- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по русскому языку Род и число имени существительного
Конспект по русскому языку Род и число имени существительного
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ермакова О.С. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка 3 класс
Тема: Род и число имен существительных.
Цели:
Обучающая
Познакомить учащихся с алгоритмом определения рода имен существительных, изменять существительные по числам, определять начальную форму имен существительных
Развивающая
Развитие орфографической зоркости, логического мышления, познавательных способностей, самостоятельности, воли.
Воспитательная
Воспитывать культуру поведения, привитие любви к русскому языку; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать любовь к природе, беречь и охранять природу, так как здоровье человека зависит от состояния природы.
Оборудование:
-
Волина В.В. "Веселая грамматика";
-
Карточки с опорными словами по теме "Имя существительное";
-
круг-абак у учащихся, презентация к уроку, проектор.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
I.Организационный момент.
1.Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Но сначала повернись, друг другу улыбнись,
Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам!
-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.
II. Актуализация знаний.
Запись числа.
-Откройте тетради и запишите число. Классная работа.
1.Настрой на урок.
-А урок начнём с загадки.
Тройка - тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса , белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. ( зима)
Слайд 1. Картинка зима.
Слайд 2 Подумайте, какую букву нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ.
2.Актуализация знаний
З…ма-? Сн…гирь- п с…сна- д за…ц - з
-Прочитайте слова.
Подумайте, какую букву нужно поставить вместо знака вопроса? Обоснуйте свой ответ.
Слайд 3. (Снегирь - это птица, поэтому стоит буква п, сосна - это дерево , поэтому стоит буква д, заяц- это зверь, поэтому стоит буква з, а зима - это время года- поэтому вместо знака вопроса должна стоять буква в)
-К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные)
-Что такое имя существительное?
(Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
-Какие еще бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные) Назовите.
-Напишите слова в два столбика : одушевленные и неодушевленные, вставьте пропущенные буквы и устно объясните свой выбор.
Проверка
-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков?
Слайд 6. Проверь! Зима- зимы, зимний; снегирь - снег, заяц; сосна- сосны.
-Какая орфограмма встречается во всех этих словах? (безударная гласная в корне слова)
-Какое слово лишнее? Почему? (заяц- словарное, безударная гласная, не проверяемая ударением)
-Чем похожи все слова? (это имена существительные)
III.Сообщение темы урока.
-Сформулируйте тему урока.
Слайд 4. Имя существительное. Род и число имён существительных.
Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и число имён существительных и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.
IV.Работа по теме урока.
1.Объяснение учителя
В русском языке очень много разных «тайн», ~ в том числе и об имени существительном.
Оказывается, ~ все имена существительные можно разделить на три группы, ~ независимо от того, какие это существительные ~ - собственные или нарицательные, ~ одушевленные или неодушевленные, ~ единственного или множественного числа.
Слайд 5,6,7.Послушайте грамматическую сказку, из которой станет понятно, ~ на какие три группы можно разделить имена существительные.
Сказка
Жили в одном государстве слова - ~ существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».
Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои, ~ мужского рода.
Туда попали слова: ~ муж, папа, дядя.
И жена взяла много слов себе и сказала: а это будут мои, ~ женского рода.
К жене попали слова: ~ жена, бабушка, мама.
А те слова, что остались неопределенными: ~ солнце, небо, яблоко, ~ решили отнести ~ к среднему роду.
Королева наградила мужа и жену.
Вот так появился род у существительных. Королева перестала их путать, потому что знала «секрет» различия рода имен существительных.
Имена существительные можно разделить по родам: ~ женский, ~ мужской ~ и средний род.
Слайд 8.Чтобы научиться определять род имени существительного, ~ откроем секрет королевы.
Женский род запомню я
И скажу: "Она - моя".
И запомню род мужской
И опять скажу" "Он - мой".
Средний род: "Оно - моё!"
Это правило - твоё!
Запомните это стихотворение.
Пусть и для вас оно станет надёжным помощником.
У существительных есть слова-помощники.
Карандаш - ~ он мой - ~ мужской род.
Имена существительные, к которым можно поставить слова ~ он мой, - ~ мужского рода.
Книга - ~ она моя - ~ женский род.
Имена существительные, к которым можно поставить слова ~ она моя, - ~ женского рода.
Яблоко - ~ оно моё - ~ средний род.
Имена существительные, к которым можно поставить слова~ оно моё, - ~ среднего рода.
Вспомните. ~ Если существительное употребляется в единственном числе ~ и отвечает на вопрос кто? или что? ~ - это начальная форма существительного.
Пользуясь секретом королевы, запишите имена существительные в три столбика ~ по родам. ~ Обратите внимание на то, ~ что все слова употреблены в начальной форме.
2.Игра «Ассоциации».Работа в группах
-Ребята, вы сказали, что зима это время года. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»? (дети называют)
-Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки …
-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов - имён существительных.
Слайд 9.Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика.
1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую.( снег, мороз, снеговик, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год…)
1 ряд- мужской род.
2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т.е. придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую. (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка)
2 ряд- женский род.
3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е. придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую. (солнце, небо, облако)
3 ряд- средний род.
Проверка.
-Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда? (снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год, )
Снеговик. Большой ком.
-Какие слова женского рода придумали ребята 2 ряда? (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,)
Снеговик. Средний ком.
-Какие слова среднего рода придумали ребята 3 ряда? солнце, небо, облако, веселье. волшебство)
Снеговик. Маленький ком.
Слайд 9. Снеговик полностью с хлопками.
-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!
V. Физминутка.
VI.Обобщение.
1.Беседа-Какого же рода бывают имена существительные? ( имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)
-Как определить род имён существительных? ( если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода;
если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода;
если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.)
-А как определить род имён существительных во множественном числе? ( нужно поставить его в единственное число)
2.Игра «Найди пару».
Слайд 10.Необходимо подобрать пару к существительному мужского рода.
Например, ~ кот - кошка.
Лев - … львица
медведь -… медведица
волк - … волчица
заяц - … зайчиха
голубь -… голубка
Как называются эти слова?… Однокоренные.
Обратите внимание! ~ Имена существительные по родам не изменяются.
Если число существительных - это непостоянный признак, ~ так как большинство существительных изменяется по числам. ~ То род - ~ это постоянный признак существительного. ~ Каждое существительное может быть только мужского, ~ женского ~ или среднего рода.
3 .Существительные общего рода.
Сравните два предложения:
Ваня - лучший староста нашего класса.
Настя - лучшая староста четвёртого класса.
Что вы заметили?
В первом предложении существительное староста ~ мужского рода.
А во втором предложении - ~ женского рода.
В русском языке есть имена существительные, которые могут называть людей и мужского, ~ и женского пола. ~ Значит, ~ они могут относиться и к мужскому, и к женскому роду. ~ Такие слова называют ~ существительными общего рода.
Найдите в предложениях имена существительные общего рода.
Наша Катя - умница.
А Владик - большой непоседа.
Таня - большая сластёна.
Петя - ужасный забияка.
Запишите два предложения по выбору.
Приведите свои примеры существительных общего рода.
4.Распределительный диктант.
-Посмотрите, на экране имена существительные, стоящие в форме множественного числа. Вы запишите их в единственном числе, распределяя слова в 3 столбика по родам. Разделите тетрадь на 3 столбика по 4 строчки в каждом.
Слайд 11. Поставьте слова в форму единственного числа. Распределите слова в 3 столбика по родам.
Сосны, ели, медведи, ежи, облака, болота
- Как слова сосны и ели связаны с темой «Зима»?
-А медведи и ежи?
Проверка.
-Какие слова записали в 1 столбик?
-Во 2 столбик?
-В 3 столбик?
. Проверь! Слова в столбиках по родам.
5.Проблемный вопрос
-Ребята, а теперь поставьте слово «салазки» в единственное число.
Слайд 12. Слово «Салазки»
6.Сообщение сведений о языке.
-Вам не удалось поставить это имя существительное в единственное число. Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме множественного числа и не имеют формы единственного числа.
-Давайте запишем такие слова в строчку через запятую:
-Запишем уже знакомое нам словарное слово «салазки»
Синоним к слову «салазки» - сани, санки
Мера времени, равная 24 часам- сутки
Слайд 13.Помогите мальчику Пете разложить инструменты в ящики.
В первом ящике должны быть имена существительные, называющие инструменты, ~ которые можно поставить в форму и единственного, ~ и множественного числа.
Во втором ящике - ~ имена существительные, называющие инструменты, ~ которые употребляются только в форме множественного числа.
-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.
Проблемная ситуация.
-Зимой, как правило, нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.
Слайд 14. Поставьте слова в форму множественного числа
На экране слова: яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон
-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму множественного числа.
Проверка
-Какие слова удалось легко поставить в форму множественного числа? ( яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны)
-Какое затруднение возникло? ( молоко и мёд)
-В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа.
7. Употребляются только в форме единственного числа
-Давайте запишем их: мёд, молоко, творог, соль, щавель
-Когда имя существительное стоит в форме единственного числа? (когда обозначает один предмет)
-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.
8.Игра «Снежки»
Игра «Брось снежок»
-Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!
- «Бросьте» снежок в слово с ошибкой.
-Возьмите индивидуальные карточки со стола. Они лежат в центре вашего стола.
-Спишите слова в строчку через запятую, исправив ошибки. Место, куда попадёт снежок, выделите зелёным цветом.
На индивидуальных карточках слова: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.
Проверка
-Прочтём слова, в которые попал снежок по порядку ( учитель у доски прикрепляет карточку с правильной буквой)
Пальто, кровать, ученик, капуста, берёза, лопата
-В какие слова снежок не попал? ( малина, морковь, аллея, обед)
-Что это за слова? Чем они похожи? ( словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)
-Устно определите род у них ( по цепочке)
-Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме единственного числа. Какое это слово? ( пальто)
9.Игра на внимание.
Слайд 15. Слово пальто.
-Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, трёхсложное, словарное)
Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.
Игра на внимание «Пальто».
-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!
Всегда, всегда, всегда «пальто»
Оканчивается на «о».
Но вас сегодня, так и быть,
Я постараюсь с толку сбить.
Все гости разошлись. Но кто
Оставил в комнате….?
Пурга на улице люта,
Замёрзнуть можно без …
И всё ж ни сразу, ни потом
Гость не вернулся за …
С тревогой к вешалке иду,
Иду к забытому…
Ну, кто его оставил, кто?
Ах, это же моё…!
VII. Закрепление изученного
Слайд 16. 1.Тест «Имя существительное»
-
Какое слово является именем существительным?
-
подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная.
-
Укажите имя существительное женского рода:
-
весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон.
-
Укажите имя существительное мужского рода:
-
дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо.
-
Укажите имя существительное среднего рода:
-
зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.
-
Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:
-
молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.
-
Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:
-
руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.
7.Итог урока.
Вот и закончился урок!
Подведем скорей итог!
Быстро мы соображали,
На вопросы отвечали.
Существительное знаем!
Правило напоминаем.
Слайд 17.Ученики по кластеру рассказывают о существительном.
-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)
-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? ( имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)
8. Домашнее задание.
Домашнее задание будет по выбору:
1) № 430 на странице 30 учебника
2) Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода.
9