Конспект урока русского языка на тему Второе склонение имен существительных

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УУД:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

осуществлять поиск средств ее осуществления;

решать проблемы творческого и поискового характера, планировать;

контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

использовать ИКТ для решения познавательных задач и т. д.

Матюшкина Нина Витальевна

учитель начальных классов

МБОУСОШ№52г.Липецка

Предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока:закрепление знаний

УМК: «Школа России»

Технологическая карта

Тема урока

Упражнение в распознавании имён существительных 2 склонения

Цель урока

Отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 и 2 склонения.Познакомить учащихся с системой окончаний имён существительных 2 склонения.

Задачи

Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал .

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

склонение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

В.П.Канакина Русский язык. 4 класс

Компьютер, индивидуальные карточки

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословицы.

«Человек без знаний, что дерево без корней»

- Объясните, как понимаете эту пословицу?

Внутренняя позиция школьника.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует повторение изученного.

Повторяют изученный ранее материал. Работая в группах.

Орфографическая работа

:

В(е,и)зде, (а,о)гр(а,о)ном, ж(и,е,ы)лище, ш(а,о)ссе, с(а,о)м(о,а) лёт, п(а,о)том, н(а,о)зад, в(е,и)се(н,нн)ий, ст(о,а)рожка, здра?ствуй, д(а,о)рога. Найди лишнее слово; раздели слова на группы. . Словарная работа. Знакомство с новыми словарными словами. 1. Конспект урока русского языка на тему Второе склонение имен существительныхЛексическое значение слова объясняет ученик. Конспект урока русского языка на тему Второе склонение имен существительных- транспортное средство, оборудованное для перевозки пассажиров, грузов. - Отгадайте загадку: Я зашел в зеленый дом И недолго пробыл в нем. Оказался этот дом Быстро в городе другом. ● Этимология. Слово заимствовано из английского языка. 2. Календарь.Лексическое значение слова объясняет ученик. Календарь - таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели. - Отгадайте загадку: Есть в квартире молодец, Математик и мудрец. Постоянно круглый год Точный счет он дням ведет. ● Этимология. Учитель объясняет происхождение слова. Календами древние римляне именовали первые числа каждого месяца, по которым жрецы вели счет времени. Календариум - «справочник жрецов для своих расчетов». На Руси до последнего времени вместо слова календарь употребляли слово численник. 3. Конспект урока русского языка на тему Второе склонение имен существительныхЛексическое значение слова на доске. Конспект урока русского языка на тему Второе склонение имен существительных - изображение человека на картине или фотографии. - Отгадайте загадку: Забросил свой велосипед И начал я писать… (портрет). ● Этимология. Слово образовано от французского портрэр - «рисовать». Изначально портрет - «нарисованное». - К какому склонению относятся новые словарные слова? - Составьте предложение с одним из слов.

- Прочитайте слова. Что у них общего?

Зима, земля, папа, Толя, двор, конь, окно, поле, степь, мель.

- Что знаете об имени существительном? (Работа в группах-парах )

(Проверка)

- Разделите слова на три группы. По какому признаку разделили?

Знать и уметь находить орфограммы и объяснять их.

Знать словарные слова.

Знать признаки имени существительного как части речи.

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, самопроверку учащихся. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока.

Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания. Сравнивают выполненную работу с образцом. Анализируют таблицу. Формулируют тему урока.

1 склонение 2 склонение

папа лето

волка платье

трава огонь

Миша дороге

Что вы заметили? Выделите окончания в этих словах. В чём причина ошибок. Назовите слова с безударными окончаниями. Сформулируйте тему и задачи урока.

Уметь изменять имена существительные по падежам.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний;

подведение под понятие;

постановка и формулирование проблемы.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с делением существительных на три группы .

В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы.

Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных.

- По каким признакам объединяли эти слова в группы? (по родам и окончаниям)

- В зависимости от рода и окончания выделяют три типа склонений. Склонение определяется по начальной форме имени существительного.

- Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению?

- Проверьте наши выводы с определением в учебнике, с. 95 упр. 166

Работа в парах. Составление алгоритма.

- Как определить склонение имени существительного? Впишите в карточку порядок определения склонения им.сущ. (приложение 2)

- Для чего нужно уметь определять склонение существительных?

Уметь определять склонение имени существительного.

познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в определении склонения.

Проводит инструктаж обучающихся.

Работают в парах по учебнику. Графически обосновывают правильность определения склонения.

Работа в парах.

Учебник с. 96, упр. 168

Определите склонение имен существительных. Обсудите, как можно графически доказать правильность определения склонения? Какие признаки следует указать?

Проверка.

Физкультминутка Игра «Доскажи словечко»:

Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения - хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения - два притопа. (Учащиеся выполняют задание стоя у стола)



  1. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка) хлопок



  1. На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох) два притопа

3. Шубка - иголки,

Свернётся он - колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? … (ёж) два притопа

4. Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха) хлопок

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.

подведение под понятие;

-использование общих приемов решения задач ;

использование знаково-символических средств ;

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

VI.Самостоятельная работа с Цель.

Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.

- Какое задание можно выполнить с данными словами?

Скатерть, яблоко, трамвай, печь, морковь, морковка, хозяйство, салют, съёмка, обезьяна, библиотека, квартира, роскошь, радость, агроном.

(Распределить слова в три столбика по склонениям). Графически докажите правильность определения склонения.

Проверка .Использовать сигнальные карточки

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

использование знаково-символических средств;

рефлексия способов и условий действия

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала

Определить падеж и склонение имён существительных . Вылечить лекарством , учиться в институте, писать о мужестве, выйти из подъезда.

Просклоняйте существительные :1 вариант класс,2 вариант соловей.

Работа у интерактивной доски.

Уметь применять изученные правила.

смысловое чтение, извлечение необходимой информации;

использование общих приемов решения задач;

построение речевых высказываний;

подведение под понятие

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Что нового узнали на уроке?

-Что нужно ещё раз объяснить?

-Что запомнили быстро, что с трудом?

-Сможете ли объяснить эту тему однокласснику, который отсутствует?

-Как вы это сделаете (кратко)?

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

IX. Д/з.

Выучить правило с. 93 упр. 160

Просклонять слова 1 вариант -заяц 2 вариант- озеро.

X


© 2010-2022