Урок по русскому языку по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

СЛОВО

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.

ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

В КОРНЕ Урок 13. Тема: Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне Цель: - развитие умений находить однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, отличать однокоренные слова с чередованиями от сходных в звучании слов, подбирать слова с чередованием согласных в корне Символы: П - повышенный уровень М - максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.



- Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». 4 3 Проверка домашнего задания. • Блицопрос. - Что такое корень слова? - Какие слова называются однокоренными? - Что такое чередование согласных звуков? - Где оно наблюдается? - Почему появляются чередующиеся согласные в корне? - Какие согласные звуки могут чередоваться? ([г//ж], ([х//ш], [т//ч//щ]) - Приведите из домашнего задания примеры слов с чередованием согласных в корне. Назовите чередования согласных звуков. П - Приведите из стихотворений примеры слов с чередованием согласных звуков в корне. - Как доказать, что слова, например, пух и пушистый - однокоренные? (У этих слов есть близость по смыслу, один и тот же корень, но с чередующимися согласными звуками.) • Словарная работа. - Выпишите те слова, у которых в корнях однокоренных слов встречаются чередующиеся согласные. Запишите эти слова парами. Сапоги, колесо, обед, мороз, осина. Образец записи: Сапоги, сапожник [г]//[ж]. Мороз, мороженое [з]//[ж].

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
1 3 3 4 1. Наблюдение над звуками, которые могут чередоваться в корнях слов (с. 43-44). - Прочитайте слова парами рядом с синими рамками на с. 43. - Какие согласные чередуются в корне? - Запишите эти чередования в тетрадях. ([г//ж], [х//ш]) - Прочитайте парами слова рядом с синими рамками на с. 44. - Назовите звуки, которые чередуются в словах 1-й группы ([к//ч]), 2-й группы ([с//ш]), 3-й группы ([д//ж]). - Запишите в тетрадях эти чередования звуков. Ученики в тетради делают запись: к//ч, с//ш, д//ж. - Какие ещё варианты чередований согласных звуков вы наблюдали? ([з//ж]: мороз - мороженое.) Примечание. Выделить пары чередующихся согласных звуков ученики могут самостоятельно и свой результат сверить с материалом учебника. - На основе записей в тетради сделайте вывод о теме сегодняшнего урока. (Будем находить чередования согласных г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж.) - Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми.Урок по русскому языку по теме - Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
2. Постановка проблемного вопроса. - Всегда ли слова, в которых есть чередования согласных звуков, являются однокоренными? 3. Поиск решения. Упр. 43 - развивается умение наблюдать над словами, в которых есть чередования, и отличать однокоренные слова от слов со сходными корнями. Ученики находят «лишние» слова в ряду однокоренных. - Почему эти слова не являются однокоренными с другими? - Какие звуки чередуются в однокоренных словах? - Что такое просо? Какие ещё виды злаковых растений вы знаете? (Гречиха, овёс, рис.) Вывод. Корни в словах могут быть подобны корням с чередованием согласных, но при этом слова не являются однокоренными, так как значение, смысл, заключённый в корнях этих слов, будет совершенно разным. Лишние слова: сажа, речь, ручьи, ручей, просо.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙI. Развитие умений - применение знания. 1 5 4 2 1 Работа по учебнику. • Упр. 44 - развивается умение находить в тексте однокоренные слова с чередованием согласных в корне. - Какие однокоренные слова могли бы дополнить этот ряд? Для этого выполним упр. 20 из «Дидактического материала». Образец записи: Урок по русскому языку по темеУрок по русскому языку по темеУрок по русскому языку по темеУрок по русскому языку по темеУрок по русскому языку по теме
Гусиным, гуськом, гусь, гусыня, гусята. Урок по русскому языку по темеУрок по русскому языку по теме
Шажком, шагает. Разбор слов по составу ученики выполняют самостоятельно.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- В каком корне есть чередующиеся согласные? • Упр. 45 - развивается умение подбирать однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, называть и записывать эти чередования. Выполняется самостоятельно с выборочной проверкой.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
• «Договори словечко». - Послушайте рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующимся согласным в корне. Корни могут изменяться, Но родными оставаться: Бок - ... (бочок), друг - ... (дружок), Ухо - ... (уши), пух - ... (пушок), Пущу - ... (пускать), лечу - ... (летать). Какими нам слова считать? Их будем однокоренными звать. (Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин)
-Урок по русскому языку по темеУрок по русскому языку по темеЧто мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.



- Какие пары чередующихся согласных звуков в корне вы знаете? Сверьте свои ответы с записью ключевых чередований звуков в тетрадях и на слайде. На слайде появляется ряд чередований: г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж, т//ч//щ, з//ж. 4 4

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник?

- За что?

V. Домашнее задание.



1. Упр. 2, с. 41. 2. Задания № 1, 2, тема 2 в «Рабочей тетради».

Деятельность учеников:
- Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. - Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.

© ООО «Баласс», 2013

6

© 2010-2022