- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Школа здоровья
Программа внеурочной деятельности Школа здоровья
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кудреватых Е.А. |
Дата | 26.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:
- образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
- наследственность (20 %);
- внешняя среда (20 %);
- качество медицинского обслуживания (10 %).
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Практическая значимость. Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим возникла необходимость создания программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа здоровья»
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи: 1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни. 2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний. 3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся. 4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления. 5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
Программа «Школа здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
- Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во
- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из
- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и
- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения
- Принцип цикличности способствует упорядочению процесса
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным
- Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи
Программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» направлена на формирование следующих ценностных ориентиров:
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование установок на здоровый образ жизни;
- формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Программа «Школа здоровья» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов по 1 часу в неделю. 1 класс - предусматривает 33 часа, 2-4 класс - 34 часа. Программа включает три основных раздела: 1. Секреты здоровья. 2. Попрыгать, поиграть. 3. Профилактика детского травматизма.
Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
Второй раздел решает задачу - обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
Третий раздел решает задачу - обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
В ходе изучения основных разделов программы кружка «Школа здоровья» ученики научатся: - составлять режим дня; - соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи; - управлять своими эмоциями; - выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия; - включать в свой рацион питания полезные продукты; - соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог; - соблюдать правила пользования общественным транспортом; - соблюдать правила пожарной безопасности; - соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Секреты здоровья
Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон - лучшее лекарство. Питание - необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.
Раздел 2. Попрыгать, поиграть
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.
Раздел 3. Профилактика детского травматизма
Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.
Формы организации учебного процесса:
Фронтальные: викторина, экскурсия, просмотр фильма, подвижные игры, эстафеты.
Групповые: групповые творческие задания, зашита проектов.
Индивидуальные: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
2. Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Уровень
Ожидаемый результат
Формы контроля
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем.
Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Беседа, тестирование.
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса, школы.
Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Викторины, спортивные игры, эстафеты, творческие конкурсы, защита проектов.
III уровень
Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Получение опыта самостоятельного общественного действия.
Поиск информации в сети Интернет.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики ученика и не допускает сравнения его с другими детьми.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Учебные пособия:
- натуральные пособия: овощи, фрукты, аптечка, зубные щетки, и др.
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз» и др.
- измерительные приборы: весы, часы и их модели.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, экран, проектор, колонки.
Множительная техника: ксерокс, принтер.
Спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В., Смирнов А.Т., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности для 1-4 классов начальной школы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. (Под редакцией А.Т. Смирнова) Москва «Просвещение», 2008.
2. Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». festival.1september.ru/articles/312400/
3. Басова Е.Д. Валеологическое образование в начальной школе//Управление начальной школой. № 2, 2010.
4. Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы). festival.1september.ru/articles/213370/
5. Шакурова И.И. Авторская программа «Я расту здоровым»//Учительская. Июль 2009. Институт развития образования Республики Татарстан.
6. Умнягина Е.Г. Программа курса «Азбука здоровья» для младших школьников. festival.1september.ru/articles/519723/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Зимние подвижные игры: 1-4 классы./ А.Ю. Патрикеев. - М.: ВАКО, 2009.
2. Клуб здоровья и долголетия. 100let.net/index.htm
3. Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. openclass.ru/dig-resource/86743
4. Николаева Л.Н. Огонь друг или враг? 1 класс. nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html
5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). - М.: ВАКО, 2007.
6. Подвижные игры: 1-4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. - М.: ВАКО, 2007.
7. Пожарная безопасность. scool16.ru/index.files/Page2157.htm
8. Правила безопасного поведения в быту. theobg.by.ru/bit.htm
9. Правила поведения на природе. collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22087/
10. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. - СПБ.: ИД «М и М», 1998.
1 класс (33 часа)
№
п/п
Дата
Тема
Количество часов
Формирование УУД
Раздел «Секреты здоровья»
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
1
От улыбки хмурый день светлей…
1
2
Режим дня. Утренняя зарядка.
1
3
Учимся правильно дышать.
1
4
Сон - лучшее лекарство.
1
5
Наши друзья - вода и мыло.
1
6
Чтобы зубы не болели.
1
7
Гимнастика для глаз.
1
8
«Рабочие инструменты» человека.
1
9
Гигиена кожи.
1
10
Чтобы уши слышали.
1
11
Осанка - стройная спина.
1
12
Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
1
13
Самые полезные продукты.
1
14
Лекарства в лесу.
1
Раздел «Попрыгать, поиграть»
15
Подвижные игры.
1
16
Спортивные игры и эстафеты.
1
Раздел «Профилактика детского травматизма»
17
Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть.
1
18
Правостороннее движение пешеходов по тротуарам.
1
19
Экскурсия «Движение пешеходов по тротуару»
1
20
Красный, жёлтый, зелёный.
1
21
Участники дорожного движения.
1
22
Экскурсия «Мы - пешеходы».
1
23
Виды транспортных средств. Я - велосипедист.
1
24
Экскурсия «Безопасный путь в школу»
1
25
Огонь - друг или враг?
1
26
Где дым, там и огонь.
1
27
Спички детям - не игрушка.
1
28
Опасность у нас дома.
1
29
Безопасность при общении с домашними животными.
1
30
Если солнечно и жарко.
1
31
Если на улице дождь и гроза.
1
32
Правила безопасности на воде.
1
33
Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность»
1
2 класс (34 часа)
№ п/п
Дата
Тема
Количество часов
Формирование УУД
Раздел «Секреты здоровья»
Регулятивные УУД:
-
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-
Учиться планировать свою деятельность.
-
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
-
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
-
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
1
Настроение в школе и дома.
1
2
Поведение в школе.
1
3
Болезни глаз. Как их предупредить.
1
4
Слух - большая ценность для человека.
1
5
Профилактика кариеса.
1
6
Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.
1
7
Чтобы ноги не знали усталости. Комплекс упражнений.
1
8
Режим питания.
1
9
Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты.
1
10
Если хочешь быть здоров - закаляйся!
1
11
Гигиена тела и души.
1
12
Режим дня.
13
Обобщение по разделу. Игра «Учимся не болеть».
1
Раздел «Попрыгать, поиграть»
14
Подвижные игры.
1
15
Спортивные игры и эстафеты.
1
Раздел «Профилактика детского травматизма»
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Вступать в беседу на занятии и в жизни.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
16
Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка.
1
17
Светофор и его виды.
1
18
Экскурсия «Элементы улиц и дорог».
1
19
Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса.
1
20
Экскурсия «Дорожные знаки»
1
21
Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке.
1
22
Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог».
1
23
Причины ДТП.
1
24
Тормозной путь транспорта.
1
25
Памятка велосипедиста.
1
26
Экскурсия «Велосипедная дорожка»
1
27
Чтобы огонь не причинил вреда.
1
28
Правила поведения в случае пожара в квартире.
1
29
Как уберечься от поражения электрическим током.
1
30
Если ты ушибся или порезался.
1
31
Правила безопасности в любую погоду. Гололёд.
1
32
Как уберечься от мороза.
1
33
Правила поведения на воде.
1
34
Обобщение по разделу. Игра «Светофор здоровья».
1
3 класс (34 часа)
№ п/п
Дата
Тема
Кол-во часов
Формирование УДД
Раздел «Секреты здоровья»
Регулятивные УУД:
-
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
-
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-
Уважительно относиться к позиции другого.
1
Вредные привычки.
1
2
Азбука питания.
1
3
Как избежать отравлений.
1
4
Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний.
1
5
Глаза - главные помощники человека.
1
6
Сам себе доктор.
1
7-8
Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью».
2
9
Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья».
1
Раздел «Попрыгать, поиграть»
10-11
Подвижные игры.
2
12
Спортивные игры и эстафеты.
1
13-14
Игры разных народов.
2
Раздел «Профилактика детского травматизма»
15-16
Игра-путешествие «В стране дорожных знаков».
2
17
Элементы улиц и дорог: дорожная разметка.
1
18
Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке.
1
19-20
Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог».
2
21
Железнодорожный переезд.
1
22
Детский дорожно-транспортный травматизм.
1
23-24
Работа над проектом по теме «Безопасный путь».
2
25-26
Игра «Школа светофорных наук».
2
27
Как вести себя во время пожара в школе.
1
28-29
Азбука пожарной безопасности.
2
30
Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе.
1
31
Как уберечься от укусов насекомых.
1
32
Как уберечься от ушибов и переломов.
1
33
Правила безопасности во время грозы.
1
34
Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
1
4 класс (34 часа)
№ п/п
Дата
Тема
Количество часов
Формирование УДД
Раздел «Секреты здоровья»
Регулятивные УУД:
-
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
-
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
1-2
Эмоции, стресс, чувства, поступки человека.
2
3
Профилактика инфекционных болезней.
1
4-5
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.
2
6
Основные виды травм у детей школьного возраста.
1
7-8
Первая медицинская помощь при кровотечении.
2
9-10
Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
2
11
Оказание первой помощи при ожогах и обморожении.
1
12
Оказание первой помощи при отравлениях.
1
13-14
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена).
2
15-16
Работа над проектом по теме «Секреты здоровья».
2
17
Обобщение по разделу. Деловая игра «Формула здоровья».
1
Раздел «Попрыгать, поиграть»
18
Подвижные игры.
1
19
Спортивные игры и эстафеты.
1
20
Игры разных народов.
1
Раздел «Профилактика детского травматизма»
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-
Уважительно относиться к позиции другого.
21
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом.
1
22
Экскурсия «Мы пассажиры».
1
23
Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля.
1
24
Поездка на метро, на электропоезде по железной дороге.
1
25
Опасная ситуация.
1
26
Этого могло не случиться.
1
27
Что я расскажу младшему брату о пожаре?
1
28
Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии.
1
29
Отравляющие ядовитые газы.
1
30
Безопасное поведение в быту.
1
31
Правила техники безопасности для туриста.
1
32
Средства и способы спасения утопающих.
1
33
Поведение во время наводнения, штормового предупреждения.
1
34
Обобщение по разделу. КВН «Здоровье и безопасность»
1