- Преподавателю
- Начальные классы
- «Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
«Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шульгина Т.Г. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Приемы формирование универсальных учебных действий
на уроках в начальной школе»
Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД
Задачи:
-
Раскрыть и осмыслить понятие УУД
-
Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
-
Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
-
Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией
Ход проведения I . Постановка проблемы В основе Новых Стандартов лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
- Презентация педагогического опыта
Принципы: Существует пять основных принципов педтехники. Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают развитию определенных УУД.
1. Принцип свободы выбора .
Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети. Но этого можно избежать в рамках современной системы обучения : например;
Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у Лысенковой дети сами выбирают , какие трудные слова должна написать учительница на доске и так далее.
2. Принцип открытости.
« Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек.
« Я хорошо знаю химию, литературу, историю » - говорит благополучный выпускник школы. Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Задача учителя; не только давать знания - но еще и показать их границы.
3. Принцип деятельности.
Бернард Шоу утверждал: « Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать. » Учитель привлекает детей к новым знаниям. Они вместе обсуждают для чего необходимо то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
4. Принцип обратной связи.
Только учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение
учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…
5. Принцип идеальности.( высокого КПД )
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.
III Повышение интереса к учебному материалу.
Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы он ясно осознал, работая над учебным материалом, - зачем это ему нужно?» Интерес обеспечивает направленность личности на опознание целей деятельности. Рядом с интересом идет понимание. А понимание нового материала возможно тогда, когда есть основа в виде имеющихся знаний.
Поэтому перед учеником ставится простая , понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей - неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель.
1) Повышение интереса можно достигнуть следующими приемами; который формирует коммуникативные и познавательные УУД.
« Удивляй! »
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное:
Например; Окружающий мир «О воде » 3 класс. Урок проходил в декабре, когда уже лежал снег. Это урок можно начать с загадки:
«Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда.» Можно выслушать предположения детей о какой стране идет речь.
«Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так
привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее свойств.»
Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас» , но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает - прием :
«Отсроченная отгадка».
- В конце урока учитель дает загадку, удивительный факт, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на следующем уроке.
Например: Окружающий мир.
«На следующем уроке мы поговорим об очень опасном животном? Как вы думаете о каком ?» Можно выслушать предположения детей о каком животном идет речь.
«Пересечение тем».
Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой.
Например: русский язык. «Найдите несколько слов с безударными гласными в изучаемом на уроке чтения произведении».
« Свои примеры ».
Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу,
Русский язык : Тема урока :« Разделительный твердый знак.»
Накануне дети получают задание: « Найти в орфографическом словаре слова «Ъ». 2) С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание. «Вход в урок» учитель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения). Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова... С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки - два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса. Простого опроса - ибо основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой...
«Лови ошибку».
1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.
2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками - пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
Повторение пройденного на уроке.
Самый не продуктивный утомительный способ повторения. Но ведь можно сделать повторение - активным и развивающим. Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
« Повторяем с контролем».
Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные вопросы , другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.
3) С целью формирования коммуникативных и личностных УУД можно использовать такие приемы как:
« Игровая цель».
Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Например: Математика. «Эстафета». Класс делится на три команды. На доске записаны примеры в 3 столбика ( на каждого члена команды по 1 примеру). По команде учителя ученики по одному выходят к доске и решают пример. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно.
« Логическая цепочка».
Вспомните всем известную игру в города. Например: русский язык. «Назвать словарные слова». Например : осина, аллея, яблоко и так далее.
« Да» и «нет » говорите».
Учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать соучеников.
Я могу загадывать нечто ( число, предмет, героя). ребята пытаются найти ответ, задавая вопросы . На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет». «Организация работы в группах», причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
Для начальной школы приоритетом является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Для достижения этих черт личности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины ошибок, возникающих трудностей.
Уровни и виды домашнего задания.
Для эффективной организации домашнего задания используют следующие приемы:
Одновременно задают домашнее задание двух или трех уровней.
1.Первый уровень - обязательный минимум. Оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
2.Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
3.Третий уровень. Это творческое задание. Выполняется на добровольных началах.
Творческие задания включают в себя:
1. разработка кроссвордов
2. учебные комиксы
-
сказки
4. плакаты - опорные сигналы и так далее.
«Задание массивом»
Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.
Задается большой массив задач сразу- в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные - по желанию. А стимулировать это желание контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал - тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.
Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.
Оценивание
Важно решить, как оценивать деятельность ученика, как избежать негативных последствий оценивания.
Главная цель оценки - стимулировать познание.
Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Вчера он делал двадцать ошибок в диктанте, сегодня он сделал десять. Это замечательно. Ребенок сделал плохую работу. Можно сказать: « Работа плохая, вот к чему приводит лень!» или - «Работа хуже, чем обычно. Наверное ты неважно себя чувствовал». Учитель в своих оценках должен быть сопереживающим другом, а не надсмотрщиком.
На протяжении всего обучения ребенок учится оценивать свою работу, работу соседа по парте, одноклассника. Оценивая свои достижения, ученики видят в незнании перспективу своего дальнейшего совершенствования.
«Хорошо организованная жизнь - это как сетка для страховки Благодаря ей вы можете делать на проволоке более сложные трюки» - однажды сказала американская журналистка Джейн Поли.
Приемы педагогической техники - сеть. А результат хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
И в заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок - индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Сегодня учащийся сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.