Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пробуждение»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель МО

/Л.В. Полякова /

Протокол № _

от « » сентября 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МБОУ

"СОШ п. Пробуждение "

______ О.П.Борисова

« » сентября 2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

"СОШ п. Пробуждение "

_____ Д.П.Барановский

Приказ № ____

от « » сентября 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «Умники и умницы»



Возраст детей : 7-8 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составил: учитель начальных классов

Ефремова Елена Зауровна

Год разработки программы: 2014

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___ от «_____» августа 2014г.

2014г

Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». - Москва: РОСТ книга, 2011 г. - с. 191 - 210. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.


Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2011 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом 5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А. 6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель данного курса: Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Особенности организации учебного процесса. Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий: а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе; б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях. В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).























Учебно-тематический план

1час в неделю, всего 33 часа.

№ п/п

Темы

Кол-во часов

1

Развитие концентрации внимания.

5 ч

2

Тренировка внимания.

5 ч

3

Тренировка зрительной и слуховой памяти.

9 ч

4

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

4 ч

5

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек

5 ч

6

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

4 ч

7

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1 ч

Всего:

33 ч

Количество уроков с использованием ИКТ

93 %

Количество проектов

6,6 %

Количество исследовательских работ

3,4 %

Количество творческих работ

3,6 %

Количество диагностических работ

8 %











Темы проектов и исследовательских работ обучающихся

№ п/п

Тема проекта и исследовательской работы

Сроки реализации

Информационно-исследовательский проект «Мы- эрудиты»

19.12

    Информационный проект «Числовая закономерность»,

    13.02

      Творческая работа «Моделирование и конструирование объектов. «Домик»

      15.05




      Календарно- тематическое планирование по кружку

      (33часа 1 час в неделю)

      № п/п

      Тема занятия

      план

      факт



      1

      Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

      05.09


      2

      Развитие концентрации внимания.

      Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности.

      12.09


      3

      Тренировка внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. Расскажи о слове.

      Логически-поисковые задачи.

      19.09


      4

      Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы».

      Задачи на развитие аналитических способностей.

      26.09


      5

      Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически -поисковые задания

      03.10


      6

      Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

      «Первая одинаковая». Логические задачи.

      10.10


      7

      Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек.

      17.10


      8

      Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи.Задачи на развитие аналитических способностей.

      24.10


      9

      «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности.

      Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица»..

      31.10


      10

      Тренировка внимания. «Лабиринт».

      14.11


      11

      Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Закодированное слово», « Поставь точку».

      21.11


      12

      Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. Закономерности.

      28.11


      13

      Развитие логического мышления. «Аналогия», «Первая - одинаковая».

      05.12


      14

      Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы.

      12.12


      15

      Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …»

      Информационно-исследовательский проект «Мы- эрудиты»

      19.12


      16

      Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку».

      26.12


      17

      Тренировка внимания. « Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций.

      16.01


      18

      Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку».

      23.01


      19

      Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов.

      30.01


      20

      Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Первая - одинаковая». Тренировка слуха.

      06.02


      21

      Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Информационный проект «Числовая закономерность»,

      13.02


      22

      Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова».

      20.02


      23

      Развитие концентрации внимания.« Слоговица», «Найди слово». Антонимы.

      27.02


      24

      Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы.

      06.03


      25

      Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

      13.03


      26

      Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка.

      20.03


      27

      Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка.

      04.04


      28

      Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка.

      10.04


      29

      Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка.

      17.04


      30

      Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово». Графический диктант. Штриховка.

      24.04


      31

      Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы».

      08.05


      32

      Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Творческая работа «Моделирование и конструирование объектов. «Домик»

      15.05


      33

      Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

      Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов.

      22.05







      Информационно-методическое обеспечение Методическое пособие для учителя О. Холодова «Юным умникам и умницам» Москва: РОСТ книга, 2011 г. - с. 191 - 210. Рабочая тетрадь для учащихся О. Холодова «Юным умникам и умницам» Москва: РОСТ книга, 2012 г.







































      © 2010-2022