Статья Воспитание интереса к урокам русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание интереса к урокам русского языка.

Фролова Н. И.,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 12 г. Балашова Требования к повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения, профессиональной деятельности учителя нашли всеобъемлющее воплощение в реформе школы. В числе достаточно сложных проблем является проблема воспитания у учащихся интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Каждый педагог хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, беседы, любого воспитательного мероприятия. Формирование и развитие у учащихся интереса к знаниям должно осуществляться учителем с опорой на психолого-педагогические основы данного процесса. В психологии ряд авторов определяют интерес как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. Роль интереса и его значение в успешном обучении признавали все выдающиеся педагоги. Так, К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и, взятое только силою принуждения…убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет». Выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги - Ж.Руссо, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Макаренко, В. Сухомлинский внесли большой вклад в разработку теории интереса. Первоклассник, поступающий в школу, хочет учиться, и намерен получать только пятерки. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Чтобы это желание не пропало, учитель должен позаботиться о побуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Поддерживать интерес ребенка к учебе помогает занимательный материал, яркие наглядные пособия, включенные в процесс обучения игры. Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность. Игры, стихи, пословицы, загадки, ребусы, сказки - вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, понятным. Все это помогает повысить активность детей, снять напряжение, лучше усваивать знания. Приведу пример орфографических сказок, которые использую в своей работе.



Сказка о безударных гласных. «Однажды гласные А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные А и О. С тех пор эти дети пишут грамотно. Гласные И, Е, Я тоже ссорятся, если находятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник Ударение».

Сказка о звонких и глухих согласных. «Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь и помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные».

Сказка о правописании ЧА-ЩА и ЧУ - ЩУ. «Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, Я, Я, Я. Грибы у меня самые лучшие, Я, Я, Я» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я, отправили ее в самый конец алфавита. Тогда заюлила буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и ее отправили в конец алфавита. Тогда вышла буква Ч и сказала, что никогда не встанет рядом с зазнайками Я и Ю, а будет дружить только с А и У. Запомните, дети, слог ЧА пишем с буквой А, слог ЧУ пишем с буквой У».

Сказка о правописании мягкого знака на конце существительных после шипящих. «Жили-были три рода: Мужской род, Женский род, Средний род. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской и Женский род. Они никак не могли поделить мягкий знак среди шипящих согласных букв Ж, Ш,Ч,Щ. И тогда Средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины - рыцари! Уступите мягкий знак Женскому роду!» Спор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду мягкий знак. С тех пор в именах существительных женского рода единственного числа на конце после согласных Ж, Ш,Ч,Щ пишется мягкий знак, мужского рода - мягкий знак отсутствует». Учеба - труд, и труд нелегкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться непросто. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Литература: Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., «Просвещение», 1985 г. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. М. «Просвещение», 1990 г. Шукейло В. А. Воспитание интереса к урокам русского языка. Начальная школа. 1999г.

© 2010-2022