РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 2 класса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

___________/ Андреева М. П./

Протокол № 1 от 26 августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

МКОУ СОШ п.Индустриальный

___________/ ./

28 августа 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ СОШ п.Индустриальный

___________/Татарко Н.В./

Приказ № 130 от 30 августа

2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

учителя начальных классов

первой категории

Великановой Светланы Викторовны

2 класс



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

МКОУ СОШ п. Индустриальный

Протокол № 1 от 29. 08. 2014 г.
















2014 - 2015 учебный год

Оглавление



Раздел программы

Стр.

1 Пояснительная записка


2 Содержание тем учебного предмета


3 Планируемые результаты освоения учебного предмета


4 Учебно-тематический план


5 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса









































Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.10.2009 года №373) и на основе программы по русскому языку Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа./ Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011), а также в соответствии с образовательными целями МКОУ СОШ п. Индустриальный, сформулированными в Уставе ОУ и Образовательной программе: формирование общей культуры личности обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Цель рабочей программы: обеспечить достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Задачи:- создать условия для практической реализации компонентов ФГОС при изучении предмета «Русский язык»; - определить содержание, объём, порядок изучения учебной дисциплины с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса и контингента обучающихся ОУ. Данная программа предназначена для обучающихся 2 класса общеобразовательной средней школы (ОС «Школа 2100»), полностью соответствует авторской программе (распределение резервного времени отражено в разделе «Содержание тем учебного предмета») и обеспечена УМК: 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. - Изд. 3-е, перераб. - М. : Баласс, 2012. - 176 с. 2. Е.В. Бунеева, Н.А.Исаева. Русский язык. 1-2 класс. / Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2010. - с.205 (сайт school2100.ru) 3. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2-й класс. Вар. 1 и 2. - по 32 с. - Изд. 2-е, перераб. - М. : Баласс, 2014 4. Бунеева Е.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс / Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова. - М. : Баласс, 2014. - 80 с. 5. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся.- Изд. 2-е, перераб. - 128 с., ил. - М. : Баласс, 2011 6. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику «Русский язык», 2-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - 64 с. - М. : Баласс, 2014

Срок реализации программы - 2014 - 2015 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в начальной школе:

  1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  2. формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно: - формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); - формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). В соответствии с этой целью ставятся задачи:
  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.

Разделы «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст». Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов. Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков - навыка осознанного чтения.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;
  2. морфемного состава и словообразования;
  3. грамматического значения;
  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова). Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования. Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
  1. видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
  2. правильно писать слова с изученными орфограммами;
  3. графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
  4. находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы. Изучаются следующие орфограммы:
  1. обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
  2. большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
  3. буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
  4. разделительные ь и ъ;
  5. проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
  6. проверяемые буквы согласных на конце слова;
  7. пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе. Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы - это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса - формирование у детей чувства языка, - необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения. Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др. «Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб - дубок, кот - котёнок, стол - столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок - глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.). Третий аспект рассмотрения слова - лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова. Четвёртый аспект рассмотрения слова - морфологический. Морфология - самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности. В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? - что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи. Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их - без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке - самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях - и об их функциях в речи. В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами. Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы. Основные направления работы по развитию речи:
  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения. Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике - в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов. Отличие данной программы заключается в том, что:
  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
  3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
  4. Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с Образовательной программой и учебным планом МКОУ СОШ п. Индустриальный предмет «Русский язык» изучается во 2 классе в объёме 170 часов в год ( 5 часов в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 2 класса



Содержание тем учебного предмета

2-й класс
170 ч (5 часов в неделю)

(7 резервных часов взято на уроки развития речи, так как у обучающихся 2 класса имеются речевые недостатки, 4 часа - на отдельные уроки контроля, 1 час - на дополнительный урок работы над ошибками. Распределение резервных уроков выделено подчёркиванием)

Слово (введение). (6 ч) Чем мы будем заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слово, предложение, текст. Отдельный урок - Проверочное списывание Предложение. (12 ч) Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях. Устное сочинение по картинке (упр. № 18) Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса. Текст. (13 ч) Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Формирование типа правильной читательской деятельности - умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных. Мини-сочинение на заданную тему Слово (продолжение). (123 ч) 1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении. Упражнения в составлении текста-описания (упр. № 77-78) Умеем ли мы разговаривать по телефону? Работа с деформированным предложением Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму. 2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением. 3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах. Умение подбирать однокоренные слова. Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием). Отдельный урок - Проверочное списывание Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п. 4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита. 5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й'] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ. Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
  1. буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;
  2. обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;
  3. ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;
  4. ь и ъ разделительные;
  5. буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
  6. проверяемые буквы согласных на конце слова.
Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора. Повторение. (16 ч ) Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
  1. обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
  2. развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
  3. развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
  4. обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Работа над ошибками, допущенными в изложении

Интегрированная проверочная работа №2 В.1 (УУД)

Итоговое тестирование

Мой друг - Пишичитай!

Знатоки русского языка Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку. В курсе предмета «Русский язык» предусмотрен текущий, промежуточный и итоговый контроль. Основными видами письменных работ являются списывания, диктанты, обучающие изложения, проверочные работы, тестирования Примерное количество слов для словарных диктантов во 2 классе составляет 8-10 слов. Количество слов в тексах, предназначенных для контрольных диктантов 20 - 45, количество слов в текстах, предназначенных для контрольных списываний 20-40 слов, в изложении повествовательного текста 45-55

Формы контроля на уроках русского языка


Индивидуальный контроль

(контроль учителем)

Взаимоконтроль

Самоконтроль

  1. Устный опрос

1.Устный опрос (в парах, в группах)

1.По эталону или справочному материалу

  1. Домашняя работа

2.Проверка самостоятельной работы по эталону

2.Тестирование

  1. Самостоятельная работа

3.Работа консультантов в группах


  1. Проверочная работа

4.Помощь слабым учащимся


  1. Тесты


Нормы оценивания работ обучающихся отражены в положении « О системе оценивания учебных достижений обучающихся МКОУ СОШ п. Индустриальный».

График проведения проверочных работ

1) Бунеева Е.В.Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2-й класс. Вар. 1 и 2. - по 32 с. - М. : Баласс, 2014. Изд. 2-е, перераб.

Вид работы

Тема проверочной работы

№ урока

Стр.

1

Списывание

Входная контрольная работа

7

1

2

Проверочная работа №1

Слово и предложение

18

2

3

Проверочная работа №2

Текст

30

4

4

Проверочная работа №3

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?

48

6

5

Проверочная работа №4

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? Связь слов в предложении

62

8

6

Проверочная работа №5

Слова, к которым нельзя задать вопрос

71

10

7

Проверочное списывание

Правописание предлогов

80

12

8

Проверочная работа №6

Части слова

87

14

9

Контрольный диктант №1

Правописание имён собственных

100

16

10

Контрольный диктант №2

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

114

18

11

Контрольный диктант №3

Правописание букв ъ и ь

129

20

12

Проверочная работа №7

Безударные гласные в корне слова

138

22

13

Контрольный диктант №4

Правописание безударных гласных в корне слова

140

24

14

Контрольный диктант №5

Буквы звонких и глухих согласных на конце слова

153

26

15


Проверочное списывание

Итоговая контрольная работа

156

31

16

Контрольный диктант №6

Итоговый контрольный диктант

165

32

17

Тест

Итоговое тестирование

168

28


2) Исаева Н.А.Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). - М. : Баласс, 2014. - 80 с. Задания из данного пособия представляют собой тестовый материал, который включается в уроки как элемент самостоятельной дифференцированной работы, работы в парах. В календарно-тематическом планировании такие уроки обозначены знаком «Т».


Вид работы

Тема работы

№ урока

Стр.

1

Тест

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

37

19

2

Тест

Слова, которые отвечают на вопросы

какой? какая? какое? какие?

47

23

3

Тест

Слова, которые отвечают на вопросы

что делает? что делал? что сделал?

54

28

4

Тест

Части слова. Корень

75

37

5

Тест

Суффикс

79

41

6

Тест

Приставка

85

45

7

Тест

Алфавит

98

49

8

Тест

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

112

53

9

Тест

Правописание букв ъ и ь

127

57

10

Тест

Безударные гласные в корне слова

142

61

11

Тест

Проверяемые согласные в корне слова

149

65

12

Тест

Повторение

164

69


3) Е.В. Бунеева Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс / Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова. - М. : Баласс, 2014. - 80 с.

Вид работы

Тема проверочной работы

№ урока

Стр.

1

Тест

Интегрированная проверочная работа №2 В.1 (УУД)

158

21







Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД:
  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Технологический компонент ИКТ

(при выполнении проектных заданий по русскому языку) Модуль «Создание текстов». В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь: - набирать текст на клавиатуре; - сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их; - копировать, вставлять и удалять фрагменты текста; - устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться: - подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа; - составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление. Модуль «Поиск информации». В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь: - искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем; - искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций. Регулятивные универсальные учебные действия: - освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; - формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; - оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: - поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; - использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: - создание медиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные; - подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой








Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1.Основная литература: 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. - Изд. 3-е, перераб. - М. : Баласс, 2012. - 176 с. 2. Е.В. Бунеева, Н.А.Исаева. Русский язык. 1-2 класс. / Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2010. - с.205

2. Дополнительная литература и справочные пособия:

- для учителя: 1. Бунеева Е.В.Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2-й класс. Вар. 1 и 2. - по 32 с. - Изд. 2-е, перераб. - М. : Баласс, 2014 2. Бунеева Е.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс / Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова. - М. : Баласс, 2014. - 80 с. 3. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся.- Изд. 2-е, перераб. - 128 с., ил. - М. : Баласс, 2011 4. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику «Русский язык», 2-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - 64 с. - М. : Баласс, 2014 5. Волина В. В. 18 занимательных азбук в одной книге: Занимательные уроки. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. - с.160 6. Волина В. В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. - с.256 7. Волина В. В. Праздник Букваря. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. - с.256 8. Волина В. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. - с.448 9. Даль В. И. Толковый словарь русского языка: Современное написание. - М.:ООО «Издательство АСТ», 2002. - с. 983 10. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д; Феникс, 2007. - с. 186 11. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов- 10-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - с. 632 12.Орфографический словарь русского языка. Под. ред. С.Г.Бархударова и др. - 27-е изд., стер. - М.:Рус. Яз., 1989.- 397 с. 13. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004. - с. 832 14. Словообразовательный словарь: Пособие для учащихся начальных классов/Сост.: А.П. Сдобнова, И.В. Скрябина. - Саратов: Издательство «Слово», 1997. - с. 72



- для ученика: 1. Бунеева Е.В.Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2-й класс. Вар. 1 и 2. - по 32 с. - Изд. 2-е, перераб. - М. : Баласс, 2014 2. Бунеева Е.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс / Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова. - М. : Баласс, 2014. - 80 с. 3. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся.- Изд. 2-е, перераб. - 128 с., ил. - М. : Баласс, 2011 4. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику «Русский язык», 2-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - 64 с. - М. : Баласс, 2014 5. Словообразовательный словарь: Пособие для учащихся начальных классов/Сост.: А.П. Сдобнова, И.В. Скрябина. - Саратов: Издательство «Слово», 1997. - с. 72

3. Интернет-ресурсы:

  1. school2100.ru

  2. cit.mart.spb.ru

  3. nachalka.info/

  4. edu.1september.ru

  5. cit.mart.spb.ru

  6. zolotoeruno.spb.ru

rm.kirov.ru

4.Перечень ЭОР:

  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (электронное приложение). - М.: ООО «OSCARGame», 2007.
  2. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» (электронное приложение). - М.: ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2008.
  3. «Большая детская энциклопедия» (электронное приложение). - М.:ЗАО «Новый диск», 2007.
  4. Основные правила и понятия 1-4 классы ООО « Издательство « Экзамен», ООО «Экзамен-Медиа» 2012
5. Русский язык. 2 класс. ООО «Издательство « Экзамен», ООО « Экзамен-Медиа» 2012 5. Материально-техническое обеспечение: 1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок 6.Печатные пособия Таблицы 1. Серия «Письмо и развитие речи». 16 таблиц. Тихомирова К. М., Харламова Т. Н. М.: Издательство «ВАРСОН», 2011 2. Серия «Орфография». 14 таблиц. Н.А. Писаренко, Е.В. Тимофеева, К.М. Тихомирова. М.: Издательство «ВАРСОН», 2011 3. Серия « Предложения». 6 таблиц. Н.А. Писаренко, Е.В. Тимофеева, К.М. Тихомирова. М.: Издательство «ВАРСОН», 2011


На отдельных уроках используется материально-техническая база кабинетов №9, №12, №19.


© 2010-2022