Конспект занятия Я и моё имя

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

15

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 55

города Воронежа

















Внеурочная деятельность по краеведению

во 2 классе

Тема занятия: «Я и моё имя».

Учитель IКК

Доровских Н.А.



2014 год

Целевые установки:

Личностные:

- формирование устойчивой мотивационной основы учебной деятельности, включающей учебно-познавательные и внешние мотивы;

- способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- в сотрудничестве с учителем планировать свои действия; оценивать правильность их выполнения;

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и открытого информационного пространства (в совместной деятельности с учителем, с родителями);

- осуществлять запись (фиксацию) выбранной информации;

- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для построения монологических высказываний;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной точкой зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Предметные:

- уметь различать имена, отчества и фамилии;

- иметь представление о происхождении имён, фамилий и отчеств на Руси;

- знать, что обозначает собственное имя.

Оборудование для учителя: проектор, презентация, рабочая тетрадь, таблички «имя», «отчество», «фамилия, музыкальное сопровождение «Антошка»

Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь, конверты с цветами, цветные карандаши, костюмы для инсценировки

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Эмоциональный настрой

Учитель вывешивает на доску плакат с изображением солнышка





-Улыбнись скорей и ты,

Радость другу подари.

Урок с улыбки мы начнём,

Значит, будет добрым он.

Учащиеся хором проговаривают слова:

- Рано-рано по утрам

Солнце в дом приходит к нам.

Солнце улыбается,

День наш начинается.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

II.Актуализация знаний учащихся и постановка учебной задачи.

Беседа по вопросам учителя:

- Отгадайте загадку: « Что есть у каждого человека на Земле?»

- Правильно, имя. Есть ли кто-нибудь в классе без имени? А среди ваших друзей и знакомых? Ну, вот видите.

- А задумывались ли вы, откуда пришли ваши имена?

- А откуда они их взяли?

- Какие задачи и цели мы ставим перед собой на занятии?

Ответы учащихся

«Имя даётся при рождении и

сопровождает всю жизнь,

являясь своеобразной визитной

карточкой его носителя».

Дети формулируют вместе с учителем задачи:

1.Уточнить значение слов «имя», «отчество», «фамилия».

2. Познакомиться кратко с историей возникновения имён на Руси.

3. Узнать и рассказать об имени своего ангела-хранителя.

III. Работа по теме занятия

1.Беседа « Что означают наши имена?»

- В Древней Руси имён было много. Если вслушаться в них внимательно, то можно понять, что они означают.

- Что значат имена Светлана? Чернава?

- Каким вы представляете Балагура?

- Людмила - она какая? Для кого?

-Эти имена отмечали характерные особенности человека.

- А почему детей называли Первой, Старшой? Вторуня? Третьяк?

- А отчего возникли такие имена: Зима, Вешняк, Метелица?

- Послушаем сообщение, которое подготовил ученик…

- Кто-нибудь знает значение своего имени, откуда оно пришло?

-Познакомимся с некоторыми значениями ваших имён







2.Психологический тренинг.

- Какие красивые у вас имена! Наталья, Анна, Елена, Ольга, Александр, Сергей…

А вы умеете красиво их произносить? Не торопитесь, не « жуйте» имя, а произносите его так, чтобы все видели - вы им гордитесь. Давайте попробуем. Пусть каждый встанет, повернётся к классу и красиво, громко, звучно произнесёт своё полное имя.

3. Инсценировка «Антошка» ( под музыкальное сопровождение)

- Какое имя носит главный герой?

- Понравился он вам? Почему?

4. Работа в тетради

Стр. 19 - 20 № 1 и 2

5. Устные сообщения учащихся

« Мой ангел- хранитель».

- Знакомо ли вам такое слово -

« именины»?

Как вы думаете, именины и день рождения - это одно и то же или разные даты?



- А знаете ли вы, в честь какого святого вас назвали?

6. Командное состязание « Кто быстрее».

- А как у русских людей появилось отчество?

- А как хорошо вы знаете своё отчество?

Не запнитесь, поспешите,

Отчество своё скажите!



7. Беседа по вопросам учителя:

- Ребята, чем вы гордитесь?

Своим компьютером? Собакой? Родителями? Школой?

- Всё правильно, всем этим можно гордиться. Только гордость бывает большая и маленькая. Вот, например, гордость страной, школой, семьёй - это большая гордость. А как вы думаете, можно гордиться тем, чего не знаешь?

Значит, мы можем по-настоящему гордиться своим именами, ведь теперь мы знаем, что они значат и откуда пришли. А как насчёт фамилии?





- А как появились фамилии?







- Какая важная мысль выражена автором?



- Внешние особенности.

- Весёлый, любит поговорить.

- Милая, приятная в общении для окружающих.

- Имена отражали порядок появления детей в семье.

- Отдельные имена характеризовали время рождения, явления природы.

Рассказ ученика: «Когда Русь приняла христианскую религию, то вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые произошли от древнегреческих и древнеримских.

Греческие и римские имена подчёркивают в людях моральное и физическое достоинство».

(Высказывание предположений учащимися)

Учащиеся читают текст слайда и выражают свои чувства

Анна - древнеееврейское, « милость»

Галина - греческое, « тишина, кротость, безветрие».

Екатерина - греческое, « чистота, благопристойность».

Елена - греческое, « солнечная, светлая».

Ирина - греческое, «мир, покой».

Ксения - греческое, « гостеприимство»

Лариса - греческое, « чайка».

Маргарита - греческое, « жемчужина».

Мария - древнееврейское, « любимая, желанная».

Наталья - латинское, « рождество».

Ольга - скандинавское, « святая».

Татьяна - греческое, « учредительница»

Юлия - латинское, « кудрявая»

Александр - греческое, « защитник».

Алексей - греческое, « отражающий, предотвращающий».

Анатолий - греческое, « восток, восход солнца».

Андрей - греческое, « мужественный».

Василий - греческое, « царственный».

Виктор - латинское, « победитель».

Геннадий - греческое, « благородный».

Георгий ( Егор, Юрий) - греческое, « земледелец».

Максим - латинское, « величайший».

Николай - греческое, « победитель народов».

Олег - скандинавское, « святой».

Павел - латинское, « малый».

Сергей - латинское, « высокий, высокочтимый».

Выполнение задания учащимися



Группа учащихся исполняет песню «Антошка» (Слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского).

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем - взаимопроверка работы.

Ответы учащихся

Сообщение ученика:

- По христианской традиции ребёнку давали имя одного из святых, день памяти которого совпадал или был наиболее близок ко дню рождения ребёнка. Считается, что каждый человек имеет своего ангела-хранителя, который оберегает человека с первого дня его рождения.

Несколько уч-ся выступают с заранее подготовленными устными сообщениями (в приложении)

- Слово « отчество» появилось приблизительно в XI веке и означало величие по имени отца. Обращаясь по имени-отчеству к человеку, мы выказываем ему особое уважение и почтение.

(Состязание проводится по группам. Учащиеся каждой группы встают по очереди и называют своё отчество. Выигрывает та группа, которая справилась с заданием быстрее и без ошибок).



- «Фамилия» в переводе с латинского, означает « семья», это наследственное имя семьи».

Каждый человек в нашей стране имеет фамилию. Фамилия - такое привычное для нас слово попало в наш язык из латыни и в переводе означает семья. Каждая отдельно взятая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Фамилия записана в свидетельстве о рождении, в паспорте и сопровождает нас всю жизнь. Специалисты насчитали несколько путей образования русских фамилий:от древнерусских, славянских и греческих имен

Выступления детей:

1 ученик: «Живёт человек, имеющий кузницу. Естественно, среди односельчан он получает прозвище Кузнец. Проходят годы, и потомки этого Кузнеца получают фамилию Кузнецовы, которая уже передаётся по наследству. Становятся эти Кузнецовы людьми разных профессий - сапожниками, врачами. Генералами, но фамилия остаётся».

2 ученик: «Источником происхождения фамилий могла быть местность, которой владел данный род, например, Тверской».

3 ученик : «Фамилии образовывались от имён отца и матери ( Иванов, Марьин), от уличного прозвища

( Кривоносов, Худяков)».

4 ученик: «Большую группу составляют фамилии, которые образовались от названий зверей, птиц, рыб, насекомых ( Медведев, Орлов, Карасёв, Комаров)».

Группа детей рассказывают стихотворение Г.Граубина «Прадеды»

Рабочая тетрадь стр. 21 № 3 и 4 (работа в парах)

IV.Физминутка «Если весело живётся»

V. Закрепление

Задания игрового характера « Мы играем, размышляем»:

1. Угадай фамилию.

- Какие интересные фамилии получались от прозвищ! Попробуйте их отгадать.

  • У человека были белые волосы. Его фамилия могла быть…

  • У человека длинные ноги, как у журавля, его фамилия стала…

  • Отгадайте по прозвищу фамилии: Ушан, Заяц, Худяк.

2. Сочиняем фамилию.

- Давайте вместе придумаем фамилии от русского имени Иван.

3. Конкурс знатоков

  • Попробуйте объяснить происхождение своей фамилии.


Дети разбиваются на три группы.







Работа по группам

1 группа: Седов, Седовласов, Белов, Беляев …

2 группа: Журавлёв, Долгоногов, Длинноногов…

3 группа: Ушаков, Зайцев, Худяков…

Выигрывает та группа, которая сочинит больше фамилий

( Иванов, Ванечкин, Ванюшин …)

По 2 - 3 участника от команды

V.Итог занятия и рефлексия

-Закончи предложения:

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

- Соберём цветочный луг нашего настроения


Учащиеся наклеивают на общий фон цветы, изображающие настроение (отличное - красный; хорошее - жёлтый; грустное - синий)

Используемая литература:

  1. Горбановский М. « Иван да Марья»; изображения святых
  2. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, суеверия, предания и поэзия. - М., 1996.
  3. Зима Д. « Имя и судьба», Рипол Классик, 1999
  4. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. - Ярославль, 1996.
  5. Махина Н. С., Прасолова В.И., Обухова Л. А. Окружающий мир (природа, человек, история, краеведение) Воронеж 2010 г.
  6. Обухова Л.А., Махина Н.С. Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала. - Воронеж, 2006.
  7. Обухова Л.А., Махина Н.С.. Онегина Г.В. «Краеведение. Первый год обучения» - Воронеж, 2011
  8. Петровский Н. « Словарь русских личных имён» - Москва 1966
  9. Тинькова Г. « С днём ангела!» - Воскресенье 1992
  10. Успенский Л.В. Ты и твое имя. - Волгоград, 1994.
























Приложение

День святого Дмитрия Святой Дмитрий Солунский 26 октября

26 октября православная Греция отмечает день святого Дмитрия Солунского. Этот день также почитаем в Болгарии и Румынии. Дмитрий Солунский был сыном римского проконсула в Салониках, занимал военный пост - был местным военачальником, в обязанности которого входило защищать город от набегов «варваров» и притеснять христиан. Но так как родители Дмитрия были тайными христианами, военачальник сам стал проповедником христианства, продолжая при этом достойно выполнять свой воинский долг. За свою христианскую деятельность Дмитрий был убит, а его тело отдали на растерзание диким зверям. Естественно, вскоре он был канонизирован, как святой великомученик, а его мощи стали святыней. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Дмитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма, на этом месте обретены были нетленные мощи святого мученика.

Русская православная Церковь отмечает День великомученика Димитрия Солунского 8 ноября. Конспект занятия Я и моё имя

Источники:

calend.ru/holidays/0/0/1376/

heromantij.ru/imeniny/imenini-dmitriya.html

idrp.ru/imeniny-dmitriya-lib755/

23 марта - день памяти Преподобной Анастасии

Значение и происхождение имени Анастасия:

Анастасия - в переводе из разных языков означает "Воскресение".

Происхождение: Имя Анастасия имеет греческие корни, и есть женской формой имени Анастас. Уменшительная форма имени Настя, Настенька, Настюша, Настена, Ната, Наточка, Нюся, Нюсенька.

Святые покровители имени Анастасия:

Анастасия Узоразрешительница (именины 4 января), Анастасия Римская (именины 11 ноября)

Конспект занятия Я и моё имя

Источники:

otvet.mail.ru/question/69167620

days.pravoslavie.ru/Life/life6414.htm

abc-people.com/shop/anastasia_martyr.htm





25 января - Татьянин день

Святая мученица Татиана (Татьяна) жила в конце II - начале III века в Риме. С детства она воспитывалась в христианской вере, отличалась добродетелью и трудолюбием. Она приняла мученическую смерть после того, как отказалась поклоняться языческим богам. В России Святая Татьяна является покровительницей студентов. Считается, что молитва, обращенная к мученице, помогает не только в учебе, но и в служебных делах, способствует карьерному росту. Святая является защитницей всех женщин с именем Татьяна.

Конспект занятия Я и моё имя

Источники:

uprzan.ucoz.de/blog/

tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2008-god-/svyataya-muchenitsa-tatiana.html



© 2010-2022