Познавательная игра Земля - наш дом

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом №35»
















ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ


(познавательная игра для воспитанников среднего школьного возраста)






Анжеро - Судженск

ТЕМА: ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ

Цель: Стимулировать воспитанников к постоянному пополнению знаний об окружающей среде через участие в познавательной игре.

Задачи:

  1. Воспитывать умение выслушивать мнение товарища.

  2. Способствовать развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека.

  3. Закрепить знания детей о празднике Международном дне Земли, о проблеме загрязнения водной, воздушной среды.

Форма проведения: познавательная игра.

Методы и приемы: игровой, словесные (вопросы, пояснение, загадка, беседа и т.д.), тренинг.

Материалы: Листы формата «А4», фломастеры (карандаши)

плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися;

Эпиграф на доске:

«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда».
(Антуан де Сент - Экзюпери)

Ход занятия: I. Организационный момент. Добрый день, дорогие ребята и взрослые! Сегодня я предлагаю вам немного отдохнуть. А где самый лучший отдых? Конечно, на море, в горах, в лесу и т.д. Действительно, самый лучший отдых на природе. И совершить увлекательное путешествие в мир природы нам поможет познавательная игра «Земля - наш дом» и это не случайно, почему вы думаете? Какой праздник отмечается 22 апреля? 22 апреля День Земли. Этот праздник начал проводиться ещё в конце XIX века в Америке. Его инициатором является Дж. Стерлинг Мортон. Став секретарем территории Небраска, в 1872 году Мортон предложил назначить день, который бы граждане штата посвящали озеленению. Мортон решил сажать деревья в свой день рождения, 22 апреля. День стал называться Днём Дерева.
Я предлагаю вам разделить на команды «Воздух», «Вода», «Лес». Тема нашей сегодняшней встречи - экология, и тот вред, который могут нанести люди окружающему миру. Вы наверняка уже слышали об экологической проблеме, а значит, задумывались над этой проблемой. Сейчас мы будем писать словосочетания, которые помогут нам в нашем общении, обсуждении темы «Земля - наш дом»». Итак, положите перед собой лист бумаги и возьмите черный фломастер. И напишите 3 словосочетания, характеризующих отрицательную деятельность человека на окружающий мир. Писать их можно достаточно крупно. А теперь возьмите зеленый фломастер и напишите 3 словосочетания, характеризующих положительную деятельность человека на окружающий мир. И в течение игры вам надо следить за тем затрагиваемся ли мы ваши словосочетания и вычеркивать Каждый человек, ставший на путь охраны природы, должен владеть хотя бы минимумом знаний по экологии, но все же главное его оружие это любовь ко всему цветущему, жужжащему, распускающемуся, летящему, прыгающему. Люби и береги все это. Ведь главное в жизни каждого из нас - сохранение и умножение органического царства красавицы Земли. Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда».
II. Основная часть. Итак, начнем. Каждой команде я буду задавать вопросы, так команде «Вода» про воду и т.д.. Вы можете выбрать вопросы, чем сложнее вопрос, тем больше даётся балов.

Вопросы командам «Вода», «Воздух».

Вопросы на 3 балла.

  1. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)


  1. Вечером родится, ночь живет, утром умирает. (Роса)


  1. Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою. (Сосулька)


  1. В морях и реках обитает,
    Но часто по небу летает,
    А как наскучит ей летать,
    На землю капает опять. (Вода)


  1. Кругом вода, а с питьем беда.
    Кто знает, где это бывает? (В море)


  1. Он без рук, он без ног
    Из земли пробиться смог.
    Нас он летом в самый зной,
    Ледяной поит водой. (Родник)


  1. Зимой греет, весной тлеет,
    Летом умирает, осенью оживает. (Снег)

Вопросы на 4 балла

  1. Назовите восемь наименований состояния воды, принятые в метеорологии (пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, тучи).

  2. Какие бывают водоемы?
    (искусственные и естественные)

  3. Что относится к естественным водоемам?
    (ручей, река, озеро, море)

  4. Назовите искусственные водоемы
    (водохранилища, пруд, канал)

Вопросы на 5 балла.

  1. Началом пищевых цепей в водных экосистемах являются:

а) рыбы, б) икра рыб, в) планктон, г) личинки рыб.(в)

  1. Биоиндикатором загрязненной воды является:

а) аир болотный, б) водяной орех, в) ряска.(в)

  1. Причиной обмеления малых рек является:

а) севообороты, б) глубокая вспашка, в) вырубка лесов, г) строительство дорог.(в)

  1. Самый лучший метод очистки воды от загрязнения органическими веществами:

а) механический, б) химический, в) биологический, г) физический.(в)

  1. В среднем на одного жителя России в сутки расходуется воды:

а) 120л., б) 150л., в) 170л., г) 200л.(в)

Вопросы команде «Лес», «Почва».

Вопросы на 3 балла

  1. Её всегда в лесу найдёшь -
    Пойдём гулять и встретим:
    Стоит колючая, как ёж,
    Зимою в платье летнем.
    (ель).


  1. Есть у родственницы ёлки
    Неколючие иголки,
    Но, в отличие от ёлки,
    Опадают те иголки.
    (лиственница).


  1. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
    Очень прямо я расту в высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви - только на макушке.
    (сосна).


  1. С моего цветка берёт
    Пчёлка самый вкусный мёд.
    А меня все обижают:
    Кожу тонкую сдирают.
    (Липа).


  1. Две сестры летом зелены;
    К осени одна краснеет,
    Другая - чернеет.
    (чёрная и красная смородина).

  2. - Чёрная?
    - Нет, красная!
    - А почему белая?
    - Потому что зелёная.
    (красная смородина)


  1. Этот кустарник похож на малину, только плоды его чёрные.
    (ежевика).


Вопросы на 4 балла

  1. Бывают ли у деревьев лишние ветви? ( Да, нижние)

  2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).

  3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).

  4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).

  5. Какие дрова самые жаркие? (Дуб и берёза).

  6. Из какого дерева делают пианино? (Из ели).

  7. Растёт ли дерево зимой? (Нет).

  8. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).

  9. Косой ли заяц? (Нет).

  10. Какое растение или дерево даёт лучший мёд? (Липа).

  11. Что делает зимой ёж? (Спит).

  12. Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина).

  13. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)

  14. Какое дерево в наших краях даёт всё, что бы одеть и обуть человека? (Ель).

  15. Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло).

  16. Назовите «карандашное» дерево? (Кедр).

  17. Самый быстрый зверь? ( Гепард).

  18. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).

  19. Какая рыба без чешуи? (Сом).

  20. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).

  21. У кого рот на брюхе? (У акулы).

  22. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).

  23. Есть ли у скворца своя песня? (Нет, он подражает голосам других птиц, животных, человека)

  24. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, рябчики).

  25. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит).


Вопросы на 5 баллов.


  1. Кто из известных русских художников писал картины о природе?

  2. Кто из известных поэтов и писателей писал о природе?

  3. Какое дерево считается национальным деревом России? И почему?

  4. (Лиственница. Так как занимает почти половину лесов нашей страны, даёт прочную древесину, быстро растёт и не боится морозов. Это решено на 5 Всемирном лесном конгрессе)

  5. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)

  6. Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья?

  7. (В дуплах живут птицы, летучие мыши. Они истребляют вредных

  8. насекомых. Молодой лес погибает от вредных насекомых).

Задание «Рассказать об экологических проблемах леса, почвы, воздуха, воды».

Задание - командам: «Экологическая ситуация».

Пантомимикой изобразить следующие ситуации. (физминутка)

* Вам предстоит выбрать место для костра. Какое вы предпочтёте и почему:

- открытую поляну;
- берег реки;
- у подножия склона горы;
- одиноко стоящее дерево;
- хвойный молодняк. * Что можно использовать в качестве топлива и как погасить костёр? * Какую опасность представляют оставленные туристами свалки мусора из консервных банок, стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов? Ваши действия по уборке мусора. * В суровые зимы, когда на озёрах и водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы. Почему? Как помочь рыбам? * После весеннего разлива рек в понизовьях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь им можно оказать?

Проблема №1 Человек губит деревья, рвет цветы, плохо обращается с пойменными лугами, по вине человека иногда бывают лесные пожары, заболачиваются территории и уничтожаются растения. Почему, заменяя старые ржавые трубы, бульдозерист выкорчевывает деревья, которые с таким трудом вырастил дворник? Почему на месте любимого всеми в районе тенистого сквера собираются строить склад или завод, не считаясь с мнением местного населения? Значение леса: воззуоохранная, место обитания животных, почвозащитная, снегозащитная, полезащитная, водоохранная, закрепление песков. Тополь, дуб - очень много углекислоты поглощает. С одной стороны, человек увеличивает разнообразие растений, а с другой нарушает взаимосвязи в природе, разрушает растительные сообщества. Отсюда вытекает необходимость охраны растительного мира как важного компонента окружающей среды, защиты, восстановление и обогащение природы государством. Подумайте, к чему все это может привести? Человек возделывает лучшие сорта, он оказывает сильное влияние на дикорастущие растения: проводит лесопосадки, изменяет состав растений луга, леса, болота и т.п. Выйди во двор, подвяжи сломанную веточку, посади цветок и поливай его! Помни: спасение маленького уголка природы - это всеобщее дело спасения природы планеты. (Обсуждение - 3-5 минут). Участники высказывают свою точку зрения. Ведущий просит участникам высказывать только свое мнение, не споря с точкой зрения оппонентов. В случае, если участники не могут привести аргументы в пользу своей позиции ведущие помогают.

III. Заключительная часть

Пора бы человечеству понять,
Богатство, у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять,
Она как мы, такая же живая.
Сейчас, то сушим мы, то обводняем,

Заключительное слово педагога Состоялось наше краткое (очень краткое!) знакомство с экологическими прблемами. Несмотря на то, что конкурсы были шуточными и простыми, кое-что новое вы всё-таки узнали. Вот, оказывается, какое это сложное мироздание - наш Общий Природный дом. И светлый он, и радостный, и сказочно-прекрасный и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей - Человека. Может быть, самое важное для каждого - узнавать всё, что только возможно, о жизни окружающей среды. Чем больше все мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить. Природа ждёт своих защитников!

6

© 2010-2022