- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа на тему: Прорашивание семян пшеницы в условиях необитаемого острова
Исследовательская работа на тему: Прорашивание семян пшеницы в условиях необитаемого острова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хабибуллина Р.М. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МР ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН
МОКУ СОШ с. РЯТАМАК
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПРОРАЩИВАНИЕ СЕМЯН ПШЕНИЦЫ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ НЕОБИТАЕМОГО ОСТРОВА
Номинация «Окружающий мир»
Шарифуллина Алина Азатовна,
учащаяся 3 класса
МОКУ СОШ с.Рятамак
Руководитель:
Хабибуллина Роза Мусагитовна
учитель начальных классов
МОКУ СОШ с.Рятамак
с.Рятамак
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Введение…………………………………………………………… 3 стр.
-
Проблема…………………………………………………………….. 4 стр.
-
Цели, задачи ………………………………………………………… 4 стр.
-
Исследуем первую гипотезу……………………………………… 5 стр.
-
Практическая часть первого исследования. Выводы…………… 5 стр.
-
Исследуем вторую гипотезу……………………………………… 6 стр.
-
Практическая часть второго исследования. Выводы…………… 7 стр.
-
Заключение…………………………………………………….…….. 7 стр.
-
Список литературы………………………..………………………… 8 стр.
10.Приложение.
ВВЕДЕНИЕ. Исторические сведения о произрастании пшеницы. Пшеница - самая древняя и распространенная культура на земном шаре. Эта хлебная культура большинства стран мира, возделываемая от северных полярных районов до южных пределов пяти континентов.
Пшеница - важнейшая продовольственная культура: ее потребляет в пищу свыше половины населения земного шара, среди зерновых она занимает ведущее место по занимаемым площадям и валовому сбору зерна, который составляет почти половину урожая зерновых культур. Пшеница была одним из первых злаков, ее культивировали еще в самом начале неолитической революции. Селекция первых сортов осуществлялась по прочности колоса, который должен выдерживать жатву, по устойчивости к полеганию и по размеру зерна. Это вскоре привело к утрате культурной пшеницей способности размножаться без помощи человека, так как ее способность к распространению зерен в диких условиях была сильно ограничена, Время появления культурной пшеницы точно не установлено, но это произошло не позднее 10-го - первой половины 8-го тысячелетия до н.э.. Можно считать, что пшеницу возделывают не менее 10 тыс. лет. Основной производитель пшеницы - Китай, второй по значению - США; затем идут Индия, Россия, Франция, Канада, Украина, Турция и Казахстан. Начались наши исследования очень спонтанно во время посещения школьной библиотеки нас заинтересовала книга, книга Даниэля Дэфо «Приключения Робинзона Крузо» (рис.1.1). Сначала библиотекарь Гузалия Муллахметовна познакомила нас с главным героем этой книги (рис.1.2). Рассказали нам о Робинзоне и его 28-летнем пребывании на необитаемом острове. На следующий день нам наш учитель Роза Мусагитовна показала мультипликационный фильм «Робинзон Кузя». Мальчик Кузя, который ничего не умел, попал на необитаемый остров и учился выживать. (рис.1.3). Но больше всего нам понравилась викторина «КРЕАТИВНЫЙ РОБИНЗОН» (рис.1.4). Нужно было предложить как можно больше вариантов использования вещей, выброшенных бурей на берег. Предлагалось использовать кусок мачты, обрывок паруса, сундук, пустую консервную банку, пустую бочку, зонтик и, наконец, мешочек с зерном. Мы предлагали варианты, как использовать данное зерно («мозговой штурм»). Были предложения съесть сразу, испечь лепешку, сварить кашу. В итоге пришли к выводу, что ЗЕРНО НАДО ПОСЕЯТЬ, чтобы со временем вырастить большой урожай пшеницы. ПРОБЛЕМА. Но Робинзон Кузя ещё совсем молод. Он не знает, где сажать и чем поливать. На необитаемом острове он совсем один. Проблема 1: в каком грунте сажать? Можно посадить зерно в песок, ведь его так много на берегу океана. А можно посадить в почву, которую надо брать в лесу. Проблема 2: чем поливать? Больше всего воды в океане, эта вода солёная. Но есть и пресная вода в реках. Объект исследования: прорастание семян пшеницы. ЦЕЛЬ: опытным путем определить условия, необходимые для лучшего прорастания зерна пшеницы.
ЗАДАЧИ:
- Опытным путём сравнить результаты прорастания зерна пшеницы в условиях полива пресной и морской водой.
- Опытным путём сравнить результаты прорастания зерна пшеницы в разных видах грунта.
- Гипотезы исследования (1): скорей всего, зерно лучше прорастёт в почве.
- Гипотеза (2): скорей всего лучше прорастёт зерно, которое будем поливать пресной водой.
Методы исследования:
-
Информационный;
-
Метод наблюдения;
-
Экспериментальный;
-
Сравнительный.
- Практическая значимость: Пшеница является основной зерновой культурой земного шара.
ИССЛЕДУЕМ ПЕРВУЮ ГИПОТЕЗУ Сначала мы делали предположения, в каком грунте зерно прорастет лучше, в почве из леса или в песке, которого так много на берегу океана? Выводы делали на основе наблюдений и с опорой на собственный практический опыт (поскольку на необитаемом острове нет других источников, подтверждающих нашу гипотезу).
- Вспомнили, что дома и в классе комнатные растения растут в почве;
- Вспомнили, что на клумбах в школе растения растут на почве;
- увидели «на острове» (из энциклопедий, из иллюстраций книги), что большая часть растений растёт на лесной почве...
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПЕРВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Первую партию зерна мы распределили для посадки в почву и в песок. Каждый из нас высадил семена пшеницы в лотки с почвой и с песком (рис.1.5 -1.7). В течение двух недель мы наблюдали за ростками, измеряли их и фотографировали. Через 4 дня наши посевы проросли! В лотках с почвой проклюнулись первые зелёные росточки (рис.1.8 - 1.9). А через 10 дней ростки были высотой более 10 см (рис.1.11). Стало также заметно, что ростки в лотках с песком не торопились радовать нас бурным ростом. Там кое-где проросли слабые побеги (1-4 см). ВЫВОД: для выращивания зёрен пшеницы или ячменя нужно выбрать плодородную почву леса или поля. ИССЛЕДУЕМ ВТОРУЮ ГИПОТЕЗУ Так как Робинзон Кузя попал на остров в океане, было решено проверить, какой водой лучше поливать зерна пшеницы. Сначала мы делали предположение, что лучше прорастет то зерно, которое будем поливать пресной водой. Выводы делали на основе наблюдений и с опорой на собственный практический опыт (поскольку на необитаемом острове нет других источников, подтверждающих нашу гипотезу).
- Вспомнили, что дома и в классе комнатные растения поливают пресной водой без добавления соли;
- Вспомнили, что дождевая вода, которая поливает растения в природе тоже пресная…
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ВТОРОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Солёную воду мы сделали сами, используя морскую соль. Пресную воду брали из-под крана (вода из скважины без хлора). Сначала мы с учителем перебрали вторую партию зерна и посадили зерна в два разных лотка (рис.1.11). Наметили, какой лоток будут поливать пресной, а какой солёной водой. Наметили бутылочки надписями (рис.1.12 1.13). В течение 2-х недель поливали эти лоточки, наблюдали за порослью и фотографировали (рис.1.9). Через 6 дней в лоточке, который поливали пресной водой, проклюнулись ростки 1-2 см. Через 12 дней ростки в этом же лотке подросли до 10 см. А в лотке, который поливали солёной морской водой, ростки вообще не проклюнулись (рис.1.12). ВЫВОД: семена проросли только в том лотке, где землю с семенами поливали пресной водой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, опыты завершены. Остается сделать вывод. Для лучшего прорастания семян пшеницы необходимы следующие условия:
- для посадки необходима плодородная почва;
- для полива нужна пресная вода.
Тезисы исследовательской работы на тему: « Проращивание семян пшеницы в разных условиях необитаемого острова». Автор-Шарифуллина Алина, учащаяся 3 класса МОКУ СОШ с.Рятамак муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан, руководитель-Хабибуллина Роза Мусагитовна. Исследовательская работа является полезной формой обучения. При этом мы общаемся с людьми, работаем с литературой, наблюдаем. Объект исследования: прорастание семян пшеницы. ЦЕЛЬ: опытным путем определить условия, необходимые для лучшего прорастания зерна пшеницы. ЗАДАЧИ: ●Опытным путём сравнить результаты прорастания зерна пшеницы в условиях полива пресной и морской водой.
- Опытным путём сравнить результаты прорастания зерна пшеницы в разных видах грунта.
Как обобщали полученные данные? В процессе роста семян мы фотографировали показатели ростков, что давало нам возможность сравнить и сделать выводы. В конце эксперимента мы просматривали фотографии в порядке их фотографирования и делали определенные выводы.
К каким выводам вы пришли? Набор фотографий и ежедневные наблюдения привели нас к следующим мыслям:
∙ Морская вода совершенно не пригодна для полива растений, так как при поливе морской водой зерна не проросли совсем. Поливать растения необходимо пресной водой. Для выращивания зерен нужно выбрать плодородную почву леса или поля, так как на ней количество взросших семян намного больше.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Д. Дэфо «Приключения Робинзона Крузо»
3 Н. И. Вавилов, Мировые ресурсы сортов хлебных злаков, зерновых, бобовых, льна и их использование в селекции. Пшеница, М. - Л., 1964;
4. П. К. Иванов, Яровая пшеница, 3 изд., М., 1971;
5. П. М. Жуковский, Культурные растения и их сородичи, 3 изд., Л., 1971;
6.П. П.Лукьяненко, Избр. труды. Селекция и семеноводство пшеницы, М., 1973;
7.Пшеница и ее улучшение, пер. с англ., под ред. М. М. Якубцинера, Н. П. Козьминой, Л. Н. Любарского, М., 1970;