«Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Приемы формирование универсальных учебных действий

на уроках в начальной школе»

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

Задачи:

  • Раскрыть и осмыслить понятие УУД

  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности

  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД

  • Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией

Ход проведения I . Постановка проблемы В основе Новых Стандартов лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

  1. Презентация педагогического опыта
Реализация ФГОС НОО предполагает новую роль учителя. Современный учитель должен создать условия для «открытия» новых знаний учащимися самостоятельно, должен так организовать учебный процесс, чтобы ребенок овладел необходимыми компетенциями.

Принципы: Существует пять основных принципов педтехники. Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают развитию определенных УУД.

1. Принцип свободы выбора .
Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети. Но этого можно избежать в рамках современной системы обучения : например;
Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у Лысенковой дети сами выбирают , какие трудные слова должна написать учительница на доске и так далее.

2. Принцип открытости.
« Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек.
« Я хорошо знаю химию, литературу, историю » - говорит благополучный выпускник школы. Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Задача учителя; не только давать знания - но еще и показать их границы.

3. Принцип деятельности.
Бернард Шоу утверждал: « Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать. » Учитель привлекает детей к новым знаниям. Они вместе обсуждают для чего необходимо то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

4. Принцип обратной связи.
Только учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение
учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…



5. Принцип идеальности.( высокого КПД )
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.


III Повышение интереса к учебному материалу.
Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы он ясно осознал, работая над учебным материалом, - зачем это ему нужно?» Интерес обеспечивает направленность личности на опознание целей деятельности. Рядом с интересом идет понимание. А понимание нового материала возможно тогда, когда есть основа в виде имеющихся знаний.
Поэтому перед учеником ставится простая , понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей - неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель.

1) Повышение интереса можно достигнуть следующими приемами; который формирует коммуникативные и познавательные УУД.

« Удивляй! »
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное:
Например; Окружающий мир «О воде » 3 класс. Урок проходил в декабре, когда уже лежал снег. Это урок можно начать с загадки:
«Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда.» Можно выслушать предположения детей о какой стране идет речь.
«Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так
привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее свойств.»


Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас» , но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает - прием :
«Отсроченная отгадка».
- В конце урока учитель дает загадку, удивительный факт, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на следующем уроке.
Например: Окружающий мир.
«На следующем уроке мы поговорим об очень опасном животном? Как вы думаете о каком ?» Можно выслушать предположения детей о каком животном идет речь.


«Пересечение тем».
Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой.
Например: русский язык. «Найдите несколько слов с безударными гласными в изучаемом на уроке чтения произведении».

« Свои примеры ».
Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу,
Русский язык : Тема урока :« Разделительный твердый знак.»
Накануне дети получают задание: « Найти в орфографическом словаре слова «Ъ». 2) С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание. «Вход в урок» учитель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения). Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова... С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки - два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса. Простого опроса - ибо основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой...


«Лови ошибку».
1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками - пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

Повторение пройденного на уроке.
Самый не продуктивный утомительный способ повторения. Но ведь можно сделать повторение - активным и развивающим. Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

« Повторяем с контролем».
Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные вопросы , другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.


3) С целью формирования коммуникативных и личностных УУД можно использовать такие приемы как:

« Игровая цель».
Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Например: Математика. «Эстафета». Класс делится на три команды. На доске записаны примеры в 3 столбика ( на каждого члена команды по 1 примеру). По команде учителя ученики по одному выходят к доске и решают пример. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно.

« Логическая цепочка».
Вспомните всем известную игру в города. Например: русский язык. «Назвать словарные слова». Например : осина, аллея, яблоко и так далее.

« Да» и «нет » говорите».
Учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать соучеников.
Я могу загадывать нечто ( число, предмет, героя). ребята пытаются найти ответ, задавая вопросы . На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет». «Организация работы в группах», причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.

Для начальной школы приоритетом является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Для достижения этих черт личности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины ошибок, возникающих трудностей.

Уровни и виды домашнего задания.
Для эффективной организации домашнего задания используют следующие приемы:
Одновременно задают домашнее задание двух или трех уровней.
1.Первый уровень - обязательный минимум. Оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
2.Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
3.Третий уровень. Это творческое задание. Выполняется на добровольных началах.
Творческие задания включают в себя:

1. разработка кроссвордов

2. учебные комиксы

  1. сказки

4. плакаты - опорные сигналы и так далее.

«Задание массивом»
Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.

Задается большой массив задач сразу- в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные - по желанию. А стимулировать это желание контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал - тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.


Оценивание
Важно решить, как оценивать деятельность ученика, как избежать негативных последствий оценивания.
Главная цель оценки - стимулировать познание.

Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Вчера он делал двадцать ошибок в диктанте, сегодня он сделал десять. Это замечательно. Ребенок сделал плохую работу. Можно сказать: « Работа плохая, вот к чему приводит лень!» или - «Работа хуже, чем обычно. Наверное ты неважно себя чувствовал». Учитель в своих оценках должен быть сопереживающим другом, а не надсмотрщиком.
На протяжении всего обучения ребенок учится оценивать свою работу, работу соседа по парте, одноклассника. Оценивая свои достижения, ученики видят в незнании перспективу своего дальнейшего совершенствования.


«Хорошо организованная жизнь - это как сетка для страховки Благодаря ей вы можете делать на проволоке более сложные трюки» - однажды сказала американская журналистка Джейн Поли.

Приемы педагогической техники - сеть. А результат хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
И в заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок - индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

Сегодня учащийся сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.



© 2010-2022