Конспект урока + презентация 3 класс пнш Различие склонений имен существительных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Различение склонений имён существительных.

Задачи урока:

Формировать умения: - различать падежи и склонения; распознавать имена существительные II склонения с основой на непарный твердый согласный и их письменного склонения с использованием приема подстановки существительных с ударными окончаниями; -определять в тексте значения сравниваемых падежей имен существительных посредством постановки вопросов;

регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль/самопроверку и самооценку.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Чистописание М м. Словарная работа МАГАЗИН (упр. 98 т.1)

3. Вспоминаем то, что знаем. Покажи, как образованны данные слова.

Именинники, осиннике, рябиннике, малиннике.

4. Сообщение темы урока. Распределите данные слова в три столбика.

Парта, класс, окно, арка, мел, пальто, мышь, рожь, скотч, блокнот, кнопка, папа.

Сформулируйте тему нашего урока. Тема урока: Различение склонений имён существительных.

5. Работа по теме урока.

Упражнение 132.

Цель данного упражнения - актуализировать знания учащихся о том, какие существительные к какому склонению относятся. Также дети вспоминают о том, что обращения на письме выделяются запятыми.

Перед выполнением упражнения учитель задает вопросы:

Какие существительные относятся к I склонению? Ко II склонению? К III склонению?

Затем приступают к выполнению заданий. Сначала дети распределяют выделенные в стихотворении слова в три столбика, затем дополняют каждый столбик словами из Обратного словаря.

Перед тем как приступить к работе с Обратным словарем, учитель спрашивает, на какую букву они будут искать слова I склонения, II и III склонения?

У детей появляется, например, такая запись:

I скл. II скл. III скл.

горчица трюм фасоль

лапша изюм соль

бочка сахар боль

зайчишка пластырь мысль

тихоня солнце дверь

багаж кость

гость

Записывая слово в тот или иной столбик, ученики обосновывают, почему они отнесли существительное к тому или иному склонению.

Упражнение 133.

Цель этого упражнения - добиться понимания детьми значений устойчивых выражений, актуализация их в речи и дальнейшее формирование умения определять падежи существительных.

Сначала учитель может спросить, помнят ли дети, что такое устойчивые выражения.

Затем учащиеся читают устойчивые выражения, объясняют их значение и записывают в столбик, определяя падеж слова душа в каждом устойчивом выражении. Учитель обращает внимание детей, что не всегда в предложении можно выделить словосочетание.

Задать падежные вопросы к слову часто помогает предлог. Но для правильного определения падежа этого мало, необходимо также обратить внимание на окончание слова и вспомнить, в каком падеже существительные этого склонения имеют такие окончания. Затем дети устно составляют два-три предложения с любыми из этих выражений. По усмотрению учителя лучшие предложения могут быть записаны в тетрадь.

Упражнение 134.

Цель данного упражнения - формирование навыка распознавания существительных II склонения с основой на непарный твердый согласный и их письменного склонения с использованием приема подстановки вспомогательного слова с ударными падежными окончаниями.

Перед выполнением упражнения ученики должны вспомнить все непарные звонкие согласные звуки (сонорные). После того как эти звуки будут перечислены, можно приступать к выполнению задания.

В словаре Пиши правильно дети сначала находят все слова, основа которых оканчивается на непарный звонкий согласный, и ставят над ними точку.

Затем учащиеся выписывают только те слова, основа которых оканчивается на твердый согласный. Таких слов 12: вагон, вокзал, комбайн, компьютер, магазин, металл, помидор, север, топор, ужин, футбол, шофер.

После этого дети письменно доказывают, что любое слово из этого списка изменяется по II склонению. Слово топор используют как вспомогательное, так как оно имеет ударные падежные окончания:

И.п. (кто? что?) вагон, север, топор

Р.п. (кого? чего?) вагона, севера, топора

Д.п. (кому? чему?) вагону, северу, топору

В.п. (кого? что?) вагон, север, топор

Т.п. (кем? чем?) вагоном, севером, топором

П.п. (о ком? о чем?) о вагоне, о севере, о топоре

В итоге учитель спрашивает: К какому склонению относятся данные слова? Чем это можно доказать, подтвердить?

Ученики должны сказать: мы доказали, что эти слова изменяются по II склонению, так как они имеют набор окончаний, соответствующий набору падежных окончаний II склонения.

6. Домашнее задание: ТПО № 1, упражнение 100 (с. 89).

7. Итог урока.

© 2010-2022