Урок окружающего мира на тему Куда текут реки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воронежская область, Бобровский район,

МОУ Бобровская средняя общеобразовательная школа №4

Тема урока: «Куда текут

реки и откуда в наш

дом приходит вода»

Тип урока изучение нового материала

1 класс

Учитель Тупикина Т.В.


Тема урока: Куда текут реки и откуда в наш дом приходит вода.

Тип урока: Изучение нового материала.

Целеполагание: расширить знания о реках и морях,

о движении воды из реки в море,

о пресной и морской воде;

познакомить с природными источниками воды,

используемой в быту;

развивать познавательный интерес к окружаемому миру,

учить видеть необычное в обычном;

прививать основы экологических знаний;

воспитывать привычку бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь к учебнику,

географическая карта Воронежской области,

географическая карта Российской Федерации, слайды,

интерактивная доска, компьютер, сигнальные карточки,

конверт с корабликами.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель:

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте,

Всё ли в порядке:

Книги, карандаши,

Ручки, тетрадки.

II. Актуализация знаний.

Учитель:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда.

(Слайд №1)

Учитель: Если вы сейчас правильно отгадаете загадки, то у вас получится

портрет воды.( Ученики отгадывают загадки.)


  1. На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Съела 6 горошин Нина,

У неё теперь ангина.

(Град)

2. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака)

3. На дворе - горой,

А в избе - водой.

(Снег)

4. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лёд)

  1. Не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(Иней)

  1. Молоко над речкой плыло ,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко.

(Туман)


  1. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём.

(Роса)


  1. Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут.

(Дождь)

(Слайд №2)

Учитель: В зависимости от температуры воздуха вода может быть в разном состоянии: в твёрдом (снег, лёд), жидком (дождь, роса) и газообразном (пар, облака, туман)

III. Постановка темы и целей урока.

Учитель: К нам на урок пришёл Муравьишка и принёс конверт. А в нём загадка и вопросы.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море.

Учитель: Что это?

Дети: Река.

Учитель: А теперь прочитаем вопросы Муравьишки.

Урок окружающего мира на тему Куда текут рекиУрок окружающего мира на тему Куда текут рекиУрок окружающего мира на тему Куда текут реки

Сегодня на уроке нам нужно ответить на эти вопросы.

Тема нашего урока: «Куда текут реки , и откуда в наш дом приходит вода?»

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Кто из загадки догадался, куда текут реки?

Дети: Реки текут в море.

Учитель: А почему узкий кончик в роднике?

Дети: Потому что река начинается в роднике.

Учитель: Небольшой родничок журчал в зарослях черёмухи. Вода ручейком бежала быстро. Ручей то прятался в зарослях, то выбегал на луга, а со всех сторон сбегали к нему ручейки ещё меньше. И наш ручей становился всё шире и шире, глубже и глубже. Течение его постепенно замедлялось. И вот уже он стал рекой. Река всегда вниз течёт. Уклон мал, глаз его не видит. Встретится на пути холм - река его обойдёт, встретится низина - вода её затопит, и дальше…

(Слайд №4)

Что же случилось дальше?

Работа по учебнику (с. 40-41)

Учитель: Как вы думаете, куда текут реки? Послушайте рассказ автора о том, как путешествует вода, и постарайтесь запомнить названия рек, о которых говорится в рассказе.(Учитель читает рассказ на с.40)

Учитель: По каким рекам плыл автор рассказа?

Дети: Автор рассказа плыл по рекам: Осётр, Ока, Волга.

Учитель: Куда же попала вода-путешественница?

Дети: Вода попала в Каспийское море.

Учитель: Сегодня Муравьишка предлагает нам совершить путешествие. (Дети достают из конвертов кораблики)

Найдите реку Осётр на картинке. Здесь возле небольшого города установим наши кораблики. Это начало пути, мы плывём по реке Осётр. И вдруг эта река впадает в другую реку, которая гораздо шире Осетра.

Как называется эта река?

Дети: Эта река называется Ока.

Учитель: Плывём дальше!

Впереди мост! Будьте осторожны! Проплываем под мостом. Внимание! Слева река! Кто знает название этой реки?

Дети: Это река Москва.

Учитель: Плывём дальше. Река становится шире и шире. И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как же называется эта река?

Дети: Это река Волга.

Учитель: Мы продолжаем путешествие. Какие суда встречаем мы на своём пути?

Дети: Нам на пути встретились катер, теплоход, рыболовное судно.

Учитель: Чем дальше мы плывём, тем шире и шире становится река.

А куда впадает Волга?

Дети: Волга впадает в Каспийское море.

Учитель: Давайте ещё раз посмотрим на наш путь.

(Слайд №5)

Учитель: Наши корабли заканчивают наш путь в Каспийском море.

Посмотрите иллюстрации реки и моря.

Чем река отличается от моря?

(Слайд №6)

Дети: В море вода солёная, у моря не видно противоположного берега, на море бывают высокие волны.

Учитель: А что об этом говорит Мудрая Черепаха?

(Ученик читает вывод на с 41.)

Учитель: Ребята, пока мы беседовали, Муравьишка решил выкупаться «в море», не выходя из квартиры.

Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 41). Скажите, как у него это получилось?

Дети: Муравьишка налил воду в ванну и насыпал в неё морскую соль.

Учитель: Правильно, морская соль используется для лечебных ванн, её можно купить в аптеке.

Физкультминутка.

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт.

Побежим скорее в реку,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

Работа с краеведческим материалом.

Учитель: Назовите реку, которая протекает в нашей местности.

Дети: В нашей местности протекает река Битюг.

(Слайд №7)

Учитель: Битюг - одна из красивейших рек Воронежской области. Длина реки - 379км.

Работа по карте.

Учитель: В какую реку впадает река Битюг?

Дети: Битюг впадает в Дон.

Учитель: Ребята, мы отправляемся в путешествие по реке Дон. А по пути нам будут встречаться маленькие реки, впадающие в Дон. Прочитайте названия этих рек.

Дети: Осередь, Чёрная Калитва, Богучарка, Толучеевка и другие.

Учитель: А если мы с вами поплывём на кораблике по реке Дон, в какое море можем попасть?

Дети: Мы попадём в Азовское море.

Учитель: Давайте нарисуем схему нашего путешествия.

Работа в рабочей тетради, с.18.

(Слайд №8)

V. Работа по теме урока.

Беседа о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.

Чтение стихотворений заранее подготовленными учащимися.

1 уч. Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

2 уч. Без чего не сможет мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

3 уч. Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели -

Жить нельзя нам без воды!

Учитель: Поднимите руки, у кого в доме есть водопровод.

( Работа по учебнику, с.42-43.)

Учитель: Давайте проследим, откуда в наш дом приходит вода. Где начало этого пути?

Дети: Вода приходит к нам из реки и из скважин.

Учитель: Правильно. Начинается водопровод далеко за городом. По берегам реки строгие объявления: «Не купаться!», «Не стирать бельё!», «Не пасти коров!». Всё «не» и «не». Проложили от берега трубы, поставили насосы. У самого начала водопровода поставили решётку. Ничего лишнего она в трубу не пропускает.

Куда дальше попадает вода?

Дети: Вода поступает на станцию очистки воды.

Учитель: Правильно, вода направляется на станцию очистки, где её очищают от песчинок, частичек глины. Здесь стоят громадные баки, и весь мусор оседает на дно. Но в воде остаются микробы, которые видны только под микроскопом. Поэтому воду на очистительной станции обеззараживают. Там для этого есть бассейн, но в нём никто никогда не купается. Стенки бассейна выложены белоснежными плитками. Дно песчаное, а снизу - мелкие ракушки. Не дно - слоёный пирог. Вода потихонечку просачивается через несколько слоёв и избавляется от микробов, но на всякий случай в воду добавляют ещё немного обезвреживающего вещества - хлора, и всё в порядке.

А ещё воду подают на станцию из озера и из скважины.

Так к нам в дом поступает чистая вода.

Учитель: Как человек использует воду?

Дети: Человек использует воду для приготовления пищи, мытья

посуды, стирки, уборки квартиры.

Учитель: Куда уходит загрязнённая вода из наших квартир?

Дети по рисунку прослеживают путь грязной воды и делают вывод: что грязная вода должна попадать в реку через очистительные сооружения.

  1. Статистика.

Учитель: Вода - самая удивительная на земле жидкость, бесценный дар природы. Без воды не может обойтись ни человек, ни растительный и животный мир. Потребление пресной воды растёт ежегодно. Чтобы получить 1т стали. Необходимо израсходовать 150т воды, чтобы получить 1т бумаги - 250т воды. Чистой воды остаётся всё меньше и меньше. И виноваты в этом люди.

В реки и озёра сливаются сточные воды заводов и фабрик, а также вода, используемая в быту. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить

100 000 товарных поездов.

(Слайд №9)

Учитель: Чтобы очистить сточные воды, строят очистительные сооружения. В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры, которые задерживают вредные примеси. А чистую воду пропускают

Нужно строить такие предприятия, у которых нет сточных вод. Загрязнённую воду они очищают и опять используют.

А что можем мы с вами?

(Слайд №10)

Учитель: Посмотрите на этот знак. Что он обозначает?

Дети: Нужно экономить воду.

Учитель: А как мы можем экономить воду?

Дети: Не умываться под сильной струёй, хорошо закрывать кран, стараться использовать воду экономно. Не оставлять кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот.

VII. Задание «Экологический светофор».

Детям предлагаются ситуации. Если герой поступил правильно, дети показывают зелёный кружок, если неправильно - красный.

Ситуация 1.

УУрок окружающего мира на тему Куда текут рекичитель: Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алеша пошёл по коридору, было тихо. Он услышал, что где-то течёт вода. Алеша решил посмотреть. Оказалось, что кто-то забыл закрыть кран. Алеша, придя в библиотеку, рассказал взрослым о случившемся.

- Объясните, почему вы показали красный кружок? Как нужно было поступить?

Дети: Алёша должен был сам закрыть кран.

Задача: Из открытого крана за 1 минуту вытекает 1 ведро воды. Сколько воды утекает в канализацию за 3 минуты, за 5 минут?

Ситуация 2.

Учитель: Олег пришёл на берег реки и увидел, что его друг бросает в воду камни и глину.

- Что ты делаешь? - спросил Олег.

- Играю, - ответил друг.

- Ты разве не знаешь, что загрязняешь реку, а ведь она даёт воду нашему городу.

- Странно! - сказал друг, но бросать камни больше не стал.

- Объясните, почему вы показали зелёный кружок?

Дети: Олег поступил правильно, он беспокоился о чистоте реки.

Ситуация №3

Лето, жара, вы с родителями пришли на реку. Купаетесь, загораете, кушаете. О чём вы должны помнить?

Дет и: Нельзя возле водоёма мыть транспорт, стирать паласы, бельё;

нельзя бросать мусор в реку;

нельзя оставлять мусор на берегу.


  1. Подведение итогов урока.

Урок окружающего мира на тему Куда текут реки

Узнал

Урок окружающего мира на тему Куда текут реки

Урок окружающего мира на тему Куда текут рекиЗапомнил

Урок окружающего мира на тему Куда текут рекиУрок окружающего мира на тему Куда текут рекиУрок окружающего мира на тему Куда текут рекиЯ Научился

Удивился

Буду

Учитель: И закончить наш урок мне хочется стихами.

(Слайд11.)

Дети читают стихи.

1 уч. Мы любим воду

Мы слышим ручейка медленную речь.

Всё это называется «природа».

Давайте же всегда её беречь.

2 уч. Природа - это дом, в котором мы живём.

И в нём шумят леса, текут и плещут реки.

Под сводом голубым, под светом золотым

Хотим мы в этом доме жить вовеки!



Список литературы, использованной для составления конспекта.

1. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. « Изучаем «Окружающий мир» с увлечением».

2. Журнал «Начальная школа», №5, 2008г.

3. Н.В.Ёлкина, Т.И.Тарабардина, «1000 загадок».

4. А.А.Плешаков, «Мир вокруг нас», учебник для 1 кл.

5. А.А.Плешаков, Рабочая тетрадь к учебнику для 1 кл.

6. Интернет-ресурс.


© 2010-2022