- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему Второе склонение имен существительных
Конспект урока русского языка на тему Второе склонение имен существительных
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Матюшкина Н.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УУД:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
осуществлять поиск средств ее осуществления;
решать проблемы творческого и поискового характера, планировать;
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использовать ИКТ для решения познавательных задач и т. д.
Матюшкина Нина Витальевна
учитель начальных классов
МБОУСОШ№52г.Липецка
Предмет: русский язык
Класс: 4 класс
Тип урока:закрепление знаний
УМК: «Школа России»
Технологическая карта
Тема урока
Упражнение в распознавании имён существительных 2 склонения
Цель урока
Отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 и 2 склонения.Познакомить учащихся с системой окончаний имён существительных 2 склонения.
Задачи
Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал .
Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца
Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Основные понятия
склонение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
В.П.Канакина Русский язык. 4 класс
Компьютер, индивидуальные карточки
Организация пространства
Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Мотивирует учащихся на работу.
Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословицы.
«Человек без знаний, что дерево без корней»
- Объясните, как понимаете эту пословицу?
Внутренняя позиция школьника.
II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Организует повторение изученного.
Повторяют изученный ранее материал. Работая в группах.
Орфографическая работа
:
В(е,и)зде, (а,о)гр(а,о)ном, ж(и,е,ы)лище, ш(а,о)ссе, с(а,о)м(о,а) лёт, п(а,о)том, н(а,о)зад, в(е,и)се(н,нн)ий, ст(о,а)рожка, здра?ствуй, д(а,о)рога. Найди лишнее слово; раздели слова на группы. . Словарная работа. Знакомство с новыми словарными словами. 1. ● Лексическое значение слова объясняет ученик. - транспортное средство, оборудованное для перевозки пассажиров, грузов. - Отгадайте загадку: Я зашел в зеленый дом И недолго пробыл в нем. Оказался этот дом Быстро в городе другом. ● Этимология. Слово заимствовано из английского языка. 2. Календарь. ● Лексическое значение слова объясняет ученик. Календарь - таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели. - Отгадайте загадку: Есть в квартире молодец, Математик и мудрец. Постоянно круглый год Точный счет он дням ведет. ● Этимология. Учитель объясняет происхождение слова. Календами древние римляне именовали первые числа каждого месяца, по которым жрецы вели счет времени. Календариум - «справочник жрецов для своих расчетов». На Руси до последнего времени вместо слова календарь употребляли слово численник. 3. ● Лексическое значение слова на доске. - изображение человека на картине или фотографии. - Отгадайте загадку: Забросил свой велосипед И начал я писать… (портрет). ● Этимология. Слово образовано от французского портрэр - «рисовать». Изначально портрет - «нарисованное». - К какому склонению относятся новые словарные слова? - Составьте предложение с одним из слов.
- Прочитайте слова. Что у них общего?
Зима, земля, папа, Толя, двор, конь, окно, поле, степь, мель.
- Что знаете об имени существительном? (Работа в группах-парах )
(Проверка)
- Разделите слова на три группы. По какому признаку разделили?
Знать и уметь находить орфограммы и объяснять их.
Знать словарные слова.
Знать признаки имени существительного как части речи.
Мотивационная основа учебной деятельности;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока.
Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, самопроверку учащихся. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока.
Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания. Сравнивают выполненную работу с образцом. Анализируют таблицу. Формулируют тему урока.
1 склонение 2 склонение
папа лето
волка платье
трава огонь
Миша дороге
Что вы заметили? Выделите окончания в этих словах. В чём причина ошибок. Назовите слова с безударными окончаниями. Сформулируйте тему и задачи урока.
Уметь изменять имена существительные по падежам.
анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний;
подведение под понятие;
постановка и формулирование проблемы.
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель.
Познакомить с делением существительных на три группы .
В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы.
Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных.
- По каким признакам объединяли эти слова в группы? (по родам и окончаниям)
- В зависимости от рода и окончания выделяют три типа склонений. Склонение определяется по начальной форме имени существительного.
- Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению?
- Проверьте наши выводы с определением в учебнике, с. 95 упр. 166
Работа в парах. Составление алгоритма.
- Как определить склонение имени существительного? Впишите в карточку порядок определения склонения им.сущ. (приложение 2)
- Для чего нужно уметь определять склонение существительных?
Уметь определять склонение имени существительного.
познавательная инициатива;
структурирование знаний;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
рефлексия способов и условий действия;
построение речевых высказываний
V. Первичное закрепление
Цель.
Закрепить знания в определении склонения.
Проводит инструктаж обучающихся.
Работают в парах по учебнику. Графически обосновывают правильность определения склонения.
Работа в парах.
Учебник с. 96, упр. 168
Определите склонение имен существительных. Обсудите, как можно графически доказать правильность определения склонения? Какие признаки следует указать?
Проверка.
Физкультминутка Игра «Доскажи словечко»:
Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения - хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения - два притопа. (Учащиеся выполняют задание стоя у стола)
-
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (белка) хлопок
-
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох) два притопа
3. Шубка - иголки,
Свернётся он - колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? … (ёж) два притопа
4. Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит … (черепаха) хлопок
Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.
подведение под понятие;
-использование общих приемов решения задач ;
использование знаково-символических средств ;
самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
VI.Самостоятельная работа с Цель.
Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.
Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.
- Какое задание можно выполнить с данными словами?
Скатерть, яблоко, трамвай, печь, морковь, морковка, хозяйство, салют, съёмка, обезьяна, библиотека, квартира, роскошь, радость, агроном.
(Распределить слова в три столбика по склонениям). Графически докажите правильность определения склонения.
Проверка .Использовать сигнальные карточки
Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.
осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;
использование знаково-символических средств;
рефлексия способов и условий действия
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
Включение нового
знания в систему изученного материала
Определить падеж и склонение имён существительных . Вылечить лекарством , учиться в институте, писать о мужестве, выйти из подъезда.
Просклоняйте существительные :1 вариант класс,2 вариант соловей.
Работа у интерактивной доски.
Уметь применять изученные правила.
смысловое чтение, извлечение необходимой информации;
использование общих приемов решения задач;
построение речевых высказываний;
подведение под понятие
VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
-Что нового узнали на уроке?
-Что нужно ещё раз объяснить?
-Что запомнили быстро, что с трудом?
-Сможете ли объяснить эту тему однокласснику, который отсутствует?
-Как вы это сделаете (кратко)?
адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
рефлексия способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
IX. Д/з.
Выучить правило с. 93 упр. 160
Просклонять слова 1 вариант -заяц 2 вариант- озеро.
X