Урок по познанию мира Насекомые 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: Дать понятие о насекомых, среде их обитания, приспособление их к среде обитания, их необходимости.
Задачи:

  • Познакомить учащихся с насекомыми, как классом членистоногих животных.

  • Развивать речь, память, внимание.

  • Воспитывать познавательную активность, любовь к животным.

  • Развивать умения анализировать.

Оборудование:, атрибуты весны, шмеля, муравья, бабочки, пчелы, костюм профессора университета, презентация, опорные таблички, конверты с названиями частей тела насекомых, кассета "Голоса природы", губка, шприц, кусачки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель - Доброе утро! Ребята, поприветствуйте гостей своими улыбками, а теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь и поприветствуйте словами

Окружающий мир!

Сколько в нем красоты!

Стать частичкой природы

Сможем вместе все мы

У. - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Наш класс на 45 минут превратится в зал заседаний, а вы станете научными сотрудниками, которым придется решать непростые вопросы. Вы готовы? Садитесь на свои места и представьте себя на научной конференции. Но для начала нам необходимо закрепить уже полученные знания о животных, чтобы легче было изучать новый материал.

  1. Повторение (Слайд 2)

- Давайте вспомним с вами прошлый урок, выполнив небольшую тестовую работу.

На столах карточки, учитель зачитывает предложения, если ученики согласны с утверждением, то ставят +, если не согласны, то -.

1. Животные, которые кормят своих детенышей молоком называются млекопитающими.

2. Группа животных, имеющие оперенья, называется рыбы.

3. Животные, у которых есть жабры и плавники называются птицы.

4. Лягушек и жаб называют земноводными.

5. Пресмыкающиеся - это животные, которые передвигаются ползком, волоча брюха по земле.

Проверка (Слайд 3)

3. Сообщение темы и цели урока.

У. Объектом нашего научного исследования станут животные , а какие именно, вы должны будете выяснить, угадав загадки.

У. Чтобы помочь нам в этом разобраться, я пригласила сюда свою помощницу. Она

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.

Догадались, кто это?

- Пчела, она у нас сегодня в гостях (плакат на доске)

Пчела хочет познакомить вас со своими друзьями. (Слайд 4)

Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья у мошки,
Ножки у блошки.
(Кузнечик)

Тащит груз, больше себя,

Он в трудах день изо дня,

Хоть и мал он сам собой,

Домик строит он большой!

(Муравей)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?… (стрекоза)

Ходит рогуля на шести ходулях,
Вдоль спины себя сломал,
Крылья белые достал,
Зажужжал рогуля
И полетел, как пуля.
(Жук)

Этот житель плетет
Серебристые сети.
Только иголку в его
Не отыщешь пожитках,
Есть у него лишь
Красивая белая нитка.
(Паук)

Первый признак насекомых (три пары ног)

У. - Как выдумаете, ребята, как можно назвать всех этих животных одним словом?

Д. - Насекомые (табличка на доске)

У. - Чем же они все похожи?

Д. 6 ног (появляется опорная табличка).

У. - А какое здесь животное лишнее? (паук)

У. У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в "корзиночки" на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания. (Слайд 6)

Второй признак насекомых (тело разделено на три части)

У. Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых. (дети по вариантам получают конверты с карточками: брюшко, грудь, голова и подставляют их в рисунки муравья, бабочки, мухи).

Урок по познанию мира Насекомые 1 класс Урок по познанию мира Насекомые 1 классУрок по познанию мира Насекомые 1 класс

У. Проверим. (Слайд 7, 8, 9)

На сколько частей разделено тело насекомых?

Д. На три части.

Появляется табличка

У. Название насекомые произошло от слова насечка, насекать (Слайд 10)

  1. Физминутка Слайд (11)

У. Уважаемые коллеги вы, наверное, устали. Пора сделать перерыв. Для этого закроем глаза и представим себя на летней поляне. Ярко светит солнце, вокруг жужжат шмели, порхают бабочки, словно маленькие вертолётики пролетают стрекозы (включен магнитофон "Голоса природы"). Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась, Два изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась.



  1. Питание насекомых

У. А чем питаются насекомые?

Д. Кровью, мелкой живностью, растениями, цветочным нектаром.

У. Как вы думаете, ротовой аппарат у различных насекомых одинаковый или разный?

Д. Наверное, разный.

У. У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение к имеют эти предметы к питанию насекомых?

Д. Высказывают предположения. (Слайд 12)

У. Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки

У. Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь

У. Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка

  1. Третий признак насекомых (наличие усиков)

У. Как вы думаете, что за органы на голове у ночной бабочки? (Слайд 13)

Д. Усики.

У. Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).

Попробуем выяснить, для чего они им нужны.

Д. Высказывают предположения.

У. Чем питаются ночные бабочки?

Д. Нектаром.

У. А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден.

Д. Им помогает запах.

У. Но ведь носа у насекомых нет.

Д. Они улавливают запахи с помощью усиков.

  1. Четвертый признак (наличие двух пар крыльев)

У. Посчитайте, сколько крыльев у насекомых? ( Слайд 14)

Д. Две пары.

Появляется табличка

  1. Работа по учебнику

- Чтение текста на стр. 75, обсуждение

  1. У. Теперь мы знаем основные отличия насекомых от других классов животных. Но нам предстоит ответить на вопрос ваших друзей из параллельного класса. Можно ли считать муху насекомым? (Слайд 15)

По каким признакам можно считать муху насекомым? А почему же у ребят возник такой вопрос?

Да

Нет

6 ног

Одна пара крыльев

Тело разделено на три части

Есть усики

У. Предлагаю послушать мнение профессора Александра (выступает один из учащихся)

П. Уважаемые коллеги! Начну издалека. Вам, вероятно, известно, что жужжание - это звук машущих крыльев. Нами был проведен ряд опытов, который доказал, что муха, потерявшая крылья, жужжать не перестает. Мы были вынуждены согласиться с учеными ХХ века, которые считали, что передняя пара крыльев служит для полета, а задняя превратилась в жужальца. Вот вы спросите, для чего они мухам, ведь гораздо лучше бесшумно летать бесшумно, меньше вероятности погибнуть. Отвечу: жужальца помогают мухе сохранять равновесие, без них муха будет падать при взлете и не сможет ориентироваться в пространстве. Поэтому предлагаю считать муху насекомым, не смотря на отсутствие второй пары крыльев. Спасибо за внимание.

У. - Теперь мы точно знаем, что и муха тоже насекомое. Предлагаю вам закрепить полученные знания, у вас на столах лежат листы бумаги. На них изображены животные, вы должны их рассмотреть и определить насекомых и обвести их в кружок.

Самостоятельная работа

Урок по познанию мира Насекомые 1 классУрок по познанию мира Насекомые 1 классУрок по познанию мира Насекомые 1 классУрок по познанию мира Насекомые 1 класс Урок по познанию мира Насекомые 1 класс

Урок по познанию мира Насекомые 1 класс

- Так кто же такие насекомые?

- ответы детей Слайд 18

Видео ролик о разнообразии и уникальности насекомых

- Что это? Тихо.

- Это насекомые собрались на собрание.

- Давайте подслушаем, о чем они "говорят".

(Выходят дети, на голове "короны" с изображением насекомых).

Весна. Здравствуйте, мои дорогие! Целый год не виделись! Как провели зиму?

Шмель. Я спал. Похудел!

Муравей. У меня запасов полно было. Не голодный. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Бабочка. А я все крылышки себе помяла. Теперь такая, наверное, некрасивая!

Пчёлка. А у меня столько за зиму дел накопилось! Да и тепла хочется: солнышка яркого и тёплого, да денька пригожего.

Весна. А меня-то вы рады видеть?

Насекомые. Да!

Учитель. - Как вы думаете, почему насекомые рады весне?

В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа - мать им жизнь дала -
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути -
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий и пустой!

Беседа об охране и защите насекомых - слайд

Стихотворение

Даниил -

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь,
Как ландыши в траве зелёной
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету
Ведь другой такой на свете нету!

Итог урока.

У. Уважаемые ученые! Наше заседание подходит к концу.

- Что узнали интересного на заседании?

- Что больше всего понравилось?

- Что нового вы сегодня узнали?


© 2010-2022