Творческое домашнее задание на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческое домашнее задание на уроках русского языка

(составление кроссворда). Домашняя учебная работа - важная составная часть процесса обучения, выступающая одной из существенных форм его организации. Домашняя учебная работа учащихся - самостоятельное выполнение заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, совершенствованию учебных умений и навыков. Она принципиально отличается от классной тем, что протекает без непосредственного наблюдения учителя, хотя и по его указанию, с его инструктажем. Домашняя работа опирается на самостоятельность, сознательность, активность и инициативность самого школьника; способствует получению более глубоких и широких знаний по предмету; тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, логику, интуицию. Домашнее задание необходимо, но, чтобы оно не превратилось в пытку для ученика, надо по возможности предлагать его в интересной для школьника форме. Творческое домашнее задание - это как раз один из путей воспитания познавательного интереса и развития творческих способностей, а значит продуктивного обучения. Русский язык в школе - это инструмент познания, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. В то же время русский язык традиционно считается в ученической среде и трудным, и скучным предметом. Творческие работы и задания по русскому языку возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности. Практически каждый раздел курса русского языка начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий, в том числе и домашних творческих заданий. Хочу привести пример домашнего задания по русскому языку. При изучении темы «Однокоренные слова» на уроке - игре «Путешествие в страну родственных слов» ученики с удовольствием подбирали группы родственных слов, оформляя их в красочные рисунки.
Творческое домашнее задание на уроках русского языкаТворческое домашнее задание на уроках русского языкаТворческое домашнее задание на уроках русского языкаТворческое домашнее задание на уроках русского языкаТворческое домашнее задание на уроках русского языка
Опираясь на материал урока детям было предложено домашнее задание: «Помоги учителю». Данное задание направлено на решение следующих задач:

- совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова;

- развитие умения находить и подбирать однокоренные слова;

- обогащение речи детей новыми словами;

- создание условий для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей. Инструкция: Помоги учителю составить кроссворд по теме «Однокоренные слова». В кроссворде используй слова образованные от одного корня (Например: САД: садик, посадка, садовод, садовник, рассада; и др.). При составлении кроссворда пользуйся памяткой.

Памятка:

1. Перед тем, как приступить к составлению кроссворда, необходимо определиться со списком слов, которые могут в него попасть. 2. Теперь можно приступить к составлению сетки кроссворда. Для этого на тетрадном листке бумаги в клеточку начинайте писать отобранные слова так, чтобы некоторые буквы в них пересекались. Желательно, чтобы это было не одно пересечение. Начинайте вписывать с самых длинных слов, а в свободные места размещайте более короткие. Постарайтесь, чтобы совпадало несколько букв в каждом слове. И чем длиннее заданное слово, тем пересечений должно быть больше. 3. Каждому слову в кроссворде присвойте номер. Пи этом номера расставляются последовательно от верхней строчки к нижней, слева направо. Они не должны дублироваться. Выпишите номера, которые получились по горизонтали, и те, что вышли по вертикали. 4. Когда сетка кроссворда составлена и выписаны все номера слов, нужно к каждому из них подобрать задание. Для начала опишите все слова по горизонтали, затем по вертикали. Задания могут быть очень разные. Подойдут простые определения слов, загадки, можно предложить отгадать пропущенное слово. 5. Кроссворд полностью составлен, осталось только красиво его оформить. Перенесите сетку на чистовую бумагу, впишите все задания. Оформить кроссворд можно рисунками. Если вы не умеете рисовать, то на помощь придут картинки, скачанные в интернете, или вырезки из журналов. Творческое домашнее задание на уроках русского языкаТворческое домашнее задание на уроках русского языкаВТворческое домашнее задание на уроках русского языкаарианты выполнения задания:

Творческое домашнее задание на уроках русского языкаТворческое домашнее задание на уроках русского языкаТворческое домашнее задание на уроках русского языкаТворческое домашнее задание на уроках русского языкаКроссворд не новое, но очень эффективное и интересное средство для работы со словом. При составлении кроссвордов дети работают со словом и его значением, учатся формулировать вопросы. Стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно, т.к. вопрос играет ключевую роль в процессе любого познания. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Очень важно ещё то, что отбирая и записывая слова в кроссворд, дети непроизвольно запоминают не только значение слов, но и правильное их написание, а это в свою очередь развивает орфографическую зоркость учащихся. Творческое домашнее задание на уроках русского языкаТворческое домашнее задание на уроках русского языкаТворческое домашнее задание на уроках русского языкаЭТворческое домашнее задание на уроках русского языкато задание можно использовать практически при изучении любого предмета и темы могут быть разнообразные. В работе с кроссвордами использую словари, методические издания. Например: на уроках русского языка «Русский язык в кроссвордах». Вот небольшая подборка кроссвордов по русскому языку.

Составленные детьми кроссворды затем используются как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (Например: для поурочного контроля знаний, для индивидуального домашнего задания и внеклассных мероприятий).

Когда ученик видит свою работу на уроке это повышает его учебную мотивацию, самооценку и стремление к творческой деятельности. Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.


Используемая литература:

  • Русский язык в кроссвордах: Родственные слова: Для детей 7-11 лет Методическое пособие для учеников Авторы: В.И.Буйко, Л.В.Таращенко, Екатеринбург, Изд. «Литур», 2007.

  • Ресурсы интернета.

  • Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы, Савенков И.А., 2004, №2.

5

© 2010-2022