Рабочая программа по труду в коррекционной школе VIII вида в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Лениногорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 14 VIII вида»

__________________________________________________________________________________________________________________



«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Руководитель МО ЗДВУР «ЛСКОШ №14» Директор «ЛСКОШ №14»

_______/____________________ _______/_____________________ ________/______________________

Протокол № ______ от «______»_____________20____г. Приказ № ______ от «______»_____________20____г. «______»_____________20____г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по труду, 3 класс


учитель: Сидельникова Наталия Викторовна





















2015-2016 учебный год

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач: - воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.); уважение к людям труда; - сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; - формирование организационных умений в труде - вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования. Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: - ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); - контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников. Предусмотрены следующие виды труда: работа с глиной и пластилином; работа с природными материалами; работа с бумагой и картоном; работа с текстильными материалами; работа с проволокой и металлоконструктором; В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний. Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем. Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места). В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе. Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1-2 блока.
В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).
Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожезаменителями, вязание, плетение, уборка помещений. В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один-два года). Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

  • значение производства товаров для жизни людей;
  • сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
  • демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
  • соблюдение установленных правил и порядка в мастерской - основа успешного овладения профессией;
  • знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками. На уроках применяются следующие формы работы: общие или фронтальные (работа со всем классом); индивидуальные (с конкретным учащимся); групповые (звено, бригада, пара и т. д.). Уроки проходят на основе личностно-ориентированного, дифференцированного, разноуровневого, традиционного, информационного обучения.Используются следующие методы работы: устные, словесные методы (рассказ, беседа), демонстрационные, практические. Организация учебного процесса осуществляется в виде классно-урочной деятельности. Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

Межпредметные связи.
Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку. Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

Учащиеся должны знать и уметь (на начало года):

  • усвоить основные приемы работы;

  • с помощью учителя составить план работы;

  • выполнять изделия с помощью учителя;

  • давать отчет и анализировать с помощью учителя;

  • отвечать простыми предложениями;

  • соблюдать ТБ и санитарно-гигиенические навыки при работе.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Разделы

Краткое содержание раздела

Кол-во часов в раб. программе

Требования к ЗУНам по разделу

Коррекционные задачи

1.

Повторение изученного.

Материалы. Интсрументы. Правила ТБ

1

Уметь пользоваться инструментами, знать их название. Знать правила ТБ при работе с различными инструментами.

Проверить знания о правилах поведения и работы на уроках труда. Закрепить навыки по подготовке рабочего места и содержанию его в порядке.

2.

Работа с природным материалом

Изготовление аппликаций, ваз, букетов, фигур животных из различных материалов

6

Уметь собирать нужный природный материал, работать по составленному плану, различать природный материал

Формировать стремление добиваться результата, доводить начатое дело до конца; развивать умения сравнивать, анализировать

3.

Работа с бумагой и картоном

Изготовление аппликаций в различной техники из бумаги. Окантовка картона полосками бумаги. Изготовление масок, полумасок, праздничных головных уборов. Изготовление коробок, фигур животных.

25

Учить разметке по шаблону, смазывание клеем бумаги, резанию картона ножницами по линиям разметки, резанию бумаги по прямым и кривым линиям. Учить рационально использовать материал.

Развивать умения делать словесно-логические обобщения. Вырабатывать качество работы. Учить обобщать, анализировать.-Развивать последовательность мышления. Развивать критичность.

4.

Работа с проволокой

Приемы работы с проволокой, изготовление паука, браслета, кольца, панно.

5

Учить в раскрое ткани по готовой вы кройке, сам-но сравнивать образцы с натуральным объектом,

Воспитывать умения преодолевать трудности. Формировать навыки самоконтроля. Развивать зрительную память

5.

Работа с древесиной

Изготовление колышка из древесины, аппликаций из стружек

4

Учить приемам изготовления аппликации из опилков. Знать правила работы с древесиной, названия инструментов.

Обучить способам обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями

6.

Работа с пластилином

Лепка фигур

2

Знать правила работы с пластилином. Уметь работать по инструкции учителя

Воспитывать самостоятельность в принятии решении. Развивать умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнений. Работать над разложением целого на части и восстановлением целого из частей.

7.

Работа с металлоконструктором

Соединение планок. Сборка планок

3

Упражняться в завинчивании гаек, знать приемы работы с ключом, уметь собирать и разбирать изделия, дать сведения о профессии слесаря, знать подбор планок по счету отверстий.

Коррекция восприятий: увеличивать объем зрительных, слуховых, моторных восприятий.

Коррекция внимания: воспитывать устойчивое внимание.

8.

Работа с текстильным материалом

Виды ручных стежков и строчек. Изготовление закладки, кармашка для счетных палочек, салфетки, прихватки

18

Уметь правильно использовать иглу и наперсток; знать косой и обметочный шов; уметь пришивать вешалку и обметывать боковые срезы мешочка, подушечки, прихватки косыми стежками; уметь выполнять первые изделия с помощью учителя, а остальные самостоятельно; знать этапы изготовления изделия; уметь давать отчет о технологии изготовления отдельных частей; использовать в речи техническую терминологию.

Формировать стремление добиваться результата, доводить начатое дело до конца.

Воспитывать устойчивое внимание.

Расширять активный словарь.

9.

Работа с текстильным материалом и нитками

Изготовление аппликаций из ткани и ниток

6

Работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений.

Развивать целенаправленность в работе.


ИТОГО

70



III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема Кол-во часов

Дата проведения Наглядность, дид.материал, ИКТ, ТСО

Основные понятия, термины

Элементы НРК, межпредметная связь

Практическая часть

Контроль

I четверть (18 часов)

1.

Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Правила ТБ

1

Инструменты

учебник

Магазины где можно купить канцтовары

Работа с технолог. картой Опрос С. 4-7


Работа с природным материалом





2.

Изготовление аппликации из засушенных листьев «Птица»

1

Образец

учебник

аппликация

Птица на тат.яз

Работа с технолог. картой

С. 8-13

3.

Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов «Воробьи на ветке»

1

учебник

Работа с технолог. картой

С. 14-17

4.

Изготовление декоративных вазочек с использованием пластилина и семян (шишек, половинок скорлупы ореха).

1

Декоративная ваза

Самостоятельная работа

5.


Изготовление и составление декоративных букетов-композиций из сухих веток, листьев, цветов.

1

композиция


Работа с бумагой и картоном


6.

Изготовление аппликации из обрывной бумаги «Медведь»

1

учебник

Обрывная бумага

Медведь на тат.яз

Работа с технолог. картой

С. 19-21

7.

Изготовление аппликации из обрывной бумаги «Весенние дерево»

1

образец

Обрывная бумага

Весна на тат.яз

Выполнение фигуры

8.

Окантовка картона полосками бумаги «Картина»

1

учебник

полоса

Выполнение фигуры

С. 22-25

9.


Изготовление подложек для наклеивания природного материала, текстиля квадратной и прямоугольной формы.

1

подложка

10.

11.

Изготовление аппликации и геометрических фигур

2

Геометрические фигуры

аппликация

Самостоятельная работа


Работа с проволокой


12.

Правила обращения с проволокой. Приемы работы («волна», «кольцо», «спираль», «прямой угол»)

1

учебник

Проволока

плоскогубцы

круглогубцы

Изготовление пакета

С. 26-29

13.

Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки «Паук»

1


учебник

кусачки

Работа с технолог. картой

С.30-31

14.


Изготовление украшений из проволоки «Кольцо», «Браслет»

1

украшение


Работа с древесиной


15.

Познавательные сведения о древесине. Экскурсия в школьную столярную мастерскую.

1


древесина

брусок

напильник

Работа с технолог. картой

С. 32-35

16.

Изготовление изделия из древесины «Опорный колышек для растений»

1

Наждачная бумага

Работа с технолог. картой

С.36-37


Работа с пластилином.


17.

18.

Лепка фигу по замыслу учащихся

2

Магазины канцтоваров в нашем города

Повторение правил ТБ


II четверть (14 часов)



Работа с природным материалом


19.


Изготовление объемного изделия из природного материала «Птица из пластилина и сухой тростниковой травы»

1

учебник

Леса нашего района

Работа с технолог. картой

С. 38-41

20.

Изготовление объемного изделия из природного материала «Черепаха», «Ежик»

1


Работа с металлоконструктором


21.

Экскурсия в слесарную мастерскую. Соединение планок винтом и гайкой.

1

Учебник

конструктор

Планка

Винт

гайка

Работа с технолог. картой

С. 42-44

22.

Сборка из планок «Треугольник», «Квадрат».

1

учебник

Работа с технолог. картой

С. 44-45

23.

Соединение планок винтом и гайкой по замыслу учащихся.

1


Работа с проволокой


24.

Изготовление из проволоки букв «Л, С, О, В».

1


Учебник

проволока

Работа с технолог. картой

С. 46-49

25.

Составление панно из проволочных букв.

1


панно


Работа с бумагой и картоном


26.

Изготовление складных игрушек из бумажных полос «Складная гирлянда»

1


учебник

гирлянда

Работа с технолог. картой

С. 50-53

27.

Изготовление игрушек из бумажных колец «Цепочка»

1


учебник

цепочка

Работа с технолог. картой

С. 54-57

28.

Изготовление карнавальной полумаски «Плоская полумаска»

1


учебник

полумаска

Работа с технолог. картой

С. 58-61

29.

Изготовление карнавального головного убора «Красная шапочка»

1


учебник

Работа с технолог. картой

С. 62-63

30.

Изготовление карнавальных головных уборов «Карнавальный кокошник», «Карнавальный шлем»

1


Учебник

картины

Кокошник

шлем

Работа с технолог. картой

С. 64-67


III четверть (20 часов)



Работа с бумагой и картоном


31.

Окантовка картона листом бумаги «Складная доска для игр»

1

учебник

складная

Работа с технолог. картой

С. 68-71

32.

Изготовление бумажного стаканчика с круглым основанием

1

Контроль качества

33.

34.

Изготовление блокнота-сувенира с вложенными листами. (изготовление деталей, склеивание)

2

основание

Работа под руководством учителя

35.

Декорирование обложки блокнота аппликацией

1

картинки

декорирование


Работа с текстильным материалом


36.

Виды ручных стежков и строчек «Прямой стежок».

1

Учебник

нитки

Строчка

стежок

Магазины в нашем городе, где можно купить швейные принадлежности

Работа с технолог. картой

С. 72-74

37.

Виды ручных стежков и строчек «Косой стежок»

1

Работа с технолог. картой

С. 75

38.

Изготовление закладки из фотопленки

1

учебник

Работа с технолог. картой

С. 76-77

39.

Изготовление кармашка из пленки или бархатной бумаги для счетных палочек.

1

образец

Самостоятельная работа

40.

41.

Вышивание прямыми стежками простого узора на плотной бумаге

2

узор

Самостоятельная работа


Работа с древесиной


42.

Изготовление аппликации из древесных опилок «Собака»

1

учебник

опилки

Работа с технолог. картой

С. 78-81

43.

Изготовление аппликации из древесных опилок по замыслу учащихся

1


Работа с текстильным материалом


44.


Изготовление подушечки для иголок

1

образец

подушечка

45. 46.


Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка «Прихватка»

2

учебник

прихватка

Работа с технолог. картой

С. 82-87

47. 48.


Пришивание деталей строчкой косого стежка на квадратную основу

2

Работа по замыслу

49.

50.

Изготовление салфетки

2

салфетка


IV четверть (18 часов)



Работа с бумагой и картоном


51.

Изготовление аппликации из смятой бумаги «Дерево»

1

Смятая бумага

Самостоятельная работа

52.

Изготовление аппликации из смятой бумаги по замыслу учащихся

1

картинки

53.


Объемные изделия из картона «Коробка склеенная с помощью клапанов»

1

учебник

Коробка

клапан

Работа с технолог. картой

С. 88-91

54.

Изготовление коробки с бортами, соединенными встык.

1

учебник

Работа с технолог. картой

С. 92-93


Работа с текстильным материалом


55.

56.

Изготовление образца, прошитого строчкой прямого стежка в два приема.

2

Учебник

ткань

стежок

Работа с технолог. картой

С. 94-98

57.

Изготовление закладки с вышивкой строчки прямого и косого стежка.

1

учебник

Работа с технолог. картой

С. 99

58.

59.

Изготовление платочка с вышивкой по нарисованному рисунку учителем

2

Платочек

вышивка


Работа с бумагой и картоном


60.

Изготовление изделий из спичечных коробков «Пингвин»

1

образец

Работа под руководством

61.

Изготовление изделий из спичечных коробков «Лягушка»,

1

62.

Изготовление изделий из спичечных коробков «Собака»

1

Собака на тат.яз

63.

Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел «Матрешка из конусов»

1

учебник

конус

Работа с технолог. картой

С.100-101

64.

Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел «Собака из цилиндрических дров»

1

учебник

Цилиндрические дрова

Работа с технолог. картой

С. 102-103


Работа с текстильным материалом и нитками


65.

Изготовление аппликации из ниток «Солнышко»

1

образец

аппликация

Солнце на тат.яз

Работа под руководством

66.

Изготовление аппликации из ниток «Цыпленок»

1

Самостоятельная работа

67.

Изготовление аппликации из ниток «Дерево»

1

Самостоятельная работа

68.

Изготовление аппликации из ткани и ниток «Божья коровка»

1

образец

Работа под руководством

69.

Изготовление аппликации из ткани и ниток «Кошка»

1

образец

Кошка на тат.яз

70.

Изготовление аппликации из ткани и ниток по замыслу учащихся

1

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1. Планирование составлено на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Под редакцией В.В.Воронковой, 2004 года

2) УМК

Название учебника

Автор

Гриф

Год

Технология. Ручной труд 3 класс

Л.А.Кузнецова

Издательство «Просвещение»

2014

V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ).

Программные умение и навыки

Содержание программных умений и навыков

Общетрудовые умения

Умение ориентироваться в задании

Самостоятельно ориентировать в задании. Самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом. Самостоятельно подбирать инструменты и материалы для работы.

Слабые учащие к концу учебного года эту работу выполняют с помощью учителя, в отдельных случаях - самостоятельно.

Умение планировать ход работы

Составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя. Изготавливать изделия с помощью учителя и самостоятельно. Придерживаться плана при выполнении задания.

Слабые учащиеся к концу учебного года должны уметь составлять план работы над изделием с помощью учителя, изготавливать изделия с помощью учителя, несложные изделия - самостоятельно.

Умение контролировать свою работу

Осуществлять самостоятельно несложные контрольные действия. Самостоятельно контролировать последовательность изготовления изделия. Рассказывать о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализировать свое изделие и изделие товарища.

Слабые учащиеся к концу учебного года должны уметь давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях - самостоятельно.

Специальные трудовые (элементарные и сложные) умения

Организационные умения

Самостоятельно подготавливать и содержать в порядке рабочее место. Экономно расходовать поделочные материалы. Соблюдать правила гигиены и правила ТБ

Двигательные трудовые умения

Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять технологические операции (разметки заготовки, выделение деталей из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей)

Пространственная ориентировка

Пространственно ориентироваться при изготовлении плоских и объемных изделий, правильно располагать детали, соблюдать пропорции. Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, слова и фразы, усвоенные в первом и во вотором классах.

Слабые учащиеся к концу учебного года должны уметь отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.



© 2010-2022