- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка внеклассного мероприятия для обучающихся начальной школы по литературному чтению
Разработка внеклассного мероприятия для обучающихся начальной школы по литературному чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Изотова С.А. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ Комаричская средняя общеобразовательная школа №2
Литературные посиделки.
С.А. Есенин. Стихи, песни и романсы на его стихи.
Цель. Познакомить с биографией поэта, вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индивидуальности, прививать любовь к поэзии, развивать речь обучающихся, внимание к поэтическому слову.
Оформление: портрет поэта, фотографии разных лет, аудиозапись с романсами на стихи С. Есенина, фрагмент фильма, аудиозапись с голосом С.А. Есенина,
"Тебе в залог я сердце оставляю…"
С.А.Есенин
1. Организационный момент.
Звучат стихи С.А. Есенина в исполнении артиста Сергея Безрукова.
iplayer.fm/song/32321294/Romans_na_stihi_S._Esenina_-_Otgovorila_rocsha_zolotaya/
Демонстрируются слайды: портреты С. А. Есенина разных лет.
2. Вступительное слово.
- Ребята! Сегодня мы поговорим об очень известном русском поэте. 3 октября 2015 года исполняется 120 лет со дня его рождения. Кто догадался, о ком пойдет сегодня речь?
- Мы будем говорить о Сергее Александровиче Есенине.
Стихотворение читает ученик.
Есенин - нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел веселый клен.
Из солнечного ливня
Весеннее лицо
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой.
3. Знакомство с жизнью и творчеством Есенина С.А.
В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти все детство будущего поэта.
Дяди были озорные и отчаянные. Однажды, когда Сереже было 3 с половиной года, они посадили мальчика на лошадь и пустили в галоп. Сережа испугался, но удержался. А как его учили плавать! Дядя брал его в лодку, отъезжал от берега и бросал мальчишку в воду. Тот неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним. И Сергей поплыл.
Среди других мальчишек Сережа слыл большим драчуном. Ходил всегда в царапинах.
Бабушка очень любила внука. Нежности ее не было границ. Но и ругала его за озорство. А дедушка подзадоривал на кулачную. У Сережи было счастливое детство. Любимец в семье. Живой, спокойный, веселый, умный, общительный. Хорош собой.
Так пролетело его детство. Когда Сергей подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи он начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.
-Какой русский и какой чистый поэт, - говорил о нем Максим Горький.
Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности. Чарующую синеву очей - у бездонных озер и голубых небес; мягкие кудри - у крон родных берез и кленов; золото волос - у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу.
«Душа моя - поле безбрежное…» - так писал о себе сам С. Есенин.
Предлагается фрагмент документального фильма: Есенин на открытии памятника А.Кольцову в 1918 году в Москве.
youtube.com/watch?v=1OBJFDfXxQ0
- Документальная хроника подарила нам "живого" Сергея Есенина. Мы видим его молодым и очень красивым.
Тоскуют, тоскуют березы,
Осенним исходят дождем
И желтые листья, как слезы,
Роняют и ночью и днем.
Дрожат от мороза под утро,
И вдруг замирают в забвенье,
И шепчут тоскливо кому-то:
"Есенин, Есенин, Есенин…"
Автор: Татьяна Смертина
Обучающиеся рассматривают портрет С.А. Есенина .
bibliotekar.ru/esenin-sergey/77.htm
"Застенчивая, счастливая улыбка не сходила с его лица. Он был очарователен со своим звонким озорным голосом, с барашком вьющихся льняных волос - которые он позже будет с таким остервенением заглаживать под цилиндр, - синеглазый".
Дети читают наизусть строки Есенина, в которых он пишет о себе, о своей внешности и внутренних переживаниях
Слушание фонограммы С. Есенин читает свои стихи.
supermuzlo.com/files.php?cs=4613v4&u=21456685&n=7730d00cc27f&a=%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%95%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8&nn=%D0%AF-%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%83%D0%BB-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D0%BC&k=21456685&sh=3a678d36c7161a784f8cfc19615fcdab&ipprot_q=1447458171&ipprot_a=b747a4cb03a5126df4f30548d994e16b
Сергей Есенин - певец Руси! Так очень часто его называют. В его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью пахнет".
Звучит песня на стихи С.Есенина "Клен ты мой опавший…"
iplayer.fm/song/16465134/Romansy_-_Klen_ty_moj_opavshij_na_stihi_S._Esenina/
Чтение наизусть стихотворений С.А. Есенина учащимися «Береза», «Черемуха», «Ночь» и др.
Слушание стихотворений Есенина Сергея в исполнении артиста С. Безрукова.
iplayer.fm/song/32321294/Romans_na_stihi_S._Esenina_-_Otgovorila_rocsha_zolotaya/
- О чем эти стихи? Что воспевает в них поэт?
- Многие стихи Есенина композиторы переложили на музыку. Сейчас вы услышите романс на стихи любимого поэта «Отговорила роща золотая…».
Слушание романса. iplayer.fm/song/32321294/Romans_na_stihi_S._Esenina_-_Otgovorila_rocsha_zolotaya/
- Ребята! Если Сергей Есенин воспевал красоту природы в стихах и его оружие - слово, то великие русские художники выражали свое восхищение в полотнах, с помощью красок и кисти. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. То же самое мы видим и на полотнах художников.
Дети рассматривают картины Левитана, Шишкина, Остроухова.
1. gallerix.ru/album/Levitan
2.gallerix.ru/album/Shishkin
3.gallerix.ru/album/200-Russian//edu/data/img/pic-023glrx-376910400
- Какие есенинские строки приходят на ум, когда смотрите на ту или иную картину?
- Поэтическое слово Есенина очень выразительно. Он мог охарактеризовать даже звук цветом.
Исполнение участниками посиделок романса на стихи С. Есенина «Малиновый звон»
iplayer.fm/q/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80+%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD+%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F+%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD/
4. Заключительное слово.
- Есенин - визитная карточка России. Его стихи находят живой отклик в наших душах. Все прочувствованное им, прожитое за короткую жизнь, он превратил в шедевры поэзии. Он воспел землю, плененный ею, воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.
5. Рефлексия
У: В чем же сила стихотворения и есенинской лирики в целом? Почему оно так "за душу берет"?
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы)
- Что дал вам этот урок?
(Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…)
Закончим нашу встречу словами Сергея Есенина:
Цветите, юные, и здоровейте телом:
У Вас иная жизнь. У Вас другой напев.
Звучит песня на стихи С. Есенина "Не жалею, не зову, не плачу".
musplayrf.ru/listen/russkie-romansi-na-stihi-s-esenina_ne-zhaleu-ne-zovu-ne-plachu
- В заключение нашей встречи мне хочется поблагодарить вас за работу. И я думаю, что вы не раз еще в течение своей жизни откроете томик любимых стихов.