Рабочая программа по изо (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РИСОВАНИЮ

для обучающихся 3 класса

составила Павлова А.С.

1.Пояснительная записка.


Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью составляют:

Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-

ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),

Проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;

Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе проекта ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

Устав образовательной организации.

Областной закон "Об образовании в Ростовской области" от 14.11.2013 №26-ЗС;

Постановления Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03.1986г. №4076-86"Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ -интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии" ( с изменениями на 29.06.2010г.)

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки. Рабочая программа разработана на основе типовой программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 224с. Данная рабочая программа рассчитана на 8,5 часов. Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной деятельности осуществляется коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями в школе 8 вида, следует выделить:

- учить школьников различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений;

- узнавать и показывать геометрические фигуры и тела;

- определять разницу по величине между предметами одной и той же формы;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги;

- развивать моторику руки;

- формировать навыки и умения владения карандашом;

- различать цвета: желтый, красный, синий, зеленый, коричневый, черный, белый;

- учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов, не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.

2.Общая характеристика предмета.


Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение .Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи :

1.Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

2.Находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различие;

3.Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

4.Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

5.Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократных повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

6.Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

7.Знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

8.Развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

3. Место учебного предмета.


Настоящая программа рассчитана на учащихся 3 класса. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 8,5 часов в год или 0,5 часа в 2 недели (согласно расписанию). Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.

  1. Декоративное рисование. - 2,5 часа.

  2. Рисование с натуры. - 2,5 часа..

  3. Тематическое рисование. - 2,5 часа.

  4. Беседы об изобразительном искусстве. - 1 час. ( в течение года).


4.Содержание программы учебного курса.

Декоративное рисование

Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора, форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнамента в квадрате.

Рисование с натуры.

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого предмета, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной , прямоугольной и треугольной формы,; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

Рисование на темы

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке ( ближе дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве

Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой.

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

5.Тематическое планирование.

№ п/п

Содержательные линии.

Кол-во часов

Коррекционно-развивающие задачи.

Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач.

Проблемы, возникающие при изучении темы.

Педагогический мониторинг.



1.

Декоративное рисование.



2,5

Сенсорное развитие: активизация восприятия, активизация мысленных процессов путем организации, рассмотрение и осмысление деталей узора, выделение их признаков, сравнение, классификация.

Беседа: осмысление и показ (поэтапный) дифференцированный подход.

Практические работы.

Недостаточность внимания.

Недоразвитие чувство ритма, слабость ориентировки.

Несформированность самоконтроля.

В течении урока и в конце каждого урока.



2.

Рисование с натуры.



2,5

Формирование персептивных действий, осмысленного. Дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающего мира:

-качественное улучшение зрительных представлений;

-развитие интеллектуальных операций;

-коррекция пространственных представлений;

-развитие речи, как регулятора деятельности и средства общения;

-воспитание самостоятельности, умение доводить работу до конца, самооценка.

Беседа с целью анализа объекта. Показ приемов рисования (поэтапный).

Дифференцированный подход.

Неумение в должной степени воспроизводить объект, передавать пропорцию, графические навыки, несоблюдение определенной последовательности.

В течении урока и по окончании работы.



3.

Тематическое рисование.



2,5

Активизация прошлого опыта учащихся:

-процессов памяти;

-мышления;

-воображения;

-развития речи.

Беседа. Специальные упражнения, дифференцированный подход.

Недостатки наблюдательности, воображения, зрительной памяти.

В течении урока и по окончании работы.



4.

Беседы об изобразительном искусстве.

1 ( в теч. года).

Учить детей различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, известных растений. Развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

Беседа.

Демонстрация. Иллюстрация.


6. Календарно - тематическое планирование.



Да та



Тема.



Раздел.



Кол-во часов



Оборудование.

Основные виды учебной деятельности.



Требования к результатам.



Виды контроля.



Самостоятельная работа.

1.Рисование с натуры овощей и фруктов.

2.Рисование в полосе узора из листьев и ягод

3.Рисование в квадрате узора из веточек с листьями.

4.Рисование на тему «Деревья осенью».

I четверть.



0,5

0,5



0,5



0,5

Капуста, огурец, помидор, яблоко, картофель.

Картины.

Листья.

Практическая работа.

Беседа.

Положительное отношение к окружающей действительности и ее эстетическое восприятие.

Самостоятельная работа.

1.Рисунок по теме «Осень».

1.Рисование геометрического орнамента по образцу в треугольнике.

2.Рисовать с натуры праздничный флажок.

3.рисование с натуры елочных игрушек.

II четверть.



0,5



0,5



0,5

Треугольник, праздничный флажок, елочные игрушки.

Практическая работа.

Беседа.

Эстетическое восприятие.

Самостоятельная работа.

1.Нарисовать Новогоднюю открытку.

1.Рисование узора из снежинок (украшение шарфа).

2.Рисование на тему «Снеговики».

3.Рисование с натуры игрушки - рыбки.

4.Рисовать на тему «Рыбки в аквариуме».

5.Рисовать узор в круге: расписная тарелка (круг -готовая форма).

6.Рисование на классной доске и в тетради несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик - квадрат, треугольник - тележка0.

III четверть.



0,5



0,5





0,5





0,5

0,5









0,5


Геометрические фигуры. Картинки.

Трафареты.

Рисование с натуры.

Рисование по трафарету.

Положительное отношение к окружающей действительности.

Самостоятельная работа.

1.Рисование рыбок без трафарета.

1.Рисование в полосе узора чередующихся геом. фигур.

2.Аппликация. декоративное оформление открытки «Ракета летит». Беседа о космосе.

3.Аппликация. узор в круге из цветов (круг - готовая форма).

4.Рисование с натуры весенних цветов (в закладке).

IV четверть.

0,5







0,5











0,5







0,5

Геометрические фигуры, цветная бумага, ножницы, клей.

Аппликация.

Положительное отношение к окружающей действительности и ее эстетическое восприятие.

Самостоятельная работа.

1.Нарисовать праздничную открытку.

7. Учебно-методические средства обучения.


1. Обучение рисованию. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон Москва «Просвещение» 1992 г.

2. Поурочные планы. Е. В. Алексеева «Изобразительное искусство»

3 класс I и II часть. Волгоград 2006 г.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

Учащиеся должны уметь:

- правильно располагать лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

-самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посереди не листа бумаги;

-ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

-делить лист на глаз на две и четыре равные части;

- анализировать с помощью учителя строение предмета;

- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате;

- различать и называть цвета и их оттенки;

- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года;

- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"
  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • учащийся не справляется с поставленной целью урока.
© 2010-2022