Выступление на городской методконференции

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Слайд1. Особое внимание в стандартах второго поколения уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых действий. Известно, что, хотя уровень развития реальных коммуникативных действий школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных,Как показывает практика, не всегда учащиеся уверенно владеют этими действиями. Слайд

Поэтому я решила, что на каждом уроке нужно как можно больше работать над развитием речи. Слайд 2

Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке использую игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:

1. «Рассказ от первого лица»:

- рассказать от лица журавля о том, как его угощала лиса;

- представлять повествование от имени предмета

2. «Комплименты»:

- сказать комплимент сказочному, литературному герою.

3. «Сказка в заданном ключе»:

- ввести в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик»;

- сочинить новую сказку с созданием к ней электронных или обычных рисунков.

4. «Изменение сказочной развязки»:

- придумать другое окончание сказки, рассказа.

На ступени начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения является выразительное чтение. Учебный предмет «литературное чтение» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

1) слушание, чтение (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов;

2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);

3) инсценирование и драматизация;

4) устное словесное рисование;

5) творческий пересказ текста от лица разных героев - персонажей;

6) сочинение по личным впечатлениям (3-4 кл.) и по прочитанному (4кл.);

7) интервью с писателем;

8) письмо авторам учебника.

Также одно из составных частей деятельности уч-ля и уч-ка по развитию речи является - словарная работа.

Слайд 3. При работе над многозначными словами можно использовать весёлые стихи собственного сочинения детей. Слайд 4. В работе над синонимами на уроках мы используем пословицы и крылатые выражения с заданиями - найти в них синонимы Слайд

Большую возможность для речевого, умственного и эмоционального развития даёт знакомство с фразеологизмами. Путём логических рассуждений подводим уч-ся к осознанию смысла фразеологизмов, узнаём о происхождении, это порождает в детях любознательность, наблюдательность. Часто фразеологизмы помогают ярко отразить психологическое состояние человека. Напр: Была не была! Гора с плеч. Западать в душу. Всей душой.

При изучении фразеологии родного языка я включаю игру "Кто быстрее и больше подберёт фраз-ов с общим для них им. сущ-ым, например: голова -"Человек с головой", "Морочить голову", "Вскружить голову" ,"Отвечать головой".

Слайд 5. Так же, на успешное владение языком большое влияние оказывает речевой слух. Его необходимо развивать с раннего возраста.

На развитие речевого слуха у мл. школьников предлагаю игру «тихо- громко» или прочитать отрывок так,что бы с каждой строкой поднималась высота звука и понижалась. Еще упр. Произнести поэтическую строку с разной эмоц. окраской: с грустью, радостью.Слайд 6. Все перечисленные виды упр. развивают как устную, так готовят и к письменной речи: это изложения и сочинения различных видов. Хотелось бы подробнее остановиться над сочинениями публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью. С этими видами работ дети сталкиваются, когда проводят анкетирование,берут интервью в работе над проектами, в исследовательских работах. Например, в работе над заметкой помогает следующая памятка. Слайд 7.Вот пример заметки о кроссе, в котором участвовали дети. Слайд8

Слайд 9.Одним из видов коммуникативных действий является постановка вопросов как инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Назову несколько приёмов. Слайд 10

Приём «Ромашка вопросов» Эти вопросы связаны классификацией уровней познавательной деятельности. Данный приём можно представить наглядным в виде цветка. Рассмотрим типы вопросов.

1.Простые вопросы.

Их часто используют на формах контроля, на зачётах, при выполнении терминологических диктантов.

Что такое периметр?Как найти уменьшаемое?

2.Уточняющие вопросы.

Обычно начинаются со слов:

То есть ты говоришь, что…?

Если я правильно понял, то…?

Я могу ошибаться, но, по-моему, Вы сказали…?

Целью этих вопросов является представление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.Если мы правильно поняли, ты считаешь, что автор рассказа «Фантазёры» Николай Носов.

3. Творческие вопросы.

Когда в вопросе есть частица бы, а в его формулировке есть элементы предположения, фантазии, такой вопрос можно считать творческим.

Что изменилось бы в окружающем мире, если температура воздуха повсеместно повысилась на 10 градусов.

Что произошло бы в экосистеме леса, если бы из неё исчезли птицы?

4. Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

Они начинаются со слова «Почему…?» Важно, чтобы интерпретационные вопросы были направлены на установление причинно - следственных связей.

Почему в слове семья равное количество букв и звуков?

Почему слова Илья, Кирилл пишутся с заглавной буквы?

5. Оценочные вопросы.

Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий.Чем отличается описание зимней природы у двух писателей.

6.Практические вопросы.

Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Какие условия необходимо создать для хорошего роста комнатных растений?

Где в жизни можно встретить орнаменты?

Все шесть вопросов можно использовать на любой стадии урока.

Помогает в развитии речи организации общения между детьми работа в парах и группах, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.

Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила диалога:Слайд

И в заключении хотелось бы сказать, все мы видим недостаточную степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению. Но мы будем надеяться, что систематическое формирование коммуникативных универсальных учебных действий поможет в преодолении этих сложностей.

А осуществим мы это, если создадим благоприятную общую атмосферу в отдельном классе и в школе в целом- атмосферу поддержки и заинтересованности. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Слайд 12





© 2010-2022