Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Звуки Х, х и Ц, ц» (Система Л. В. Занкова)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обучению грамоте в 1 классе

Тема: «Буквы Х,х,Ц,ц, звуки [х], [х,], [ц].Хлеб- всему голова».


Старокожева В.И., учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 14» г. Братска
Цели: познакомить со звуками [х], [х,], [ц] и буквами, которые их обозначают, развивать навык выразительного чтения; формировать УУД: познавательные- умение строить высказывание, моделировать, формировать проблему, искать информацию в тексте, смысловое чтение; коммуникативные- умение выражать свои мысли; личностные- нравственно-этическое оценивание текста (темы); регулятивные- оценка собственных знаний, саморегуляция, самоконтроль при выполнении задания.
Ход урока
I. Орг. момент. Долгожданный дан звонок - начинается урок! II. Подготовка к восприятию. 1) Сегодня у нас в гостях буквы Х х и Ц ц . Они вам знакомы? Что это за буквы? (Показать детям как правильно произносятся буквы - ха и цэ) - Давайте подумаем, что мы могли бы им подарить (работа по карточкам, проверка- . 2)- Откроем учебник на стр. 91. Обведите синим цветом те предметы, в которых напишите букву ц, красным - в названиях которых напишите букву х. - Назовите те предметы, которые обвели красным цветом, выделяя четко звук, который обозначает буква, как он слышится в словах. горох - [х] петух - [х] орехи - [х,]

(синим цветом) цветок - [ц] заяц - [ц] цифра - [ц] цыпленок - [ц] - Что вы заметили? (Не встретился мягкий звук - [ц]). -Как вы думаете почему? (…) - А как вы считаете, можно ли услышать звук [ц,]? - Давайте проведём исследование и раскроем эту тайну. III. Новый материал. На доске ЖИ ХИ ШИ _____ Найдите третье лишнее: обоснуйте ответ. - Начнем наше исследование. Прочитайте первый столбик слов.

хижина

хищник

халат

холод -Какое слово для вас новое? (картинка) хижина- скромное жилище, лачуга, шалаш. -Про кого можно сказать хищник? - Подчеркните: а) синим карандашом звуки [х] б) зеленым карандашом звуки [х,] Хижина - поднимите карандаш, которым подчеркнули букву х. Почему? Что делает звук [х,] мягким? - Какие ещё вы знаете гласные, которые помогают согласным стать мягкими? е ё я ю - Читаем второй столбик.

шорох - (единственное число)

шорохи - (множественное число)

мех

меха (что такое мех) Что заметили? -Читаем первую пару слов. - Определим, в каком слове буква Х обозначает мягкий звук. -Прочитаем третий столбик.

цирк

цепь

цапля

цыпленок - На какие группы можно разделить эти слова? (одушевленные и неодушевленные) - На какой вопрос отвечают одушевленные предметы? (кто?) цапля, цыплёнок. - На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы? (что?) цирк, цепь. - Какие звуки обозначает буква ц в этих словах? - Но ведь в словах цирк и цепь после ц стоят гласные и и ё. - Давайте попробуем произнести его мягко.

[ц, и р к]

[ц, е п ь] - Мы знаем, что существуют буквы, которые всегда обозначают только твердые звуки [ж], [ш]. -Сегодня мы узнали, что буква ц одна из них. - Прочитаем четвертый столбик.

певец (единственное число)

певцы (множественное число)

ранец

ранцы - Что мы снова видим? - Обратите внимание- во множественном числе в словах после ц пишется окончание ы. Вывод: Так какие же буквы всегда обозначают твердые звуки?

Физ. минутка.

Хомка, хомка, хомячок.


IV. Работа с текстом. Закрыли учебники. Сели удобно. (Загадка о хлебе)

Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.( Хлеб) 1) Сейчас я прочту текст, а вы внимательно слушайте. Потом ответите на вопрос, как раньше ласково называли хлеб. 2) Чтение текста (с пояснениями) - Русь - так раньше называлось наше государство. Будни - не праздничные дни. Каравай- большой круглый хлеб. 3) Чтение текста детьми (по предложению, отмечая непонятные слова). Беседа по ходу чтения- (хлеб - главный продукт, разнообразие хлеба, какие виды хлеба вы знаете? Тысячи людей вложили в него свой труд. Помни об этом! Как встречают почётных гостей. - Найдите в тексте пословицу и поговорку. (Отличие пословицы от поговорки).

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Автор: В. Орлов.

V.Итог: Рефлексия:- Закончите предложения:

Мне было интересно… Сегодня на уроке я узнал, что…
Урок мне помог…
Теперь я всегда буду…


© 2010-2022