Урок литературного чтения по теме: Во что нельзя «играть» И. Дик «Красные яблоки»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению

в 3 классе



Во что нельзя «играть»

И. Дик «Красные яблоки»






Предмет: литературное чтение. Образовательная система «Школа 2100».

Класс: 3 класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода). Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: « Во что нельзя «играть» И. Дик «Красные яблоки»

Время реализации урока: 40 минут Ресурсы урока: ПК, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point, учебник для 3 класса по литературному чтению Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, опорные плакаты: «Правила сотрудничества в группе», «Рефлексия настроения», «Рефлексия деятельности», портрет И. Дика.

Цели:

Образовательные: Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия, уметь вести наблюдения и выражать свои мысли убедительно, опираясь на доказательства для правильного использования в речи. Учить детей художественно - эстетическому анализу произведения, активизировать вдумчивое чтение. Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать: неприятие зла; любовь и бережное отношение к членам семьи, желание помочь близкому человеку; желание походить на положительных героев рассказа.

Формировать УУД: Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Ход урока.


Этапы урока

Цель этапа


Деятельность педагога


Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(Предметные, УУД)

I.Мотивация к учебной деятельности.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Переступив порог этого здания вы воспользуетесь правом на …

- Чему вы учитесь на любом уроке?

-Чему учимся на уроках литературного чтения?

- Какие умения нам потребуются для выполнения тех задач, которые мы будем решать на уроке?

Мысленно пожелаем друг другу творчества и успехов в работе. -Начнем с тренировочных упражнений, которые нам помогут совершенствовать технику и скорость чтения:

  • чтение скороговорок, меняя громкость;
  • чтение скороговорок, меняя темп;
  • выполнение упражнений для развития моторики рук, вовремя чтения.

- Образование

- Мы учимся учиться.

- анализу художественного произведения, исследуем поступки героев, язык, творчество автора, композицию произведения, его идею

-Умение быстро и вдумчиво читать.



Личностные УУД


Личностные УУД


Регулятивные УУД



Познавательные


Коммуникативн. УУД




Личностные УУД


II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

(Формулирование темы урока)

Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. (Работа в парах)


















Урок литературного чтения по теме: Во что нельзя «играть» И. Дик «Красные яблоки»


Урок литературного чтения по теме: Во что нельзя «играть» И. Дик «Красные яблоки»



Урок литературного чтения по теме: Во что нельзя «играть» И. Дик «Красные яблоки»



На столах карточки с текстом:

Карточка

  1. Читает 1 вариант.

ГОРЬКАЯ ВОДА Толя с Витей возвращались в лагерь. Навстречу им шла старушка с ведром воды. Пройдет несколько шагов - и остановится отдыхать.

- Подожди, - сказал Витя, - надо помочь.

Он прервал разговор на самом интересном месте и побежал к старушке.

- Куда ты? - крикнул Толя. - Разве всем поможешь?

Но Витя не послушал товарища и помог бабушке отнести ведро.

  1. Читает 2 вариант. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА.

Через несколько дней Толя шел один по лесу. Ему страшно хотелось пить.

Толя решил зайти в первую избу и попросить воды. Только он открыл дверь - увидел ту же самую старушку.

- Пей, сыночек, пей, - ласково сказала старушка, подавая ему воду.
Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выбежал на улицу. А

вода показалась ему горькой.

В.Осеева

Задание:

А) Правильно ли поступил Витя? Подчеркни: да, нет.

А Толя? Подчеркни: да, нет.

Б) Соедини линией имя мальчика и соответствующее им качество характера:

Толя сопереживание

Витя равнодушие

-Какие два разных качества у нас появились?

- Где их можно увидеть на уроке литературы?

- Кто может назвать № раздела? Где посмотреть?

-Прочитайте название раздела?

- С творчеством, каких авторов познакомились?

- О чём эти произведения?

- Кто автор следующего произведения?

- Что знаете об этом авторе? С какими произведениями уже встречались?

- Как называется?

Можете предположить, о чем будем читать?

- На какой странице откроем учебник? Откройте.

Читают вслух друг другу по вариантам.

Совместно выполняют задания.



Урок литературного чтения по теме: Во что нельзя «играть» И. Дик «Красные яблоки»

Сопереживание, равнодушие.

В произведениях?

Открывают содержание. №9.

«Мы с папой и мамой»

Э. Успенского, В. Драгунского, Ю. Коренца. А. Барто.

О семье, взаимоотношениях взрослых и детей.

Иосиф Иванович Дик.

Подготовленные учащиеся рассказывают.

«Красные яблоки »

Равнодушии и сопереживании в произведении И. Дика «Красные яблоки»

Предположительно соглашаются.

112


Личностные УУД


Коммуникативн. УУД
















Регулятивные УУД








Регулятивные УУД


Познавательные УУД


Личностные УУД



Познавательные

Коммуникативн. УУД


III. Выявление места и причин затруднения.

Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

Рассмотрите иллюстрацию.

-Что видите на переднем плане?

-На заднем? В какое время происходят события?

- Какую мысль выразил художник?

-Назовите литературный жанр произведения? Докажите.

- Предположительно выдвигают разные гипотезы.

- Подумать и найти причину затруднения.

Высказывают разные мнения.

Рассказ. Небольшой по продолжительности, в нем мало героев, событий.


Коммуникативн. УУД

Познавательные УУД



IV Физминутка.

- Когда заканчиваете четверть, урок каким правом воспользуетесь?

Что делаете во время отдыха?

Предлагаю внимательно рассмотреть класс и прочитать встретившиеся слова.

- Назовите одним словом, что это за слова?

- Поднимите руку те, кто любит играть?

-Какие игры вы бы добавили?

-Как вы думаете, а есть такие игры, которые нельзя играть?

-Так какова тема урока?

- Кто назовет цели урока?

На отдых

Играем.

Читают слова.

Название игр.

Высказывают разные мнения.

Предположительно соглашаются.

«Во что нельзя играть»

Познакомимся с новым произведением о равнодушии и сопереживании; узнаем, что хотел сказать автор этим произведением; будем работать над развитием речи: её правильностью, точностью; над развитием внимания и памяти

Регулятивные УУД




Коммуникативн. УУД


V.Построение проекта выхода из затруднения.

Урок литературного чтения по теме: Во что нельзя «играть» И. Дик «Красные яблоки»

  1. Знакомятся с произведением.

  2. Выявление первичного восприятия.

-Какую игру придумали ребята?

-Как вы относитесь к этому развлечению? - Я рада, что ваши души рассказ взволновал, удивил, возмутил, значит, вы грамотные, думающие читатели. -Наши подтвердились ли наши предположения? - Можете объяснить, почему рассказ называется Красные яблоки?

Высказывают разные мнения.

Предположительно соглашаются.

Частично.

Высказывают разные мнения.

Предположительно соглашаются.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Познавательные УУД




VI. Реализация построенного проекта.

(работа в группах)

Подвести учащихся к умению

самостоятельно найти в тексте нужную информацию.




Урок литературного чтения по теме: Во что нельзя «играть» И. Дик «Красные яблоки»

  1. Исследователи.

- Пронумеруй слова так, чтобы показать смену настроения в течение всего рассказа у Валерки и Севки:

Валерка Севка

-тревожное; веселое

- сердитое;

- веселое;

- беспокойное;

- разъяренное;

- радостное.

-Что можно сказать о Севке?

2 группа - Критики.

Ответьте на вопрос цитатой из текста.

-С чем автор сравнивает увиденное за окном?

- Представьте себя на месте мальчиков, как бы поступили вы?

3 группа - Читатели.

Прочитайте выразительно диалог (по ролям) на странице 112-13.

-Как он характеризует мальчиков?

4 группа - аналитики. - Почему Валерке расхотелось играть в им же придуманную игру? - За что он себя ругал? Подтвердите словами из текса.

5 группа - авторы.

Выберите предложение или пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

А) Век живи, век учись.

Б) Вперёд чужой беде не смейся, голубок.

В) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Почему нельзя смеяться над чужой бедой?

Аргументируют правильность своих ответов и оценивают ответы других групп.

Каждая группа оценит свой ответ и ответ другой группы.

Выполняют на интерактивной доске

Урок литературного чтения по теме: Во что нельзя «играть» И. Дик «Красные яблоки»

Личностные УУД


Регулятивные УУД

Коммуникативн. УУД


Познавательные УУД

VII .

Рефлексия учебной деятельности.

Умение выделять главное, обобщать.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.


-Поднимите руку те, кого автор заставил переживать вместе с Валеркой?

- Какой эпизод взволновал вас так, что ваше сердечко застучало, защемило и стало меняться настроение?

- Смогут ли по-прежнему дружить мальчики?

-Давайте порассуждаем , почему рассказ назван

« Красные яблоки»?

- Наш урок подходит к концу.

-Как ответите на вопрос темы урока?

-Главная мысль рассказа?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя данные опорные слова.

Рефлексия настроения. - Меня удивило… - Мне захотелось поделиться… - Моё настроение… - Заставил задуматься…

- Я хочу похвалить своих одноклассников…

- Домашнее задание я даю вам по выбору обязательное и творческое.

Обязательное: перечитать рассказ

. Творческое: Предположить и продолжить рассказ о том, как сложатся дальнейшие отношения Севки и Валерки?

- Спасибо за хорошую работу. Желаю вам дальнейших успехов.

Поднимают.

Отвечают.

Красные яблоки на белом снегу - это вспышка, сигнал опасности, который предостерег, дал понять Валерке, как жестока была их игра. В своем рассказе И. Дик показал иногда одно переживание, глубоко затронувшее душу ребенка, может повлиять на его поведение, изменив его к лучшему!

Порой в игре мы бываем, жестоки по отношению к другим людям, но если поставить себя на это место или своих родных, то понимаешь нелепость своего поведения

Любить близких, уважительно относиться ко всем людям.

Урок литературного чтения по теме: Во что нельзя «играть» И. Дик «Красные яблоки»

.

Личностные УУД



Регулятивные УУД



Познавательные УУД















Личностные УУД







Используемая литература
для учеников:

  • учебник «Литературное чтение »3 класс. Под редакцией Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Москва Баласс 2009г

для учителя:
  • Методические рекомендации для учителя «Уроки литературного чтения » в 3 классе / Под редакцией Е.В. Бунеева, О.В. Чиндиловой, М.Я. Яковлевой.
М.: Баласс, 2009г.
  • Программа курса «Литературное чтение » 2 класс «Маленькая дверь в большой мир » Под редакцией Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронин Москва Баласс 2009г.
  • учебник «Литературное чтение » 3 класс. Под редакцией Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Москва Баласс 2009г
  • «Деятельностный метод обучения 1-4 классы». Авторы И.Н.Корбакова, Л.В. Терешина. Учитель 2010г
  • «Треножёр по чтению» для отработки техники чтения и понимания текста М.В. Беденко, А. Н. Савельев., ООО «5 за знания», 2009г.
  • Презентацию скачала и внесла изменения..



















© 2010-2022