Рефлексивный отчёт по одному уроку (познание мира в малокомплектном 1, 3 классе)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексивный отчёт по одному уроку.

Учитель начальных классов КГУ «Муктикольская средняя школа»: Колядина А.В. Современность не даёт учителю стоять на месте, заставляет его искать способы заинтересовать ученика, привлечь его к своему предмету. Я часто задаю себе вопрос: как сделать творческим процесс познания на уроке? Как известно познание начинается с удивления. Удивление, вызванное новым, ведёт к развитию любознательности, с последующим формированием у учащихся устойчивого интереса к предмету, а главное к пониманию. Начиная работу с учащимися, нужно помнить: перед учеником должна ставиться простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей - неволей выполняет и то учебное действие, которое вы планируете. И здесь уже важно правильно оценить работу ученика. На первом этапе курсов нам было дано задание, запланировать серию из четырёх последовательных уроков, в которых бы отразились все семь изученных модулей. Я хочу рассказать о первом уроке этого плана. Урок познания мира в малокомплектном 1 - 3 классе. Тема урока в первом классе перекликается с темой третьего класса: «В городе и ауле» (1 класс), «Город и село» (3 класс) Прежде чем поставить цели урока, я постаралась учесть возрастные особенности детей. В первом классе мне важно было уточнить знания детей о городе и селе и научить различать эти населённые пункты. Здесь важно учесть уже имеющиеся знания третьего класса по этой теме и воспользоваться их помощью на уроке.Рефлексивный отчёт по одному уроку (познание мира в малокомплектном 1,3 классе) В третьем классе мы закрепляли понятия о городе и селе, чем похожи и чем различаются эти населённые пункты, а также определить какую работу выполняют люди в городской и сельской местности. Поставив такую цель перед собой, я уже решила сработать на опережение первого класса, так как на последующих уроках мы будем изучать профессии города и села. Перед началом урока в обязательном порядке я провожу тренинг на создание психологического настроя, который помогает детям настроиться на работу, поднять себе настроение. А работоспособная атмосфера позволяет выполнять всё запланированное на уроке и обеспечивает активное усвоение необходимого материала. В данном случае мы читали хором стихотворение, которое уже давно знаем, при этом изображая руками его содержание. В стихотворении говориться о том, что мы должны жить дружно, и беречь свой родной дом. С его помощью я смогла плавно перейти к теме урока. На стадии вызова мы совместно с детьми определяли тему и цели урока. Для начала просматривали ролик с изображениями городских и сельских пейзажей. Я часто использую такую форму работы, что позволяет мне использовать ИКТ, и разнообразить урок.( При подготовке к любой теме мне просто необходимо использование компьютера, принтера, интернета, что позволяет получить много новой, интересной информации и донести её до ребят). Во время диалога ребята отвечали на вопросы, вследствие чего пришли к определению темы. С целями было сложнее, определили только совместно со мной, после направляющих вопросов, которые мы задавали друг другу.Рефлексивный отчёт по одному уроку (познание мира в малокомплектном 1,3 классе) Я часто говорю своим детям о важности вопроса, учу их задавать в любой сложившейся ситуации, объясняю как это важно. Как известно если человек учиться и при этом не задаёт вопросы, он не испытывает состояния незавершённости, которое является основой для познавательной деятельности. Сформулировав вопрос, мы берём на себя ответственность за то состояние «голода», причиной которого он является. Вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет. С помощью вопросов на своих уроках я реализую идею диалогического обучения из модуля новые подходы в обучении и преподаванииРефлексивный отчёт по одному уроку (познание мира в малокомплектном 1,3 классе) Используя идеи модуля критического мышления, я определяла уже имеющиеся знания детей. Эту работу мы проводили в группах, путём составления кластеров. Ребята должны были записать общие признаки города и села. Группа третьего класса записывала слова самостоятельно, а вот первому классу я предложила выбрать из предложенных мной слов и вклеить в кластер. В процессе выполнения задания дети обсуждали свою работу, и должны были выбрать выступающего, который должен был представить свой кластер и ответить на вопрос: почему? После защиты ребята оценивали друг друга. Причём третий класс оценивал первый, а первый оценил третий, хотя сложность оценивания первым классом конечно была. Оценивание проходило с помощью цветных стикеров: розовый - понравилось, голубой - доработать. Для первого класса эта работа новая, поэтому я рассчитывала на их подражание, которое со временем приводит к полному осознанию.Рефлексивный отчёт по одному уроку (познание мира в малокомплектном 1,3 классе) На этапе осмысления мы работали каждый в своей группе. Здесь я чередовала самостоятельную работу и совместную работу с учителем. Ребята третьего класса на первом этапе осмысления работали, самостоятельно читая разделённый на три части текст, рассказывая друг другу то, о чём прочитали. Используя метод групповой работы, помогает мне прививать ребятам навык самоорганизации, а также учит взаимопомощи ответственности. После наблюдений я поняла, что работа в группе, а далее ещё и в паре, помогает мне определить лидерство и затем воспользоваться этим при составлении заданий для последующих уроков. Работая с первым классом, я предложила найти отличия между городским и сельским домом, объявив, что буду принимать любой ответ, для формирования умения определять успешность своего ответа в диалоге с учителем. В результате поняла, что детей не нужно ограничивать, и тогда они могут назвать даже те мелочи, которые вы не предполагаете. Например, Илья заметил, что на селе дом из кирпича, а в городе нет и после моего вопроса: а из чего в городе строят дома? Миржан возразил Илье и отметил, что в городе тоже есть дома из кирпича, он сам видел. А моя наблюдательная Улбосын заметила, что она никогда не видела на городских домах печных труб. Естественно из этого возникли побуждающие вопросы, которые я стараюсь использовать на своих уроках. Мне нравится, что они возникают спонтанно и заставляют ребёнка думать и рассуждать над сложившейся проблемой, что развивает их критическое мышление, и позволяет мне формативно оценивать каждый этап урока и делать для себя выводы. Обсудив все отличия, ребятам было предложено быстро нарисовать два дома, учитывая все названные отличия, и оценить рисунки друг друга с объяснением. После этого первый класс получает самостоятельное задание по тексту, который перед этим нужно прочитать. В это время я работаю с третьим классом, выясняя, на сколько, они усвоили изученную самостоятельно новую тему. Рефлексивный отчёт по одному уроку (познание мира в малокомплектном 1,3 классе)Рефлексивный отчёт по одному уроку (познание мира в малокомплектном 1,3 классе) В первом задании мы вели диалог, где обсуждали прочитанное и выясняли, где работают люди на селе, а где в городе. После ребята составляли диаграмму Венна, где должны были показать отличия и сходство городской и сельской местности. Закончив работу, они объясняли, почему именно эти различия и сходства выбрали, что формировало умение оформлять свои мысли в устной форме. Также в течение всего урока я попыталась сформировать коммуникативные умения работать в группе и в паре учитывая позицию собеседника, слушать и понимать друг друга, объяснять свой выбор и отвечать на поставленные вопросы с аргументированием.Рефлексивный отчёт по одному уроку (познание мира в малокомплектном 1,3 классе) Приобретенные учащимися в ходе урока знания, умения, эмоциональные впечатления - все пережитое может, однако, «протечь сквозь пальцы» (Дж. Локк), не стать опытом, если не включится деятельность рефлексии. Для ее осуществления в каждой образовательной технологии разработаны специальные приемы. Следующим этапом на уроке была рефлексия, где я использовала работу в парах, что позволило мне понаблюдать за диалогом и оценить, насколько ребята усвоили материал. Для того чтобы разделить детей на пары, я провела игру «Найди свою половинку», чтобы психологически настроить учащихся, и дать им возможность отдохнуть.
Каждая пара, в которую входили дети разного возраста, выполняли разные задания, но все они были направлены на закрепление. Ученик третьего класса опрашивал ученика первого класса, задавая ему вопросы, и рассказывал о том, что узнал сам. Третья пара разрабатывала свои вопросы совместно со мной, которые будут задавать другим парам в виде игры интервью. Игровые технологии предусматривают проживание учениками игровой ситуации как модели реальных событий и отношений между людьми. Это обеспечивает приобретение учениками нового опыта деятельности, в котором знание - неотъемлемая составная часть его.
Чтобы такой процесс был более эффективным, я подробно проинструктировала ребят и объяснила, для чего мы это делаем. Проанализировав после урока все этапы, я поняла, что недостаточно проводить только инструктаж, важно правильно дать понять, чего я ожидаю от детей и поставить перед ними, пускай простую, главное выполнимую цель. Что я и сделала на следующих уроках и получила нужный мне результат.Рефлексивный отчёт по одному уроку (познание мира в малокомплектном 1,3 классе) В заключение урока я выслушивала мнения детей по поводу их работы, что понравилось, что вызвало затруднения. Благодаря этому постаралась сформировать у учащихся способность к самооценке, и умение определить значение результатов своей деятельности. В процессе такой рефлексии для меня открылись скрытые способности детей, или, наоборот, от кого я ожидала чётких и грамотных ответов не проявили себя. Ученик третьего класса Арман (не успевающий), после вопроса: почему профессии города отличаются от сельских? ответил - потому что там не держат хозяйство. Я обратилась ко всему классу: Есть ещё мнения? И тогда ученик первого класса Миржан громко ответил: я запомнил, в городе выпускают техническую продукцию, а на селе сельскохозяйственную. И это притом, что мы не говорили об этом с первым классом, он просто отвлекался от своей работы, и подслушивал диалог между мной и ребятами третьего класса. Конечно, на первый взгляд это хорошо, ребёнок получил дополнительную информацию. Но из этого следует, что он не принимал участие в групповом задании по тексту и не усвоил свой материал, опять же если посмотреть с другой стороны возможно задание, которое я выбрала на этом этапе урока для первого класса, стало ему не интересно. Осознав свою ошибку, на последующих уроках старалась большое внимание уделить составлению разноуровневых заданий, чтобы они были не только познавательные, но и интересные. Рефлексивный отчёт по одному уроку (познание мира в малокомплектном 1,3 классе) Такая ситуация помогла мне пересмотреть своё среднесрочное планирование, планирование каждого этапа урока, куда постаралась включить больше общих заданий для двух классов, но с учётом возрастных особенностей. Больше стала продумывать использование толстых вопросов, которые позволяют находить оригинальные ответы. Это говорит о том, что позволяя детям неординарно мыслить, я способствую их критическому мышлению. Изучив множество литературы о том, как сделать урок успешным. Я решила попробовать на каждом уроке, создавать ситуацию успеха, и начала с первого урока. Следовательно, я старалась вовремя подбодрить, вселить веру в свои силы. Этот фактор в первую очередь важен для тех детей, кто учится с трудом и имеет пробелы в знаниях, в моём классе их большинство. Со временем таким детям становится всё труднее овладевать знаниями, они начинают терять интерес к получению знаний и перестают учиться. Исходя из этого, я всегда благодарю ученика за ответ, какой бы он не был. Анализируя каждый свой урок, я делаю вывод, что создание такой ситуации очень помогает в работе. Результаты я увидела уже после первого урока. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока я попыталась тесно связать между собой. Чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту. При составлении данного урока, моей одной из главных задач, было попустить через урок идеи семи модулей. Поначалу я думала, это будет не возможно. Урок будет перенасыщен разными видами деятельности, что усложнит усвоение знаний. Но уже в течение выполнения заданий на уроке, заметила, как улучшилась работоспособность детей. Им понравилось часто переключаться от одного вида работы на другой. Конечно, были и недочёты. Учитывая свои ошибки, я поняла над, чем мне следует поработать. Дети не смогли самостоятельно сформулировать цель урока, это говорит о том, что я не учла их возрастные особенности и задавала слишком сложные для них вопросы. В последующем я ставлю перед собой цель более глубоко изучить проблему постановки вопросов, ведения диалога, а также особенности каждого возраста. И ещё одна возникшая проблема, о которой я уже упоминала, когда один из первоклассников отвлекался от задания. Я не уделила должного внимания использованию идеи модуля обучение талантливых и одарённых на этом этапе урока. Мне следовало разработать отдельное задание, которое способствовало бы его заинтересованности. Учитывая свои ошибки на первом уроке, мне удалось построить свою работу с детьми таким образом, чтобы подобных проблем не возникало. После совместной работы с коллегами, в дальнейшем я планирую, для разнообразия своего урока больше использовать ИКТ. Хочу продумать домашние задания, где дети могут использовать телефоны или фотоаппараты. Задания будут такого характера: подготовиться к фотовыставке, снять фильм, записать песню или стихотворение (народные традиции). Функционально - грамотная личность - это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые планирую внедрять и дальше в свою работу. Используемая литература:

  • Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.
  • Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
  • Учебная программа ГОСО 2010
  • Методическое руководство для начальной школы общеобразовательной программы.
  • Онищук В.А. «Урок в современной школе» Москва 1986
  • Выготский Л.С. Собр. соч. - М.: Педагогика, 1983.


8


© 2010-2022