Конспект урока русского языка на тему Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Захарчук Наталья Валентиновна, учитель начальных классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Лебедёвская средняя общеобразовательная школа», первая квалификационная категория


Учебное занятие

Урок русского языка, 2 класс

Тема: Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных.

Цели урока:

  • Учить различать собственные и нарицательные имена существительные;

  • Учить употреблять заглавную букву в словах;

  • Расширить знания о родном крае.

Оборудование: мультимедийное оборудование,

фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья», музыкальная игры « Про лося»; контурные карты Тюменской области, физическая карта Тюменской области; изображение герба и флага Тюменской области; карточки с надписями имен детей, собственных и нарицательных имен существительных.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Добрый день, дети! Я рада видеть вас. Вижу, что вы все здоровенькие, улыбаетесь друг другу. Не забывайте наш разговор о том, как беречь, сохранять свое здоровье в зимнее время года.

- Ребята, вы любите мультфильмы?

- Посмотрите отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья » (Просмотр отрывка из мультфильма « Крокодил Гена и его друзья»)

2. Определение темы урока.

- Ребята, какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков? (Имя существительное)

- Каким же образом относится отрывок из мультфильма к изучаемой теме?

- Какие герои мультфильма вам запомнились? Как их зовут? Какие у них клички?

- Что будем изучать сегодня на уроке?

- Да, сегодня будем продолжать упражняться в написании имен существительных с заглавной буквы.

- Присаживайтесь за свои рабочие места. Сядьте правильно.

3.Изучение нового материала.

- Работаем в тетрадях.

- Теперь каждый из вас в тетрадях напишите свое полное имя. Не забывайте, как нужно сидеть при письме, чтобы не портилось зрение и осанка сохранилась правильной.

В следующей строке напишите полное имя одного из одноклассников.

Что в имени твоем?

- Имя дается человеку при рождении. С древних времен считалось, что имя нам дано не случайно и смысл имени каким-то таинственным образом связан с судьбой и характером человека. И это действительно так. Только не стоит все понимать упрощенно и буквально. Например, будто все Никиты- победители, а все Андреи- мужественные. Связь смысла имени и того, кому оно дано, значительно сложнее тоньше этого простого понимания. Многие имена пришли к нам из других языков. Часто родившихся детей называют в честь кого-то, например, в честь дедушки или бабушки.

- Кто из вас знает, кто вас назвал, как вам выбирали имя, что оно обозначает.

- На доске написаны ваши полные имена, из какого языка к нам пришли, что они обозначают.

На доске:

Александр (гр.) -защитник

Владислав (русск.)- владеющий славой

Дмитрий (гр.) -принадлежащий земле

Евгений (гр.) -благородный

Игорь (сканд.)- воинство, сила

Мария (е.)- горькая

Наталья (р.)- родная

Никита (гр.)- победитель

- В тетради напротив своего имени напишите его толкование.

- Как еще к вам обращаются ваши родители, дедушки и бабушки, друзья?

Определение имен собственных.

- Ребята, вы записали ваши собственные имена. Они ваши СОБСТВЕННЫЕ и ничьи больше! Существует, конечно, много людей, носящих такие же имена, но нигде нет таких же замечательных, умненьких Никит и Саш, Игорей и Жень, Владиков и Дим, очаровательных Машенек и Наталок!

- Какое правило русского языка вы должны знать, чтобы правильно написать имя человека?

- Ребята, для чего вы учите правила русского языка, выполняете ряд упражнений?

- Дети, вы являетесь носителями русского языка, общаетесь друг с другом на русском языке. Конечно, вы должны очень хорошо знать свой родной язык.

4. Музыкальная пауза.

- Встаньте из-за парт, музыкальная пауза «Про лося». (Повторяется три раза с нарастанием темпа).

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошко

Рядом зайка пробегал

В дверь к нему стучал:

«Тук-тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой»

«Зайка, зайка забегай, Лапу мне давай!».

Моя страна. Мой край. Моя малая Родина.

- Название каких стран вы знаете?

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Давайте еще раз произнесем название, имя нашей родной страны- РОССИЯ! Как же гордо и красиво звучит это слово!

-В следующей строке напишите это слово.

- Какое имя носит столица нашей страны? Напишите ее название.

- В чем особенность написания этих слов?

- Какое название носит наша область, наш край, в котором мы живем?

- Кто из вас был в Тюмени?

- Что больше всего понравилось? Чем запомнилось пребывание в этом красивом городе?

- Символы нашей страны вы знаете. Посмотрите на доску. (На доске изображения флага и герба Тюменской обл.) Это флаг и герб нашей области.

- Наша область занимает огромную территорию, в недрах земли много залежей полезных ископаемых; наши леса богаты грибами и ягодами, а реки рыбой.

Работа с картой Тюменской области.

- На партах карты нашей области. На территории области 28 городов. Названия некоторых нанесены на карте. Прочитайте.

- Какой вывод можно сделать о правописании названий городов?

- Напишите названия 3-х, 5-ти городов в тетрадь (дополнительно: напишите названия городов в алфавитном порядке).

- Ребята, что это за голубые полоски на карте, а рядом буква «р.» и слово, например р.Иртыш?

- Молодцы! Да, это названия рек.

- Какое название у рек, протекающих на территории нашего посёлка? (Синьга, Крутишка).

- Обратите внимание, как пишутся названия рек.

- Составьте и запишите предложение с одним из названий рек. ( В реке Синьга водятся щуки и караси.).

4. Закрепление.

Подвижная игра «Одушевленное-неодушевленное».

(На противоположной от детей стороне лежат листы с надписями одушевленных и неодушевленных имен существительных. Дети, разделившись на две команды-1одуш., 2неодуш., по сигналу подбегают и выбирают соответствующую названию команды карточку.)

Взаимопроверка.

- Найдите карточку, на которой написано Ф.И.О.

  • президента России

  • губернатора Тюменской области

  • мэра нашего села

  • директора нашей школы

- Вы, наверно, обратили внимание на слова, которые заключены в кавычки. Названия детских садов, театров, пароходов, журналов, картин выделяются кавычками.

Самостоятельная работа. С. 113, Упражнение 244

- Вместо точек вставить клички своих домашних животных.

(Играет классическая инструментальная музыка).

4 . Итог урока Мое мнение об уроке.

-А теперь выскажите свое мнение об уроке.

5. Домашнее задание.

-Ребята, напишите имена и фамилии всех учеников нашего класса в алфавитном порядке.

Подвижная игра с мячом «Я знаю пять названий городов;рек; улиц; имен и т.д.».

-До свидания, дети!


© 2010-2022