Исследовательский проект «Волшебные числа в русских народных сказках»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Защитное слово

Здравствуйте уважаемые учителя, ребята и жюри!

Разрешите представить Вам работу на тему:

«Волшебные числа в русских народных сказках». В наш век компьютерных технологий, мобильной связи, всевозможных новинок в сфере электроники очень удобно жить и пользоваться достижениями рук человеческих. Ещё наши родители, учась в школе и вообразить не могли о том, что их дети смогут получать домашние задания по интернету, что можно сидя дома пообщаться и увидеться с друзьями с другого континента. И это всё необходимо и хорошо. Но существует проблема. Дети стали слишком много времени уделять компьютерным играм, всевозможным сайтам и т.п. Стали меньше читать… А ведь книги воспитывают человека духовно. Читая книги, человек постоянно учится, познаёт новое и как следствие - становится интересным окружающим. Выбор темы доклада - это огромное желание привлечь своих друзей к чтению! Это желание показать, что самые простые художественные произведения, которые мы знаем ещё с детского сада таят в себе сюрпризы и предоставляют нам пространство для неожиданных открытий! Среди книг самые удивительные - сказки. Они не знают власти времени. Читая русские народные сказки, понимаешь, что в них отражается душа русского человека, уклад жизни, его вера. Если имя героя, то обязательно со смыслом (Иванушка - дурачок, Елена - Прекрасная, Ленивица и т.д.), если предмет волшебный, то к месту. И пословицы в сказках, и поговорки-поучения - всему место найдется! Числительные не исключение. Цель нашей работы: Цель работы - проанализировать русские народные сказки, историю чисел древних славян, понять роль чисел в русских народных сказках, какой опыт хотел донести народ, передавая из уст в уста, из поколения в поколение народные сказания.

Для решения цели мы определили такие задачи:

  1. Изучить Русские народные сказки.
  2. Провести опрос среди учащихся.
  3. Проанализировать.
  4. Обобщить наблюдения, сделать выводы.

Объектом исследования стали числа в русских народных сказках. Предметом исследования - смысл чисел, приписываемый им носителями русского языка.
Цель и задачи определили выбор способов исследования.
Сначала необходимо изучить исторические справки о роли чисел у древних славян, какой смысл они несли, что обозначали. Затем необходимо изучить русские народные сказки, провести сравнительный анализ - какие числа чаще встречаются в сказках, какую информацию несут и расходится ли эта информация с нашими представлениями. Провести социальный опрос среди учащихся по данной теме. В сказках, легендах и преданиях, пословицах и поговорках каждый день мы сталкиваемся с волшебными, магическими цифрами- тридевятое царство, три богатыря, три сына, семеро козлят и т.д. Меня заинтересовал данный вопрос, почему именно эти числа встречаются так часто. А считают ли мои одноклассники, что народ намеренно выбирал количество испытаний в сказках, количество сыновей у царя и т.д. Считают ли, что числа несут определенный смысл? Для выяснения данного вопроса было проведено анкетирование учащихся 3 «А» класса, в количестве 27 человек.

На вопрос :«С какими числами ты чаще всего встречался в русских народных сказках?», все 27 человек назвали числа 3 и 9.

На второй вопрос: «Когда в сказках даётся испытание главному герою, то чаще с какой попытки он справляется ?», 25 человек считают, что с третьего раза и 2 человека, что с первого.

На третий вопрос: «Сколько даётся испытаний главному герою чаще всего ?», 26 человек ответили - три испытания и 1 человек - одно.

На четвертый вопрос: «Считаешь ли ты, что числа в русских народных сказках несут определенный смысл?», 26 человек уверены, что да, несут смысл и только 1 человек считает, что нет никакого смысла. Изучая результаты опроса можно сделать следующие выводы: - чаще всего в сказках встречаются цифры 3 и 9, - чаще всего испытуемый справляется с заданием с третьей попытки, да и испытаний чаще всего даётся три, - подавляющее большинство опрашиваемых считают, что выбор чисел в сказках не случаен, хотя и не все могут обосновать своё мнение. Ссылаясь на учёных- исследователей русских народных сказок, на опрос общественного мнения, проведенный среди учащихся - в русских народных сказках преобладают цифра три, девять и цифра семь. О том, какой смысл несут числительные, хотелось бы показать на примере одной русской народной сказки « О молодильных яблоках и живой воде». Часто в сказках повествование начинается с того, что было у царя, или же у старика со старухою три сына (сказка «О молодильных яблоках» - не исключение). Мало того, третий сын в сказках - всегда особенный! Почти в каждой сказке - третий сын в семье - «дурачок». Если посмотреть, как развивается каждая такая сказка, то получается, что именно этот дурачок находит свое счастье. Завистливые, не честные люди всегда считали дураками тех, кто честен, справедлив и открыт для всех. Такие люди как Иванушка -дурачок не станут хитрить для того, чтобы принести в дом богатство, не пойдут на преступление. А тот, кто не пытается добыть себе богатство, а искренне помогает людям, тот и будет награждён и счастьем и богатством. Как вывод : если мы встречаемся в сказке с тремя сыновьями, то вероятнее всего такое начало подсказывает нам, что все основные события будут разворачиваться вокруг третьего героя, который в итоге с блеском выйдет из всех неурядиц. Далее, по сюжету, царь посылает своих сыновей - за тридевять земель, в тридесятое царство за молодильными яблоками и живой водой. За тридевять земель, в тридесятом царстве… В большинстве сказок, более позднего периода, эти слова использовались как обычная и привычная присказка. Но далеко не каждый знает, что это, своего рода, определение расстояния до того места, где происходили события. А если быть точнее, какое количество времени понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель - это ни что иное, как число 27( 3 х 9 = 27). Именно такое количество дней, по древнему календарю, длился лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько дней. А вот тридесятое государство - это выражение пошло от крестьян. Они не умели считать больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять - это значит то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто нереально. Для наших предков именно эти места считались недосягаемыми. Вот и получается, что для наших далеких предков числа 27 и 30 были тем пределом, за которым творились чудеса. А в чудеса люди верили всегда. Далее мы встречаемся с числом три, когда сказочный герой стоит перед выбором трех путей. Он оказывается возле развилки, камень у которой предлагает ему на выбор три дороги. Почему же именно три? Причем расположены они по возрастающей опасности: « Прямо поедешь - женатым быть, направо поедешь - себя спасешь, коня потеряешь, налево пойдешь коня спасешь, себя потеряешь». Третий путь самый опасный, трудный и главный герой всегда выбирает самый тернистый путь, который обещает не только большие опасности, но и большую награду. Выбирая самый опасный путь, герой совершает правильный выбор, так как для достижения наилучшего результата, для превращения своего опыта в настоящую мудрость нужно пройти все испытания. Вообще, само наблюдение над природой наводило людей на мысль об особом значении числа 3. Они всюду встречали или думали, что встречают, деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды; перед ними стояли небесные светила - солнце, луна и звезды; в телах они наблюдали три измерения - длину, ширину и высоту; во времени - прошлое, настоящее и будущее. А так как религия древних была связана с явлениями природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и это число получило значение священного. Пифагорейцы, к примеру, считали число 3 совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его в виде треугольника. Число 3 вошло в христианскую религию, верующие представляют Бога в виде триединства: отец - сын - святой дух. Это число легло в основу композиционного построения ряда художественных произведений. Далее в сказке « О молодильных яблоках и живой воде» мы встречаемся с цифрой 6. Когда главный герой встречается с 6-ю девицами -богатырками. Цифра 6 здесь ничего хорошего не предвещает. Число 6 - чётное число. В давние времена числа 4 и 6 считались самыми несчастливыми. Примета эта пришла к нам еще с тех времен, когда Новый год отмечался не 1-го января, а 1-го сентября. Декабрь и февраль считались, соответственно, 4-м и 6-м месяцами. Именно на эти месяца приходятся самые большие и строгие церковные посты. Считалось, что даже младенцев нельзя кормить. В такое время погибало очень много и детей, и взрослых. Сегодня эта примета уже не актуальна. Но, тем не менее, в сказках с этими цифрами связаны не очень хорошие события. Если мужику в сказке загадывали 4 загадки и ответ нужно дать в течение четырех дней - это к беде. То же самое касается и шестерки. Многие принцы, которые пытались спасти свою невесту от злых сил, погибали именно на шестом препятствии. Так и в сказке о « Молодильных яблоках» встреча Ивана- царевича с девицами-богатырками приводит к опасной погоне за ним. Также в сказке встречается число 2. В данной сказке 2 - символ пары. В русских сказках часто встречаются два героя, один попадает в беду, а другой его спасает. Их встреча является счастливым концом. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», и т.д.). А может быть и по-другому: один герой противопоставляется другому («Лиса и кувшин», «Волк и лиса» и т.д.). В сказке « О молодильных яблоках» старший и средний братья «на пару» выбирают на распутье один и тот же « лёгкий» путь. Очень часто число два встречается в пословицах и фразеологических оборотах: Ум - хорошо, а два - лучше. Как две капли воды. Палка о двух концах. Также употребление числа два происходит из-за того, что в жизни всегда есть две противоположности: добро и зло, чёрное и белое, свет и мрак, богатство и нищета, и т.д., а на противопоставлении основаны многие сюжеты сказок. Число 9 находится в непосредственной связи и зависимости от числа 3. Иногда оно мыслится как число 3, только в усиленной форме: 9 = 3x3. Интересно, что если в древнейших преданиях говорится о трех музах, то в более поздних - преимущественно о девяти. Числа 3 и 9 находили особое применение и в бытовых отношениях. Например, на пирах существовало правило - пить 3 чаши или 9, но никогда не 4 или 5. У славян поминки по усопшему отправляются на 9-й день после его кончины. По - видимому, это тоже свидетельствует о каком - то процессе обновления, но уже в потустороннем мире. От 3 х 3 = 9 делается шаг к 3 х 9 = 27. Это число тоже имеет магическую силу, например, от него происходит и знаменитое сказочное «за тридевять земель». Ещё в сказках часто встречается упоминание цифры семь - «за семью дверями, за семью замками…» и др. Семь - особое число. Семёрка в древности была окружена большим почётом. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы, поговорки и фразеологизмы типа «Семь бед - один ответ», «Семеро одного не ждут», быть на седьмом небе, семи пядей во лбу, семь планет на небе, семь чудес на свете, семь дней в неделе, и т.д. Семь чаще употребляется в значении - много. В русской народной сказке « Семеро козлят» - данное число выбрано не случайно, ведь именно седьмой козлёнок спасается и рассказывает матери - козе об обидчике. Число семь в названии сказки сразу готовит нас к тому, что какие -бы события не происходили в сказке, пусть самые неотвратимые - всё непременно закончится хорошо. Волшебное число "семь" широко использовалось в сказках, мифах. Чем же объяснить? Примерно четыре тысячи лет назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен 28-ми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что в русских сказках и пословицах чаще всего встречаются числа 3, 9 и 7. Волшебное, скрытое значение имеют только 3 и 7. Число 2 обозначает чаще всего количество и важно в противопоставлении. Числа 1, 4, 5, 6, 8, и 10 встречаются редко. Мы читали или слушали русские сказки и не обращали внимания на тайный смысл этих чисел. А напрасно. Три сына, три царевны, три богатыря, можно загадать только три желания, или нужно пройти три испытания для того, чтобы получить то, что хочешь. Тройка - это очень мощное число, которое сильно влияет на нашу жизнь. Не будем сейчас вдаваться ни в астрологические, ни в христианские подробности. Самая важная мысль заключённая в цифре три - это то, что дети должны уяснить себе немаловажную истину: Не стоит опускать руки, если что-либо не получается с первого раза. Следует подумать и попробовать еще раз. Не зря говорят, что Бог Троицу любит. То есть, не получилось один раз, значит, обязательно получится в другой. А если не во второй, то в третий раз. Может поэтому и прославился русский народ своей стойкостью, своим крепким духом, который ничем не сломить! Исследуя данную тему, мы поняли, что, изучая числа и их роль в текстах русских народных сказок, можно лучше понять историю своего народа, его мировосприятие, а также связь с историей других народов мира. Как видим, русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки - не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Спасибо за внимание!

8

© 2010-2022