Конспект по русскому языку Род и число имени существительного

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по русскому языку Род и число имени существительногоКонспект по русскому языку Род и число имени существительногоКонспект по русскому языку Род и число имени существительного





















Урок русского языка 3 класс

Тема: Род и число имен существительных.

Цели:

Обучающая

Познакомить учащихся с алгоритмом определения рода имен существительных, изменять существительные по числам, определять начальную форму имен существительных

Развивающая

Развитие орфографической зоркости, логического мышления, познавательных способностей, самостоятельности, воли.

Воспитательная

Воспитывать культуру поведения, привитие любви к русскому языку; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать любовь к природе, беречь и охранять природу, так как здоровье человека зависит от состояния природы.

Оборудование:

  • Волина В.В. "Веселая грамматика";

  • Карточки с опорными словами по теме "Имя существительное";

  • круг-абак у учащихся, презентация к уроку, проектор.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока.

I.Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Но сначала повернись, друг другу улыбнись,

Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам!

-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

II. Актуализация знаний.

Запись числа.

-Откройте тетради и запишите число. Классная работа.

1.Настрой на урок.

-А урок начнём с загадки.

Тройка - тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса , белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. ( зима)

Слайд 1. Картинка зима.

Слайд 2 Подумайте, какую букву нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ.

2.Актуализация знаний

З…ма-? Сн…гирь- п с…сна- д за…ц - з

-Прочитайте слова.

Подумайте, какую букву нужно поставить вместо знака вопроса? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 3. (Снегирь - это птица, поэтому стоит буква п, сосна - это дерево , поэтому стоит буква д, заяц- это зверь, поэтому стоит буква з, а зима - это время года- поэтому вместо знака вопроса должна стоять буква в)

-К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные)

-Что такое имя существительное?

(Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

-Какие еще бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные) Назовите.

-Напишите слова в два столбика : одушевленные и неодушевленные, вставьте пропущенные буквы и устно объясните свой выбор.

Проверка

-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков?

Слайд 6. Проверь! Зима- зимы, зимний; снегирь - снег, заяц; сосна- сосны.

-Какая орфограмма встречается во всех этих словах? (безударная гласная в корне слова)

-Какое слово лишнее? Почему? (заяц- словарное, безударная гласная, не проверяемая ударением)

-Чем похожи все слова? (это имена существительные)

III.Сообщение темы урока.

-Сформулируйте тему урока.

Слайд 4. Имя существительное. Род и число имён существительных.

Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и число имён существительных и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.

IV.Работа по теме урока.

1.Объяснение учителя

В русском языке очень много разных «тайн», ~ в том числе и об имени существительном.

Оказывается, ~ все имена существительные можно разделить на три группы, ~ независимо от того, какие это существительные ~ - собственные или нарицательные, ~ одушевленные или неодушевленные, ~ единственного или множественного числа.

Слайд 5,6,7.Послушайте грамматическую сказку, из которой станет понятно, ~ на какие три группы можно разделить имена существительные.

Сказка

Жили в одном государстве слова - ~ существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».

Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои, ~ мужского рода.

Туда попали слова: ~ муж, папа, дядя.

И жена взяла много слов себе и сказала: а это будут мои, ~ женского рода.

К жене попали слова: ~ жена, бабушка, мама.

А те слова, что остались неопределенными: ~ солнце, небо, яблоко, ~ решили отнести ~ к среднему роду.

Королева наградила мужа и жену.

Вот так появился род у существительных. Королева перестала их путать, потому что знала «секрет» различия рода имен существительных.

Имена существительные можно разделить по родам: ~ женский, ~ мужской ~ и средний род.

Слайд 8.Чтобы научиться определять род имени существительного, ~ откроем секрет королевы.

Женский род запомню я

И скажу: "Она - моя".

И запомню род мужской

И опять скажу" "Он - мой".

Средний род: "Оно - моё!"

Это правило - твоё!

Запомните это стихотворение.

Пусть и для вас оно станет надёжным помощником.

У существительных есть слова-помощники.

Карандаш - ~ он мой - ~ мужской род.

Имена существительные, к которым можно поставить слова ~ он мой, - ~ мужского рода.

Книга - ~ она моя - ~ женский род.

Имена существительные, к которым можно поставить слова ~ она моя, - ~ женского рода.

Яблоко - ~ оно моё - ~ средний род.

Имена существительные, к которым можно поставить слова~ оно моё, - ~ среднего рода.

Вспомните. ~ Если существительное употребляется в единственном числе ~ и отвечает на вопрос кто? или что? ~ - это начальная форма существительного.

Пользуясь секретом королевы, запишите имена существительные в три столбика ~ по родам. ~ Обратите внимание на то, ~ что все слова употреблены в начальной форме.

2.Игра «Ассоциации».Работа в группах

-Ребята, вы сказали, что зима это время года. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»? (дети называют)

-Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки …

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов - имён существительных.

Слайд 9.Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика.

1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую.( снег, мороз, снеговик, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год…)

1 ряд- мужской род.

2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т.е. придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую. (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка)

2 ряд- женский род.

3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е. придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую. (солнце, небо, облако)

3 ряд- средний род.

Проверка.

-Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда? (снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год, )

Снеговик. Большой ком.

-Какие слова женского рода придумали ребята 2 ряда? (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,)

Снеговик. Средний ком.

-Какие слова среднего рода придумали ребята 3 ряда? солнце, небо, облако, веселье. волшебство)

Снеговик. Маленький ком.

Слайд 9. Снеговик полностью с хлопками.

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

V. Физминутка.

VI.Обобщение.

1.Беседа-Какого же рода бывают имена существительные? ( имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

-Как определить род имён существительных? ( если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода;

если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода;

если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.)

-А как определить род имён существительных во множественном числе? ( нужно поставить его в единственное число)

2.Игра «Найди пару».

Слайд 10.Необходимо подобрать пару к существительному мужского рода.

Например, ~ кот - кошка.

Лев - … львица

медведь -… медведица

волк - … волчица

заяц - … зайчиха

голубь -… голубка

Как называются эти слова?… Однокоренные.

Обратите внимание! ~ Имена существительные по родам не изменяются.

Если число существительных - это непостоянный признак, ~ так как большинство существительных изменяется по числам. ~ То род - ~ это постоянный признак существительного. ~ Каждое существительное может быть только мужского, ~ женского ~ или среднего рода.

3 .Существительные общего рода.

Сравните два предложения:

Ваня - лучший староста нашего класса.

Настя - лучшая староста четвёртого класса.

Что вы заметили?

В первом предложении существительное староста ~ мужского рода.

А во втором предложении - ~ женского рода.

В русском языке есть имена существительные, которые могут называть людей и мужского, ~ и женского пола. ~ Значит, ~ они могут относиться и к мужскому, и к женскому роду. ~ Такие слова называют ~ существительными общего рода.

Найдите в предложениях имена существительные общего рода.

Наша Катя - умница.

А Владик - большой непоседа.

Таня - большая сластёна.

Петя - ужасный забияка.

Запишите два предложения по выбору.

Приведите свои примеры существительных общего рода.

4.Распределительный диктант.

-Посмотрите, на экране имена существительные, стоящие в форме множественного числа. Вы запишите их в единственном числе, распределяя слова в 3 столбика по родам. Разделите тетрадь на 3 столбика по 4 строчки в каждом.

Слайд 11. Поставьте слова в форму единственного числа. Распределите слова в 3 столбика по родам.

Сосны, ели, медведи, ежи, облака, болота

- Как слова сосны и ели связаны с темой «Зима»?

-А медведи и ежи?

Проверка.

-Какие слова записали в 1 столбик?

-Во 2 столбик?

-В 3 столбик?

. Проверь! Слова в столбиках по родам.

5.Проблемный вопрос

-Ребята, а теперь поставьте слово «салазки» в единственное число.

Слайд 12. Слово «Салазки»

6.Сообщение сведений о языке.

-Вам не удалось поставить это имя существительное в единственное число. Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме множественного числа и не имеют формы единственного числа.

-Давайте запишем такие слова в строчку через запятую:

-Запишем уже знакомое нам словарное слово «салазки»

Синоним к слову «салазки» - сани, санки

Мера времени, равная 24 часам- сутки

Слайд 13.Помогите мальчику Пете разложить инструменты в ящики.

В первом ящике должны быть имена существительные, называющие инструменты, ~ которые можно поставить в форму и единственного, ~ и множественного числа.

Во втором ящике - ~ имена существительные, называющие инструменты, ~ которые употребляются только в форме множественного числа.

-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

Проблемная ситуация.

-Зимой, как правило, нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.

Слайд 14. Поставьте слова в форму множественного числа

На экране слова: яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон

-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму множественного числа.

Проверка

-Какие слова удалось легко поставить в форму множественного числа? ( яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны)

-Какое затруднение возникло? ( молоко и мёд)

-В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа.

7. Употребляются только в форме единственного числа

-Давайте запишем их: мёд, молоко, творог, соль, щавель

-Когда имя существительное стоит в форме единственного числа? (когда обозначает один предмет)

-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

8.Игра «Снежки»

Игра «Брось снежок»

-Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!

- «Бросьте» снежок в слово с ошибкой.

-Возьмите индивидуальные карточки со стола. Они лежат в центре вашего стола.

-Спишите слова в строчку через запятую, исправив ошибки. Место, куда попадёт снежок, выделите зелёным цветом.

На индивидуальных карточках слова: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.

Проверка

-Прочтём слова, в которые попал снежок по порядку ( учитель у доски прикрепляет карточку с правильной буквой)

Пальто, кровать, ученик, капуста, берёза, лопата

-В какие слова снежок не попал? ( малина, морковь, аллея, обед)

-Что это за слова? Чем они похожи? ( словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)

-Устно определите род у них ( по цепочке)

-Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме единственного числа. Какое это слово? ( пальто)

9.Игра на внимание.

Слайд 15. Слово пальто.

-Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, трёхсложное, словарное)

Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

Игра на внимание «Пальто».

-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё…!

VII. Закрепление изученного

Слайд 16. 1.Тест «Имя существительное»

  1. Какое слово является именем существительным?

  1. подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная.

  1. Укажите имя существительное женского рода:

  1. весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон.

  1. Укажите имя существительное мужского рода:

  1. дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо.

  1. Укажите имя существительное среднего рода:

  1. зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.

  1. Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:

  1. молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.

  1. Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:

  1. руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.

7.Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведем скорей итог!

Быстро мы соображали,

На вопросы отвечали.

Существительное знаем!

Правило напоминаем.

Слайд 17.Ученики по кластеру рассказывают о существительном.

-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)

-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? ( имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)

8. Домашнее задание.

Домашнее задание будет по выбору:

1) № 430 на странице 30 учебника

2) Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода.

9


© 2010-2022