Специальная индивидуальная программа развития (фрагмент)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Специальная индивидуальная программа развития (фрагмент)Министерство образования и науки Красноярского края

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»

Краевая инновационная площадка

Институт дополнительного образования КГПУ им. В.П. Астафьева

Специальная индивидуальная программа развития

(фрагмент)

Выполнила:

Келина Елена Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ Ирбинская СОШ №6,

Курагинского района

К. телефон 89233616945

е-mail: [email protected]

Адрес почтовый: 662943

Красноярский край,

Курагинский район,

п. Большая Ирба,

ул. Ленина, д.16, кв.12





Красноярск 2015

Содержание

1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 3

2. Индивидуальный учебный план 4

3. Рабочая программа предмету «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация 5































Психолого-педагогическая характеристика.

Юлия обучается в ОУ с первого сентября 2015г. в форме обучения на дому. Семья полная, состоит из четырех человек. Мама домохозяйка, папа работает вахтовым методом. У Юли есть младший брат, он посещает дошкольное образовательное учреждение. Воспитанием девочки занимаются оба родителя. В семье Юлю любят, заботятся о ней. У девочки отдельная комната, много игрушек, музыкальных книг, развивающих игр. По заключению территориальной ПМПК у Юли умеренная умственная отсталость (диагноз F79), ДЦП, атипичный аутизм (F84.11), малокоррегируемое недоразвитие познавательной деятельности, обусловленное нарушением в формировании способов взаимодействия, в овладении социальными навыками, грубая несформированность фонетико-фонематического и лексико-грамматического средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи. Ребенок имеет статус инвалида. Девочка соматическими заболеваниями болеет редко. Передвигается самостоятельно, чаще двигается на цыпочках. Эмоциональное состояние не устойчивое. Очень плохо идет на контакт, наблюдаются перепады настроения, аффективные вспышки (крик), агрессия, направленная на людей, часто успокоить не могут ни родители, ни педагоги. Наблюдаются стереотипные механические движения руками. Мышцы пальцев рук очень сильные, но держательный рефлекс отсутствует. Активная речь не развита. Юля не разговаривает, произносит звуки в виде завывания. Обладает хорошим слухом, прислушивается ко всякому шуму, стуку. Слушает сказку, песенку много раз подряд. Может показать предмет, зафиксировать взглядом на доли секунд. Предметно-практическая деятельность не сформирована. Может выполнять элементарные действия после многочисленного повторения (сядь, подними мяч и др.). Обращённую речь понимает частично, не соотносит себя с именем. Навыки самообслуживания не развиты. У ребенка отсутствует контроль выделений, она находится в памперсе. Ест протертую пищу. Присутствует гиперсаливация. Во время приема пищи, одевания, раздевания требуется полная помощь взрослого. Ребенок относится к 2 группе. Требуется полная постоянная помощь. Приоритетные коррекционные занятия: 1. Сенсорное развитие.

2. Предметно-практические действия.

3. Альтернативная и дополнительная коммуникация.

4. Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом.

Индивидуальный учебный план

Так как ребенок-инвалид обучается на дому, то в учебном плане на изучение предметов и коррекционных курсов отводится 8 часов.

Предмет

Количество часов

Речь и альтерн.(доп.)

коммуникация

1

Математические представления

1

Окружающий природный мир


Окружающий социальный мир

1

Человек


Адаптивная физкультура


Музыка и движение


Изобразительная деятельность

1

Домоводство


Профильный труд


Сенсорное развитие

1

Предметно-практич. действия

1

Двигательное развитие


Альтернативная и дополнительная коммуникация

1

Коррекционно-развивающие занятия

1

Всего

8

Внеурочная деятельность

Посещение мероприятий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ирбинская средняя общеобразовательная школа №6

Курагинского района Красноярского края



Рассмотрено на Утверждаю:

методическом объединении Директор МБОУ

Протокол №__ от _____2015г Ирбинской СОШ №6

З.И.Пашкова



Рабочая программа

по предмету «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация»

для учащейся 1 класса

Ивановой Юлии Ивановны



Составитель

учитель МБОУ Ирбинской СОШ №6

Келина Елена Викторовна













Большая Ирба 2015





  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью умеренной степени Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ирбинская средняя общеобразовательная школа №6. Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. В основу предмета «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе средств как вербальной, так и невербальной коммуникации. Цель - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Данный предмет направлен на: -формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта; -развитие способностей использовать доступные вербальные и невербальные средства общения (мимика, жест, графические изображения); -формирование умения понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий), жестов; -формирование умений употреблять отдельные звуки, звукоподражания для привлечения к себе внимания, выражения согласия-несогласия и др.; -формирование умения понимать простые слова (мама, папа, дядя и др.) - формирование умения понимать слова, обозначающие действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В индивидуальном учебном плане предмету «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация» отводится 1 час в неделю. Данный предмет реализуется в тесной связи с предметом «Окружающий социальный мир», с коррекционным курсом «Альтернативная и дополнительная коммуникация», а также с коррекционно-развивающими занятиями с педагогом-психологом, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации. Личностные и предметные результаты освоения предмета Ожидаемые личностные результаты В результате реализации специальной индивидуальной программы развития учащаяся получит возможность научиться: -осознавать свое «Я»; -адекватно принимать окружающий и социальный мир; -овладеть элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме; - сотрудничать со взрослыми; -доброжелательно относиться к окружающим; - сообщать различными способами о нездоровье, опасности и др. Ожидаемые предметные результаты - установление зрительного контакта с собеседником; установление контакта с собеседником; - реагирование на собственное имя; - приветствие собеседника звуком, мимикой или жестом; - привлечение к себе внимания звуком, звучащим предметом, жестом, предметным символом либо графическим изображением; - обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком, действием; -выражение согласия (несогласия) звуком, мимикой, жестом; - прощание с собеседником звуком, жестом; - указание взглядом, жестом на объект при выражении своих желаний; - понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.; - понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Система оценки ожидаемых результатов осуществляется в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации. Оценка результативности обучения по предмету «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация» производится с учетом психического и соматического состояния ребенка. Выявление результативности обучения происходит в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий. В процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающейся будет оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. Оценка достижения предметных результатов производится методом наблюдения, методом практических работ, методом экспертной группы. Так как учащаяся обучается в 1-ом классе, то на данном этапе оценивание безотметочное. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Фиксация результатов осуществляется в таблице в виде знаков «+», « - « по следующим критериям:

  • выполняет действие самостоятельно;
  • выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);
  • выполняет действие по образцу;
  • выполняет действие с частичной физической помощью;
  • выполняет действие со значительной физической помощью;
  • действие не выполняет;
  • узнает объект;
  • не всегда узнает объект;
  • не узнает объект.


Итоги освоения отраженных в СИПР задач и анализ результатов обучения позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребенка, оценить динамику развития его жизненных компетенций. Для оценки результатов развития жизненных компетенций ребенка применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет представителей всех участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребенка, динамика развития его личности. Личностные достижения фиксируются в виде баллов:

0 б - нет фиксированной динамики

2 б - выполняет совместно с педагогом

3 б - может выполнять задания с контролем и с помощью

4 б - выполняет самостоятельно

  1. Содержание предмета «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация»

Содержание предмета представлено в рабочей программе следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» и рассчитано на 33 часа согласно учебного календарного графика. Раздел «Чтение и письмо на данном этапе обучения по данным диагностик и наблюдений считаю включать в содержание нецелесообразным. В содержание раздела «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включены два этапа обучения: импрессивная речь и экспрессивная речь. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации пока для данной учащейся недоступно. Раздел «Коммуникация» содержит следующие этапы работы:
  1. Коммуникация с использование вербальных средств
  • Установление контакта с собеседником;
  • реагирование на собственное имя;
  • приветствие собеседника звуком;
  • привлечение к себе внимание звуком;
  • выражение своих желаний
  • выражение просьбы о помощи звуком;
  • выражение согласия (несогласия) звуком.
  1. Коммуникация с использованием невербальных средств
  • взгляд как средство коммуникации;
  • мимика как средство коммуникации;
  • жест как средство коммуникации;
  • звук как средство коммуникации;
  • предметный символ как средство коммуникации;


Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
  1. Импрессивная речь
  • понимание простых по звуковому составу слов, реагирование на собственное имя, узнавание и различие имен членов семьи;
  • понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты)
  • понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
  1. Экспрессивная речь
  • употребление отдельных звуков, звукоподражания.



3.Тематическое планирование



Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств (7часов)

1-2

Установление контакта. Дидактическая игра «Иди ко мне».

Дидактическая игра «Возьми шарик».

2

Подходит к собеседнику, привлекает к себе внимание (трогает за руку, улыбается), устанавливает зрительный контакт, реагирует на похвалу. Фокусирует взгляд на собеседнике, берет в руки шарик, дает шарик.

3-4

Узнавание своего имени.

Дидактическая игра «Найди своё место».

Упражнения с фотографией.

2

Узнает, показывает себя на индивидуальной фотографии, реагирует взглядом, поворотом головы на говорящего

5-7

Приветствие (прощание), привлечение к себе внимания, выражение просьбы о помощи, выражение согласия (несогласия), с

использованием звука.

3

Устанавливает зрительный контакт, повторяет звуком то, как поприветствовал педагог, приветствует собеседника звуком, мимикой

Коммуникация с использованием невербальных средств (16ч)

8-9

Использование взгляда как средство коммуникации Дидактическая игра «Покажи мяч, куклу».

2

Сначала (использует доступные движения глаз) открывает/закрывает глаза, смотрит вверх, вниз, в сторону.

По договоренности указывает взглядом на объект при выражении своих желаний,

10-11

Упражнения на рассматривание себя в зеркале. Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него). Дидактическая игра «Какие разные эмоции».

2

Рассматривает себя в зеркало, подражает учителю в выражениях эмоций мимикой.

12-13

Выражение мимикой согласия (несогласия), дидактическая игра «Зеркало».

2

Улыбается, когда согласен, хмурится, когда не согласен.

14-15

Упражнения на выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих

желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Упражнения на подражание действий учителя

«Смотри и повторяй»

2

Использует простые жесты при таких видах коммуникации как приветствие, прощание, выражение благодарности, согласия/несогласия: согласие - кивок головы; несогласие - движения головы из стороны в сторону; приветствие - помахать рукой, протянуть руку и др.

Использует указательные жесты: (прямой - рука, указательный палец и др.;

опосредованный - обруч с указкой и др.).

16-17

Звук как средство

коммуникации. Дидактическая игра со звучащими предметами «Переложи игрушки», «Найди игрушку по звуку».

2

Использует различные звучащие предметы (звонок, колокольчик, резиновая игрушка и др.). Учится каждому звуку придавать определенное значение (например, звонок колокольчика - идти гулять, писк резиновой игрушки - играть и др.).

Использует неречевые звуки для ответов на вопросы (например, один раз нажать на звонок - «да», два раза - «нет» и др.).

18-20

Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. Зрительные упражнения с предметами «Покажи». Игровые упражнения с игрушками большого размера

«Покажи, чем»

3

Указывает на предметы, пользуется реальными предметами для общения. Например, карандаш обозначает «Я хочу рисовать», кружка - «Я хочу пить» и др.


21-23

Формирование умения использовать графическое изображение (фотография, картинка) как средство коммуникации. Совместные с учителем упражнения с фотографией, картинками -

покажи предметы.

3

Знакомится с изображением предмета/действия, соотносит предмета/действия с его изображением, пробует использовать изображения для общения. Находит предметы по картинкам.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (10ч)

24-25 Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов, реагирование на собственное имя, узнавание и различие имен членов семьи.


2

Показывает членов семьи «Покажи, где мама, папа и др». Учится показывать

на фотографии, узнавать фото родных из двух (трех-шести) фотографий других людей. Узнает (различает) имена членов семьи. При реагирование на свое имя встречается с педагогом взглядом , реагирует действием на произнесенное педагогом имя вне поля его зрения.

26-28 Упражнения на понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты)


3

Подает предмет по просьбе учителя, либо с помощью учителя; отличает данный предмет от других; учится соотносить реальный предмет с картиной

29-31

Упражнения на понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) Аудиальные и визуальные упражнения с использованием

дидактической куклы.

3

Понимает предметное действие, совершенное в быту или на видео, затем на фотографиях. По возможности соотносит увиденное действие с изображенным на

фотографии/картинке.

32-33

Упражнения на употребление отдельных звуков, звукоподражания. Артикуляционная гимнастика - пение гласных: а-а-а-а-а-а-а, о-о-о-о-о-о, у-у-у и др. Дидактическая игра «Птички». Прослушивание голосовых сказок.


2

Повторяет за учителем гласные звуки, учится звукоподражанию в процессе слушания сказок, дидактических игр. Выражает по возможности свои желания звуками («а» - есть, «о» -гулять и др.), звуковыми комплексами («ам»-кушать, «гу»-гулять и др.)

  1. Описание материально-техничекого обеспечения учебного предмета

  • графические средства для альтернативной коммуникации:
картинки, карточки, фотографии с изображениями объектов, людей, действий;
  • сюжетные картинки с различной тематикой для альтернативной коммуникации и развития речи, картинки к стихам А.Барто «Игрушки»
  • игрушки: шарик, мячик, кукла, звонок, колокольчик, резиновые звуковые игрушки, игрушки большого размера;
  • игрушечные и натуральные предметы (посуда, мебель, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты);
  • голосовые книги, аудио и видеозаписи;
  • «чудесный мешочек» с набором игрушек;
  • аудиокассеты со звуками звенит колокольчик, проезжает машина, сигналит машина, насос, шум воды, пение птиц, карканье вороны;
  • музыкальные игрушки: металлофон, кастоньеты, дудочки, маракасы, погремушки.
.
© 2010-2022