Конспект урока технологии на тему Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка 4 класс, УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока технологии

на тему: "Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка»",

4 класс УМК "Перспектива".


Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ №462 Пушкинского района Санкт-Петербурга» Абрамчук Ольга Борисовна.
Тема урока: Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка».
Цели: повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы); познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями), с технологией изготовления изделия, имитирующего технику «русской мозаики»; совершенствовать навыки лепки; формировать умение самостоятельно выполнять изделия; - рассказать о профессии (мастер по камню).
Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Ноутбук;
  • Экран;
  • Мультимедийная презентация к уроку;
  • Учебник "Технология" 4 класс, ч. 1;
  • Рабочая тетрадь" Технология" 4 класс
  • «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
  • Иллюстрации поделок из камня;
  • Пластилин;
  • Инструменты и приспособления для работы с пластилином.

Ход урока

I. Организационный момент.

У.: - Проверьте готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, инструменты и приспособления для работы с ним. II. Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

У.: - Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».

- Вспомните, что такое полезные ископаемые?

Д.: Полезные ископаемые - это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей, для своей пользы.

У.: Как их добывают, и транспортируют?

Д.: - Полезные ископаемые добывают из недр или с поверхности земли.

- Транспортируют по нефтепроводам или в цистернах,

У.: -На какие группы можно разделить полезные ископаемые

Д.: - Твёрдые, жидкие и газообразные?

У.: - Какие полезные ископаемые вы знаете?

- Прочитайте загадки, которые вы приготовили дома.

Д.: Читают и отгадывают загадки.

У.:- Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых - это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.

- О чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная?

Д.: - О шкатулке.

У.: -Какое изделие будем делать на уроке?

Д.: Шкатулку.

У.: - Из чего сделана малахитовая шкатулка.

Д.: -Из камня.

У.: -Сегодня мы узнаем какие узоры можно увидеть в камне.

III. Работа по теме урока.

У.: - Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте новую информацию о полезных ископаемых. Рассмотрите иллюстрации.

Д.: Читают, рассматривают иллюстрации с изображением поделок .

У.: - Что такое шкатулка? Для чего она используется? Д.: Шкатулка - это ларчик, ящичек с замком для хранения драгоценностей, бумаг.

У.: - Вам известно словосочетание малахитовая шкатулка? Из какой книги?

Д.: - Из сборника уральских сказок П.П. Бажова.

У.: Объясните значение понятия «поделочные камни».

Д.: - Поделочными называют камни, которые используют в качестве украшения, и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни..

У.: - Что такое малахит? - Посмотрите в словаре точное значение.

Д.: Ответы учащихся, работа со словарем.

Мультимедиа-презентация «Русский малахит»

3. Работа с учебником.

У.: - Откройте учебник на стр. 24, прочитайте текст.

Д.: Чтение текста.

У.:- Какое изделие мы сегодня будем делать на уроке?

Д.: - Малахитовую шкатулку.

У.:-Какой приём будем использовать?

Д.: - Мы будем использовать прием мозаика.

У.:-Какие приёмы лепки будем использовать?

Д.: - Мы будем использовать имитацию. У.: - Рассмотрите на стр. 26 учебника узоры малахита, созданные природой. - Какие еще поделочные камни вы знаете? Какие изделия из них вам известны? Д.: - Агат, оникс, лазурит, змеевик… - Из поделочных камней делают украшения, вазы, шкатулки…

IV. Физкультминутка

Уральские горы (шаги на месте, с подниманием рук)

По каменным плитам (изображаем руками спуск по ступенькам)

Ведут за собой нас

В страну малахита - (разводим руки в стороны)

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих (руки сгибаем в локтях, затем разводим)

И добрых людей.

V. Продолжение работы по теме урока.

4. Планирование работы

У.: -Прочитайте план работы на стр 26-27 учебника. -Назовите этапы работы.

Д.: - Эскиз, разметка, раскрой, сборка.

У.: - Заполним технологическую карту на стр. 18 рабочей тетради.

Д.: Заполняют карту.

У.: -Сравните последовательность изготовления имитации малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

Д.: - Малахит - распиливают, пластилин - разрезают на тонкие пластинки.

- Малахит наклеивают на металл, пластилин - прикрепляют к коробке.

- Из малахита подбирают единый рисунок, из пластинок пластилина тоже.

У.: Как можно получить различные оттенки цвета?

Д.: - Необходимо смешать зеленый пластилин с белым, черным и синим.

У.: - Как придать законченность изделию?

Д.: - Нужно так облепить шкатулку готовыми заготовками так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, края украсить рамочкой из жгутиков.

У.: - К чему теперь мы можем приступить?

Д.: - Мы можем приступить к выполнению изделия.

У.: - Подготовьте рабочее место. Вспомните необходимое оборудование и правила работы с пластилином.

VI. Изготовления изделия.

У.: - Разделитесь на группы по четыре человека. Вспомните правила работы в группе. - Можете приступать к изготовлению шкатулки.

Д.: Выполнение задания в группе по технологической карте и слайдам в учебнике.

VII. Анализ изделия.

У.: - А сейчас мы проведем выставку малахитовых шкатулок.

Д.: Представляют полученные изделия.

IIХ. Рефлексия

У.: - Что у вас получилось лучше всего?

- В чем испытали затруднения?

- Выберите понравившуюся фразу и продолжите её:

  • На уроке технологии я узнал…

  • Мне было интересно…

  • Теперь я могу…

  • Я научился…

  • Меня удивило…

IХ. Домашнее задание. У.: - К следующему уроку подготовьте сообщение о поделочных камнях, из которых выполняют декоративные предметы и о том, какие их особенности необходимо учитывать при отделке различных предметов.

- Спасибо за урок.


© 2010-2022