- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных
Конспект урока русского языка на тему Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Захарчук Н.В. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учебное занятие
Урок русского языка, 2 класс
Тема: Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных.
Цели урока:
-
Учить различать собственные и нарицательные имена существительные;
-
Учить употреблять заглавную букву в словах;
-
Расширить знания о родном крае.
Оборудование: мультимедийное оборудование,
фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья», музыкальная игры « Про лося»; контурные карты Тюменской области, физическая карта Тюменской области; изображение герба и флага Тюменской области; карточки с надписями имен детей, собственных и нарицательных имен существительных.
Ход урока:
-
Организационный момент.
- Добрый день, дети! Я рада видеть вас. Вижу, что вы все здоровенькие, улыбаетесь друг другу. Не забывайте наш разговор о том, как беречь, сохранять свое здоровье в зимнее время года.
- Ребята, вы любите мультфильмы?
- Посмотрите отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья » (Просмотр отрывка из мультфильма « Крокодил Гена и его друзья»)
2. Определение темы урока.
- Ребята, какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков? (Имя существительное)
- Каким же образом относится отрывок из мультфильма к изучаемой теме?
- Какие герои мультфильма вам запомнились? Как их зовут? Какие у них клички?
- Что будем изучать сегодня на уроке?
- Да, сегодня будем продолжать упражняться в написании имен существительных с заглавной буквы.
- Присаживайтесь за свои рабочие места. Сядьте правильно.
3.Изучение нового материала.
- Работаем в тетрадях.
- Теперь каждый из вас в тетрадях напишите свое полное имя. Не забывайте, как нужно сидеть при письме, чтобы не портилось зрение и осанка сохранилась правильной.
В следующей строке напишите полное имя одного из одноклассников.
Что в имени твоем?
- Имя дается человеку при рождении. С древних времен считалось, что имя нам дано не случайно и смысл имени каким-то таинственным образом связан с судьбой и характером человека. И это действительно так. Только не стоит все понимать упрощенно и буквально. Например, будто все Никиты- победители, а все Андреи- мужественные. Связь смысла имени и того, кому оно дано, значительно сложнее тоньше этого простого понимания. Многие имена пришли к нам из других языков. Часто родившихся детей называют в честь кого-то, например, в честь дедушки или бабушки.
- Кто из вас знает, кто вас назвал, как вам выбирали имя, что оно обозначает.
- На доске написаны ваши полные имена, из какого языка к нам пришли, что они обозначают.
На доске:
Александр (гр.) -защитник
Владислав (русск.)- владеющий славой
Дмитрий (гр.) -принадлежащий земле
Евгений (гр.) -благородный
Игорь (сканд.)- воинство, сила
Мария (е.)- горькая
Наталья (р.)- родная
Никита (гр.)- победитель
- В тетради напротив своего имени напишите его толкование.
- Как еще к вам обращаются ваши родители, дедушки и бабушки, друзья?
Определение имен собственных.
- Ребята, вы записали ваши собственные имена. Они ваши СОБСТВЕННЫЕ и ничьи больше! Существует, конечно, много людей, носящих такие же имена, но нигде нет таких же замечательных, умненьких Никит и Саш, Игорей и Жень, Владиков и Дим, очаровательных Машенек и Наталок!
- Какое правило русского языка вы должны знать, чтобы правильно написать имя человека?
- Ребята, для чего вы учите правила русского языка, выполняете ряд упражнений?
- Дети, вы являетесь носителями русского языка, общаетесь друг с другом на русском языке. Конечно, вы должны очень хорошо знать свой родной язык.
4. Музыкальная пауза.
- Встаньте из-за парт, музыкальная пауза «Про лося». (Повторяется три раза с нарастанием темпа).
У оленя дом большой
Он глядит в свое окошко
Рядом зайка пробегал
В дверь к нему стучал:
«Тук-тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой»
«Зайка, зайка забегай, Лапу мне давай!».
Моя страна. Мой край. Моя малая Родина.
- Название каких стран вы знаете?
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Давайте еще раз произнесем название, имя нашей родной страны- РОССИЯ! Как же гордо и красиво звучит это слово!
-В следующей строке напишите это слово.
- Какое имя носит столица нашей страны? Напишите ее название.
- В чем особенность написания этих слов?
- Какое название носит наша область, наш край, в котором мы живем?
- Кто из вас был в Тюмени?
- Что больше всего понравилось? Чем запомнилось пребывание в этом красивом городе?
- Символы нашей страны вы знаете. Посмотрите на доску. (На доске изображения флага и герба Тюменской обл.) Это флаг и герб нашей области.
- Наша область занимает огромную территорию, в недрах земли много залежей полезных ископаемых; наши леса богаты грибами и ягодами, а реки рыбой.
Работа с картой Тюменской области.
- На партах карты нашей области. На территории области 28 городов. Названия некоторых нанесены на карте. Прочитайте.
- Какой вывод можно сделать о правописании названий городов?
- Напишите названия 3-х, 5-ти городов в тетрадь (дополнительно: напишите названия городов в алфавитном порядке).
- Ребята, что это за голубые полоски на карте, а рядом буква «р.» и слово, например р.Иртыш?
- Молодцы! Да, это названия рек.
- Какое название у рек, протекающих на территории нашего посёлка? (Синьга, Крутишка).
- Обратите внимание, как пишутся названия рек.
- Составьте и запишите предложение с одним из названий рек. ( В реке Синьга водятся щуки и караси.).
4. Закрепление.
Подвижная игра «Одушевленное-неодушевленное».
(На противоположной от детей стороне лежат листы с надписями одушевленных и неодушевленных имен существительных. Дети, разделившись на две команды-1одуш., 2неодуш., по сигналу подбегают и выбирают соответствующую названию команды карточку.)
Взаимопроверка.
- Найдите карточку, на которой написано Ф.И.О.
-
президента России
-
губернатора Тюменской области
-
мэра нашего села
-
директора нашей школы
- Вы, наверно, обратили внимание на слова, которые заключены в кавычки. Названия детских садов, театров, пароходов, журналов, картин выделяются кавычками.
Самостоятельная работа. С. 113, Упражнение 244
- Вместо точек вставить клички своих домашних животных.
(Играет классическая инструментальная музыка).
4 . Итог урока Мое мнение об уроке.
-А теперь выскажите свое мнение об уроке.
5. Домашнее задание.
-Ребята, напишите имена и фамилии всех учеников нашего класса в алфавитном порядке.
Подвижная игра с мячом «Я знаю пять названий городов;рек; улиц; имен и т.д.».
-До свидания, дети!