Разработка урока по литературному чтению в 4 кл на тему Путешествие Гулливера

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Старокиреметская средняя школа»


Открытый урок по литературному чтению.

«По следам Гулливера»

(заочное путешествие)

в 4 классе


Учитель начальных классов

Маланчева Алия Ибрагимовна.



Тема: «По следам Гулливера».Заочное путешествие. (Книги о путешествиях и путе-шественниках,настоящих и вымышленных).Слайд №1

Цель: учить вдумчивому,осознанному чтению книг;

развивать творческие способности детей,воображение,речь;

расширять кругозор;

воспитывать любовь к книге,потребность в чтении. Слайд №2

Оборудование:магнитофон, кассета с шумом моря, «капитанская» фуражка, подсвечник со свечками, компьютер, звуковые колонки, презентационный диск.

Ход урока.

1.Сообщение темы и цели урока.

-Наверное,нет такого человека,который с детства не мечтал бы о далёких странах и городах,не хотел бы увидеть ,как живут другие народы.Став взрослыми,многие люди осуществляют свою мечту- путешествуют по свету.Но путешествовать можно не только куда-то уезжая.Путешествовать человеку помогают книги.

Вот и мы сегодня отправляемся в заочное путешествие по морю Творчества вслед за Гулливером. Слайд №3

Трёхмачтовый корабль «Бригантина» готов к отплытию.

Я беру на себя роль капитана корабля.Экипаж опытный, бывалый,надеюсь,меня не под-ведет.

Наш девиз: «Пусть не будет скуки на борту у Бригантины».

Полный вперёд!(Музыка, шум моря)

Слово учителя на фоне музыки:

-Мы в открытом море,друзья! За окнами плещутся волны,летают чайки.


  1. «Путешествие».

Остров Встреч.

-Впереди какой-то остров.Прочтём название хором. Слайд №4

-Что за чудеса?На этом острове даже света нет.Прошу всех соблюдать спокойствие и оставаться на своих местах.На нашем корабле всё есть,выйдем из положения.Зажигаем свечи!(Учитель зажигает свечи.Стук в дверь.Входит учащийся в роли Джонатана Свифта)

-Добрый день , господа! Имею честь представиться! Джонатан Свифт.Очень рад ,что помнят меня, моего героя, читают мои книги.Я ужасно горд!

-Я уверена, что каждый из ребят желал бы встретиться с писателем прочитанного

произведения, узнать о его творчестве.Расскажите,пожалуйста,о себе.

-О себе? С большим удовольствием! Яродился в Ирландии,в 17 веке, в городе Дублине. Отец к тому времени уже умер. Семья жила очень бедно.Дядя взял меня к себе

на воспитание.Меня заставили изучать богославие, хотя я этого не хотел.Позже переехал

в Англию.Там начал писать.Потом судьба меня опять забросила вИрландию.Жил я в бед-ной деревушке,работал священником.Свой роман «Путешествие Гулливера» я написал в 18 веке.

-Как у вас возникла мысль написать эту книгу,что помогло?

-Что мне помогло?Я использовал народные сказки о карликах и великанах,книги о путешествиях.Но,хочу заметить,роман мой очень серьёзный.

-Спасибо.Несмотря на серьёзность вашего романа,он очень интересен и занимате-лен,поэтому стал одной из самых весёлых и любимых детских книг.

(Включается свет,потушить свечи).

Остров Вопросов.

-Русская народная пословица гласит: «Не на пользу книги читать,коли только вершки в них хватать».Как вы её понимаете?(Ответы детей).

Книги надо читать внимательно,вдумчиво.Посмотрим,кто же более внимательно

читал книгу «Путешествие Гулливера».

1. На каких кораблях плавал Гулливер?(«Антилопа», «Добрая Надежда», «Ласточка».)

Слайд № 5

2.Кем был по профессии Гулливер?(Корабельным врачом) Слайд № 6

3. Как прозвали лилипуты Гулливера?(Человек-Гора,Куинбус Флестрин) Слайд № 7

4.Какую фразу заучил Гулливер в плену первым делом?( «Ваше величество,я умоляю от-пустить меня на свободу») Слайд № 8

5. На что был похож новый костюм Гулливера?Почему?(На лоскутное одеяло,так как его шили из нескольких тысяч кусков материи). Слайд №9

6. Какую забаву устроил Гулливер императору,чтобы скорее получить свободу?(на носовом платке устраивал военные игры).

7. Как называлось соседнее с Лилипутией государство?(Блефуску). Слайд №10

8. Чем занимался Гулливер на корабле во время путешествия?(читал книги,изучал жизнь чужих племен,записывал приключения). Слайд №11

9.Как звали детей Гулливера?(Бетти, Джонни). Слайд № 12

10.Какую награду получил Гулливер за то,что увел блефускуанские корабли?(Три нити-красную,синюю,зелёную.)Куда он нитки надел?(На палец)Слайд № 13

Остров Кино.

-По многим произведениям сняты кинофильмы и диафильмы .Слайд №14

Наши учащиеся тоже «сняли» свой диафильм на уроках рисования.

Ученики должны «прокрутить», показать нам свой диафильм и озвучить его.

Остров Чудесных находок.Слайд №15.

- У берега какой-то предмет. О, да это же бутылка. Что же в ней такое, как вы думаете?

Что там такое?

-А это опись предметов, которые нашли лилипуты у Гулливера при обыске. Кусочки этой

описи и оказа лись в бутылке, смотрите, и надписи сделаны вкось.(Дети читают листки, угадывают, о каких предметах идет речь).

  1. В левом кармане жилета мы видели вещь, похожую на решетку дворцового сада.(Расческа.)

  2. Мы обнаружили у Человека-Горы большой круглый ящик. С одной стороны ящик был серебряный,а с другой- ледяной,но… этот лёд не тает.Сквозь лёд можно разглядеть 12 больших черных знаков и 2 копья. Внутри ящика сидит какое-то животное, которое всё время стучит не то зубами, не то хвостом.(Часы)

  3. В правом кармане камзола Человека-Горы мы нашли большой кусок грубого холста, который по своей величине мог бы служить ковром для парадной залы дворца Бельфаборок. (Носовой платок.)

  4. В правом кармане штанов найдена неизвестная нам машина из железа и дерева.(Пистолет).

Остров Сочинений. Слайд №16.

Читая книгу, вы не могли не заметить , что Гулливер был очень грамотным человеком. Он знал много языков, даже лилипутский язык выучил. Он не просто путешествовал , а изучал обычаи других народов, записывал свои приключения на обратном пути.

Нам очень симпатичен этот главный герой. Гулливеру не поставлен памятник, как

многим другим литературным героям. И вот мы решили посвятить ему свой рассказ (учащиеся читают свои сочинения.)

Остров Сокровищ.Слайд №17.

-Мы прибыли на остров Сокровищ. О каких сокровищах мы будем говорить?

Да, это книги. А почему книги называют сокровищем?

Человек, который читает вдумчиво,много,духовно богат, а это самое главное богатство.

Человек с богатым внутренним миром интересен в общении , он никогда не предаст и не подведет.

А кто является главной хранительницей сокровищ у нас в школе? (Библиотекарь).

Надежда Михайловна- наш библиотекарь- подготовила нам выставку книг о путешественниках.Некоторые из них вы уже прочитали, а ещё больше предстоит прочитать.

Кто из вас прочитал «Путешествие Гулливера в страну великанов» ?

Подведение итогов.Слайд №18.

Путешествие наше подходит к концу.

Спасибо вам, ребята , за хорошую работу.Вы уже многое умеете.Я хочу вам пожелать успехов в учебе.

А сейчас споём песню о книге.

Нам интересно с книгой веселой.

Она скучать не дает никогда.

Читают книги деревни и села.

Читают книги большие города.

Нам книга стать помогает умнее.

Она, как друг, за собою ведет.

И тот, кто с книгой по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет.


© 2010-2022