- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературы в 4 «б» классе Тема: Поэтический родник. «Стихи о Зиме»
Урок литературы в 4 «б» классе Тема: Поэтический родник. «Стихи о Зиме»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ерёменко Н.А. |
Дата | 16.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТРЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Озерновская основная общеобразовательная школа
Урок литературы в 4 «б» классе
Тема:
Поэтический родник. «Стихи о Зиме»
Учитель: Джангалиева И.А.
2013-2014 учебный год
Цели урока:
- формирование представлений о творчестве поэтов; пополнение и активизация словаря учащихся; совершенствование навыка выразительного чтения;
- воспитание человека со своей позицией, умением выражать свои мысли, чувства, эмоции;
обогащение чувственного опыта детей через осознания эмоционального, образного содержания и художественной формы произведения;
- развитие памяти, связной речи, творческого воображения, умственных действий анализа, сравнения, синтеза
Ход урока:
I Организационный момент.
II Проверка домашнего задания.
III Фаза вызова интереса:
Я, как песчинка, мал,
Я землю покрываю.
Я из воды, я в воздухе летаю.
Как пух, лежу я на полях,
И, как алмаз, сверкаю
На солнечных лучах.
- Какие ассоциации со словом «снег» возникают у вас?
МЕТЕЛЬ
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березки и ели...
Месяц меж тучек над полем сияет,
- Бледная тень набегает и тает...
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.
Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели...
Месяца свет в темноте серебрится
- В мерзлые стекла по лавкам струится...
Мнится мне ночью: меж сучьев берез
Смотрит в безмолвные избы Мороз.
Мертвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои села под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели...
Мнится мне ночью: не степи кругом
- Бродит Мороз на погосте глухом...
А.А. Блок
Снег да снег
Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены…
И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вот в окошке сидят с самоваром;
Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.
Притаились, ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка…
Вдруг ребята пискливых котят
Побросали обратно в лукошко…
Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор -
Великана из снега слепили!
Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза, -
Вот возьмет, вот ухватит в охапку!
И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу!
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.
Словарная работа:
В охапку- обхватить руками
не перечит- не наказывает ребят
Анализ стихотворения:
- Прочитайте строчки, которые «ожили» пред вами, стали зримыми, ощутимыми образами
- Как поэт рассказывает о зимних забавах детей?
- Знает ли он деревенскую жизнь? Найдите подтверждения в тексте.
- Почему Блок называет снеговика великаном?
- Какие слова и словосочетания использует он для его описания
Определение идеи произведения
А.А. Фет
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"
Зима
Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.
Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
С.А. Есенин
Сергей Михалков "Белые стихи"
Снег кружится,снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник, только дворник
Говорит: - Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас - беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!
Иван Демьянов "Первый снег"
Седы кусты до прутика...
На землю и дома
На белых парашютиках
Спускается зима!
Летят снежинки-звездочки.
Смотрю из-под руки:
Кружась, танцуют в воздухе,
Пушисты и легки!
Светлее стала улица,
Наряднее село.
Летят снежинки, кружатся,
Вокруг белым-бело!
Абай Кунанбаев
Зима
В белой шубе, плечист, весь от снега седой,
Слеп и нем, с серебристой большой бородой,
Враг всему, что живет, с омраченным челом
Он, скрипучий, шагает зимой снеговой.
Старый сват, белый дед натворил много бед.
От дыханья его - стужа, снег и буран.
Тучу шапкой надвинув на брови себе,
Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.
Брови грозно нависли - нахмуренный вид;
Головою тряхнет - скучный снег повалит.
Злится он, словно бешеный старый верблюд,
И тогда шестистворная юрта дрожит.
Если дети играть выбегают во двор,
Щиплет нос он и щеки им злою рукой;
В армяке, в полушубке дубленом пастух
Повернулся к холодному ветру спиной.
Конь разбить безуспешно пытается лед,
И голодный табун еле-еле бредет.
Скалит жадную пасть волк - приспешник зимы,
Пастухи, день и ночь охраняйте свой скот!
Угоняйте на новое место табун,
Не беда, если вам не придется поспать,
Лучше вам с бедняками делиться скотом!
Не давайте волкам средь степей пировать!
Анализ стихотворения:
- Какое настроение отражает это стихотворение?
- в чьем образе изобразил поэт зиму?
- Как ты думаешь, какие чувства вызывает зима у автора?
- Как это время года повлияло на быт народа?
- Какие художественные средства использует Абай для создания зимней картины природы?
На окне, серебреном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах- небо ярко синее
И застреха снеговой пыли
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
И.А. Бунин
Словарная работа :
Застреха - в крестьянских избах: нижний, свисающий край крыши, а так же брус, поддерживающий нижний край крыши.
Работа над стихотворением:
1) проверка восприятия.
- Какие чувства пробуждает у вас это стихотворение? Почему?
- Какие картины вы себе представили?
- Чем восхищается поэт?
2) Анализ стихотворения:
- Найдите строчки, в которых можно увидеть краски зимнего утра?
- Почему поэт называет утро радостным и молодым?
- Как вы понимаете выражение: «Золотится отблеск на окно….»?
- Видели ли вы такую картину на морозном окне?
- Какое настроение было у вас в это время?
Составление «Словаря настроений» :
Восхищенное, радостное, печальное, торжественное, восторженное, очарованное, веселое, грустное, радужное, светлое, нежное, легкое, игривое, умиротворенное….
Творческое задание:
Сочинение на тему:
«Зимняя сказка».
Рефлексия:
Красивое в природе привлекает любого человека. Мимо этого нельзя пройти равнодушно. Но чтобы увидеть и понять всю прелесть каждого мгновения жизни, надо быть внимательным, терпеливым, наблюдательным и чутким.
Домашнее задание:
стр. 3-6 (Часть 2. Учебник по литературе) выразительное чтение и иллюстрирование понравившегося стихотворения.