Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования в соответствии с Примерными программами и на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г.Горецкого. Преподавание ведется по учебнику: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение» в 2 ч - М.: Просвещение, 2012г., входящему в Федеральный перечень учебников утвержденных МОиНРФ. Рабочая программа составлена в неполном соответствии с Примерной базовой программой. Логика освоения содержания материала изменена. Увеличено количество Уровень освоения программы алгоритмический (воспроизводящая деятельность учащихся) и творческий (поисковая деятельность, «открытие новых знаний»). Основная форма организации образовательного процесса предусматривает применение следующих технологий обучения: - игровые технологии - здоровьесберегающие технологии - ИКТ - проектная деятельность - технология критического мышления Основные формы организации работы учащихся на уроке: - индивидуальная - фронтальная Среди методов обучения преобладают репродуктивно - продуктивные. Знания представляют собой преимущественно комбинированные уроки.

Основные формы контроля: - тестирование - защита проектов - устный опрос Оценивание достижений обучающихся происходит при помощи отметок (5- ти бальная система), портфолио достижений. Изучение курса «Литературное чтение» на­правлено на достижение следующих целей: - развитие художественно-творческих и познавательных способностей; - эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; - формирование эстетического отношения к искусству слова; - совершенствование всех видов речевой деятельности; - умений вести диалог, выразительно читать, рассказывать, импровизировать; - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; - воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; - обогащение нравственного опыта младших школьников; - формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; - развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России; - активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю. - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического от ношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; - воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач: - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; - учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; - развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

-обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

- работать с различными видами текстов.

Учебный план по литературному чтению


Тема

Кол-во часов

Урок введения новых знаний

Комбинированный урок

Урок рефлексии

Самое великое чудо на свете

3

2


1

Устное народное творчество

11

1

8

2

Поэтическая тетрадь 1

11


7

4

Великие русские писатели

25


20

5

Поэтическая тетрадь 2

7


4

3

Литературные сказки

8


6

2

Были - небылицы

11


8

3

Поэтическая тетрадь 1

7


5

2

Люби живое

16


12

4

Поэтическая тетрадь 2

8


5

3

Собирай по ягодке - наберешь кузовок

14


11

3

По страницам детских журналов

8


5

3

Зарубежная литература

7


5

2

Итого

136

3

96

37



Место учебного предмета


На изучение литературного чтения в 3 классе отводится 136 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Содержания учебного материала по литературному чтению ориентирован на формирование базовых национальных ценностей. Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;
  • Формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование лич­ностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • Использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;
  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные

  • Понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • Осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;
  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;
  • Использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • Умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;
  • Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • Умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - созда­ние текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  • Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета

Самое великое чудо на свете (3 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (11 ч)

Русские народные песни, сказки. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван - царевич и серый волк». «Сивка - бурка». Обобщающий урок по теме.

Поэтическая тетрадь 1(11ч)

Как научиться читать стихи. Ф.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.Фет «Мама!Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро», «Встреча зимы».И.Суриков «Детство», «Зима». Обобщение по разделу. Оценка достижений.

Великие русские писатели (25ч)

«Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина». А.С.Пушкин Лирические стихи, «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане». И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна» , «Ворона и Лисица». М.Лермонтов «Горные вершины…» , «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Поэтическая тетрадь 2 (7ч)

Н.А.Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы» К.Д. Бальмонт «Золотое слово». И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой ельник у дороги…»

Литературная сказка (8ч)

Д.Мамин - Сибиряк «Присказка к « Аленушкиным сказкам», «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». В.Гаршин «Лягушка - путешественница». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

Были - небылицы (11ч)

М.Горький «Случай с Евсейкой». К.Паустовский «Растрепанный воробей». А.Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 3 (7ч)

С.Черный «Что ты тискаешь утенка?...», «Воробей», «Слон». А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.Есенин «Черемуха».

Люби живое (16ч)

М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). И.Соколов - Микитов «Листопадничек». В.И.Белов «Малька провинилась» , «Еще про Мальку». В.Бианки «Мышонок Пик». Б.Житков «Про обезьянку». В.Астафьев «Капалуха». В.Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (8ч)

С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». А.Барто « Разлука», «В театре». С.Михалков «Если». Е.Благинина «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке - наберешь кузовок (14ч)

Б.Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», А.Платонов «Цветок на земле» , «Еще мама». М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Носов «Федина задача», «Телефон». В.Драгунский «Друг детства».

По страницам детских журналов (8ч)

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю.Ермолаев»Проговорился», «Воспитатели». Г.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р.Сеф «Веселые стихи»

Зарубежная литература (7ч)

Мифы Древней Греции «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

Типы уроков:

Урок введения новых знаний - УВНЗ

Урок рефлексии - УР

Комбинированный урок - Ку

Форма контроля:

Фронтальный опрос - ФО

Индивидуальный опрос - ИО

Описание учебно - методического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя:

1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение» в двух частях, М., «Просвещение», 2012 год.

2.Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.-М.: ВАКО, 2013. -432с.

3. «Школа России»: Программы для начальной школы. - М.: Просвещение, 2011.

Литература для учащихся:

1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение» в двух частях. М., «Просвещение», 2012 год.

2. Контрольно - измерительные материалы Кутявина С.В.3 класс, -М.: ВАКО,2013.- 80с

Комплект таблиц для начальной школы с методическими рекомендациями

1. На острове Буяне. Фольклор.

2. Какие бывают загадки.

3. Пословицы.

4. Сказки народные и литературные.

5. Стихи русских поэтов о родной природе.

6. Стихи о Родине.

7.Читаем о братьях наших меньших

8.Зарубежные сказочники.

9.Книги о животных.

10. По страницам любимых книг.

1.Учебное оборудование:

1. магнитная доска


Календарно-тематическое планирование по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий)

(4 ч в неделю)


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Форма контроля

Домашнее задание

план

факт

I четверть (27 ч)

Самое великое чудо на свете (3 ч)

1.

03.09


Рукописные книги Древней Руси УВНЗ Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. ФО С.4-7

2.

04.09


Первопечатник Иван Федоров УВНЗ ФО С.8-12

3.

06.09


Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. УР КИМ Тест № 1 С. 12

Устное народное творчество (11 ч)

4.

07.09


Устное народное творчество. Русские народные песни, сказки
КУ Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

КИМ

тест №2

С.14-17 наизусть по выбору

5.

10.09



Докучные сказки КУ

ИО

С.18-19

6.

11.09


Произведения прикладного искусства УВНЗ

ИО

С.20-21

7-8.

13.09

17.09


«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» КУ (2часа)

ФО

ИО

С.22-26, выр. чит.

С.27 задание 9

9

14.09


Вн.чт. Книги, прочитанные летом. УР

ФО

Устное народное творчество

10-11.

18.09

20.09


«Иван-царевич и серый волк» КУ (2часа)

ФО

ИО

С.28-38, выр.чит.

Пересказ

12-

13.

21.09

24.09


«Сивка-бурка» КУ (2часа)

ФО

ИО

С. 40-49

Выр. чит.

Пересказ

14.

25.09


Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»


УР КИМ С.36-37 проверочная работа Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

15.

27.09


Как научиться читать стихи. Ф.Тютчев «Весенняя гроза»
КУ Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

КИМ

Тест№3

С.62

наизусть

16

28.09


Вн.чт. Устное народное творчество
УР

ИО

Какие бывают загадки.

17

01.10

Ф.И.Тютчев «Листья»
КУ

ИО

С. 63

Выр. чит

18

02.10


А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»
КУ

ИО

С.64

наизусть

19

04.10


И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро»
КУ

ИО

С. 66-67

20

05.10


И.Никитин «Встреча зимы»
КУ

ИО

С.68-71

Отрывок наизусть

21

08.10


И.Суриков «Детство»
КУ

ИО

С.72-75

22

09.10


И.Суриков «Зима» КУ ИО С.76-77 отрывок наизусть

23

11.10


Обобщающий урок УР КИМ с.37-39 Проверочная работа

24

12.10


Вн.чт. Какие бывают загадки. УР ИО Пословицы.

25

15.10


Оценка достижений УР С.78-80 Задание 1-9 С.80 задание 10

Великие русские писатели (25 ч)

26

16.10


А.Пушкин «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина»
КУ Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.
ФО С.81-85

27


18.10


А.С.Пушкин. Лирические стихи
КУ
ИО С.86-87 Наизусть по выбору

28

19.10


А.С.Пушкин. «Зимнее утро»
КУ
ИО С. 88-89 Выр.чит.

29

22.10


А.С.Пушкин. «Зимний вечер»
КУ
ИО С. 90-91 Выр.чит.

30

23.10


Вн.чт. Пословицы.
УР ИО Сказки народные и литературные.

31

32

33

34

25.10

26.10

29.10

30.10


А.С.Пушкин. «Сказка о царе Султане»
КУ (4часа)

ИО ИО ИО КИМ Тест №4 С.92-100 С.100-108 С.109-116 С.117-128

II четверть

35

12.11


И.А.Крылов КУ ФО С.130-133

36

13.11


И.А.Крылов. «Мартышка и очки»
КУ
ИО
С.134-135 наизусть

37

15.11


И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна»
КУ
ИО С.136-137 Выр.чит.

38

16.11


Вн.чт. Сказки народные и литературные. УР ИО Стихи русских поэтов о природе

39

19.11


И.А.Крылов. «Ворона и Лисица»
КУ
ИО С.138 наизусть

40

20.11


М.Лермонтов. Статья В.Воскобоникова
КУ ФО С.140-143

41

22.11


М.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» КУ
КИМ Тест №5
С.144-145 Выр.чит.

42

23.11


М.Лермонтов. «Утес», «Осень» КУ Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. ИО С.146-147 Наизусть по выбору

43

26.11


Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя)
КУ
ФО
С.148-151 Сообщение о писателе

44

27.11


Л.Н.Толстой «Акула» КУ ИО С.152-155 пересказ

45

29.11


Л.Н.Толстой «Прыжок» КУ
ИО С.156-159 пересказ

46

30.11


Вн.чт. Стихи русских поэтов о природе
УР
ИО Стихи о Родине.

47

03.12


Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
КУ ИО С.160-161 пересказ

48

04.12


Л.Н.Толстой «Какая бывает трава на траве», «Куда девается вода из моря?»
КУ
ФО С.162-163 Задание 5

49

06.12


Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»
УР КИМ Тест№6 С.166 Задание 13

50

07.12


Оценка достижений
УР
Ким с.39-41 проверочная работа С.166 Задание 16

Поэтическая тетрадь 2 (7 ч)

51

10.12


Н.А.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»
КУ Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. ИО С.168-170 наизусть

52

11.12


Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
КУ ИО С.170-172 Отрывок наизусть

53

13.12


К.Д.Бальмонт. «Золотое слово» КУ ИО С.173 Выр.чит.

54

14.12


Вн. чт. Стихи о Родине. УР ИО Читаем о братьях наших меньших.

55

17.12


И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» КУ ИО С.174 наизусть

56

18.12


Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»
УР КИМ Тест № 7 С. 178 задание 3

57

20.12


Оценка достижений УР
КИМ С.41-43 С.178 Задание 8

Литературные сказки (8ч)

58

21.12


Д. Мамин-Сибиряк «Присказка к "Аленушкиным сказкам"»
КУ Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах.

ФО С.182 Сказка «Про Комара -Комаровича»

59

24.12


Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
КУ
ИО С. 183-187 Пересказ от имени зайца

60

25.12


Вн.чт. Читаем о братьях наших меньших.




ИО Читаем о детях и для детей.

61 - 62

27.12

28..12


В. Гаршин «Лягушка - путешественница»



КУ (2часа)

ФО

ИО

С.188-195

С.195

задание 5,6

III четверть


63 - 64

10.01

11.01


В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»
КУ (2часа)

ФО ИО
С.196-207 С.207 задание 10

65

14.01


Оценка достижений
УР Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
ИО С. 213 кроссворд

Были - небылицы (11 ч)

66 - 67

15.01

17.01


М. Горький. «Случай с Евсейкой»
КУ (2часа) Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

ФО

ИО

С.4-11

Придумать продолжение сказки.

68

18.01


Вн.чт. Читаем о детях и для детей.



УР

ИО

Зарубежные сказочники

69-71

21.01

22.01

24.01


К.Паустовский. «Растрепанный воробей»
КУ (3часа) ФО ФО ИО С.12-19 С.19-23 С. 24 Задание 6

72

25.01







А. Куприн «Слон»
КУ (3часа)

ФО

С.25-30

73-74

28.01

29.01


А. Куприн «Слон»

ФО

ИО

С. 31-40

С. 41 задание 7

75

31.01


Обобщающий урок по теме «Были - небылицы»
УР

КИМ тест №9

С. 43 задание 8

76

02.02


Оценка достижений
УР

КИМ с.45-47

Проверочная работа

С.44 задание 9

Поэтическая тетрадь 2 (7 часов)

77

04.02


С. Черный. «Что ты тискаешь утенка?..»
КУ Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.
ФО
С.46-47 Выр.чит.

78

05.02


Вн.чт. Зарубежные сказочники
УР
ИО Стихи об Армии.

79

07.02


С. Черный. «Воробей», «Слон»
КУ
ИО
С.47-49 наизусть по выбору

80

08.02


А. Блок. «Ветхая избушка»
КУ
ИО
С.50-51 наизусть

81

11.02


А. Блок. «Сны», «Ворона»
КУ ИО С.51-54 Наизусть по выбору


82

12.02


С. Есенин. «Черемуха»
КУ
ИО С.55-56 Задание 6

83

14.02


Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.
УР
КИМ С.47-51 Проверочная работа
С.56 задание 1

Люби живое (16 ч)

84

15.02


М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)
КУ Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.
ИО С.58-59 Задание 5

85-86

18.02

19.02


И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»



КУ (2часа)

ФО ИО С. 60-66
Придумать продолжение истории

87

21.02



В.И. Белов. «Малька провинилась»
КУ
ФО
С.68-70 Пересказ

88

22.02


Вн.чт. Стихи об Армии.
УР
ИО Стихи и рассказы о маме.

89



25.02


В.И. Белов.

«Еще про Мальку»
КУ

ИО
С.70-72 Задание 4

90-91

26.02

28.02


В. Бианки. «Мышонок Пик»
КУ (2часа)
ФО ИО С.73-81 С.82 Задание 7, 9

92-94.

01.03

04.03

05.03


Б. Житков. «Про обезьянку»
КУ (3 часа) ФО ФО ИО С.83-90 С.90-96 С.97 задание 8

95

11.03


Вн.чт. Стихи и рассказы о маме. УР ИО Книги о животных

96

07.03


В. Астафьев. «Капалуха»
КУ ФО С.98-100 Пересказ от имени глухарки

97

12.03


В. Драгунский. «Он живой и светится»
КУ
ФО
С.102-106

98

14.03


Обобщающий урок по теме «Люби живое»
УР
ИО
С.106 задание 3

99

15.03


Оценка дрстижений
УР

ИО
С.107-108 задание 6

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

100

18.03


С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»
КУ Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.
ИО
С.110-111 Наизусть по выбору

101-102

19.03


А. Барто. «Разлука», «В театре»
КУ (2часа)
ИО ИО
С.112-113 Выр.чит. С.113-115 Выр.чит.

103

21.03


С. Михалков. «Если»
КУ
ИО
С.116-117 наизусть

104

22.03


Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок»
КУ

ИО С.119 наизусть

IV четверть

105

02.04


Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»
УР КИМ Тест №13
Проект «О времени года. Праздник поэзии»

106

04.04


Оценка достижений
УР
КИМ с.51-52 Проверочная работа
С.122 задание 6

107

05.04


Вн.чт. Книги о животных
УР

ИО Рассказы о космосе и космонавтах

Собирай по ягодке - наберешь кузовок (14 ч)

108

08.04


Б. Шергин. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»
КУ Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

ФО

С.124-128

Задание 6

109-110

09.04

11.04



А. Платонов. «Цветок на земле»
КУ (2 часа)

ФО

ИО

С.129-135

С.136 задание 7

111-112

12.04


А. Платонов. «Еще мама»
КУ (2часа)

ФО

С.137-143

Придумать продолжение раасказа

113-114

15.04

16.04


М. Зощенко. «Золотые слова»
КУ (2часа)
ИО
С.144-153 Краткий пересказ

115

18.04


М. Зощенко

«Великие путешественники»
КУ
ИО
С.154-163 Краткий пересказ

116

19.04


Вн.чт. Рассказы о космосе и космонавтах
УР
ИО Стихи и рассказы ко Дню Победы

117

22.04


Н. Носов. «Федина задача»
КУ
ФО
С.164-169 Выр.чит.

118

23.04


Н. Носов. «Телефон»
КУ

ИО

С.170-172

Чтение по ролям Принести рассказ В.Драгунского «Друг детства»

119

25.04


В. Драгунский. «Друг детства»
КУ
ФО
Краткий пересказ

120

26.04


Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» УР КИМ Тест №14 Принести любимый детский журнал

121

29.04


Оценка достижений УР
КИМ с.52-54 Проверочная работа С.172

По страницам детских журналов (8 ч)

122

30.04


Л. Кассиль «отметки Риммы Лебедевой»
КУ Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.

ФО
С.175-178 Выр.чит.

123

02.05


Ю. Ермолаев. «Проговорился»
КУ Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения - «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

ИО

С.179-181

Составить вопросы по прочитанному

124

03.05


Ю. Ермолаев. «Воспитатели»
КУ

ИО

С.181-183

Составить вопросы по прочитанному

125

06.05


Вн.чт. . Стихи и рассказы ко Дню Победы
УР

ИО

По страницам любимых книг

126

07.05


Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»
КУ

ФО

С.183-186

Задание 2

127

10.05


Р. Сеф. «Веселые стихи»
КУ ИО С.186-188 Сочинить свои веселые стихи

128

13.05


Обобщающий урок по теме «По страницам детских журналов»
УР КИМ Тест№ 15 С.188 Задание 1

129

14.05


Оценка достижений УР
КИМ с.52-54 проверочная работа С.188 Задание 5

Зарубежная литература (7 ч)

130-131

16.05

17.05


Мифы Древней Греции «Храбрый Персей»
КУ (2часа) Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

ФО

ИО

С.190-199

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду

132-134.

20.05

21.05

23.05


Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок»
КУ (3часа)

ФО

ФО

ИО

С.200-208

С.209-214

С. 215

Задание 6

135.

24.05


Вн.чт. . По страницам любимых книг
УР
Список литературы на лето.

136

27.05


Обобщающий урок
УР КИМ Тест №16

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
1-й класс Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами. 2-й класс Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. 3-й класс Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. 4-й класс Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Техника чтения Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами. В I-м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста - 60 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя - на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух. II-е полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста - 75 слов, про себя - на 10 и более слов быстрее.

Критерии оценки по технике чтения в III классе


отметки

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

III

не менее 60 слов

не менее 75 слов

не менее 55 слов

не менее 70 слов

не менее 50 слов

не менее 65 слов

не менее 35 слов

не менее 50 слов

Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее:

- в третьем классе - 1/3 страницы.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;
  • во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;
  • полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;
  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
  • знает и читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;

  • темп чтения - не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 70 слов;

  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;

  • составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;

  • во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;

  • передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. помощью наводящих вопросов учителя;

  • воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту;

  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.


Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • Правильная постановка логического ударения

  • Соблюдение пауз

  • Правильный выбор темпа

  • Соблюдение нужной интонации

  • Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" - допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  • Своевременно начинать читать свои слова

  • Подбирать правильную интонацию

  • Читать безошибочно

  • Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.


© 2010-2022