнего урока. (Будем находить чередования согласных г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж.) - Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. - Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
2. Постановка проблемного вопроса. - Всегда ли слова, в которых есть чередования согласных звуков, являются однокоренными? 3. Поиск решения. Упр. 43 - развивается умение наблюдать над словами, в которых есть чередования, и отличать однокоренные слова от слов со сходными корнями. Ученики находят «лишние» слова в ряду однокоренных. - Почему эти слова не являются однокоренными с другими? - Какие звуки чередуются в однокоренных словах? - Что такое просо? Какие ещё виды злаковых растений вы знаете? (Гречиха, овёс, рис.) Вывод. Корни в словах могут быть подобны корням с чередованием согласных, но при этом слова не являются однокоренными, так как значение, смысл, заключённый в корнях этих слов, будет совершенно разным. Лишние слова: сажа, речь, ручьи, ручей, просо.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙI. Развитие умений - применение знания. 1 5 4 2 1 Работа по учебнику. • Упр. 44 - развивается умение находить в тексте однокоренные слова с чередованием согласных в корне. - Какие однокоренные слова могли бы дополнить этот ряд? Для этого выполним упр. 20 из «Дидактического материала». Образец записи:
Гусиным, гуськом, гусь, гусыня, гусята.
Шажком, шагает. Разбор слов по составу ученики выполняют самостоятельно.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- В каком корне есть чередующиеся согласные? • Упр. 45 - развивается умение подбирать однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, называть и записывать эти чередования. Выполняется самостоятельно с выборочной проверкой.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
• «Договори словечко». - Послушайте рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующимся согласным в корне. Корни могут изменяться, Но родными оставаться: Бок - ... (бочок), друг - ... (дружок), Ухо - ... (уши), пух - ... (пушок), Пущу - ... (пускать), лечу - ... (летать). Какими нам слова считать? Их будем однокоренными звать. (Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин)
-Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
- Какие пары чередующихся согласных звуков в корне вы знаете? Сверьте свои ответы с записью ключевых чередований звуков в тетрадях и на слайде. На слайде появляется ряд чередований: г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж, т//ч//щ, з//ж. 4 4
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Кто сегодня получил отметку в дневник?
- За что?
V. Домашнее задание.
1. Упр. 2, с. 41. 2. Задания № 1, 2, тема 2 в «Рабочей тетради».
Деятельность учеников:
- Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. - Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.
© ООО «Баласс», 2013
6