- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Овчинникова А.С. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1. Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Это может быть курс «Математика вокруг нас», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Программа занятий составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Данная программа рассчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор. Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой форме. Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по внеурочной деятельности. Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии быстрому и беглому счёту и т.д. Творческие работы и проектная деятельность, используемые при реализации данной программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.
2. Цели задачи курса
Цель курса: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Задачи курса: 1. Повышение эрудиции и расширение кругозора; 2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия; 3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; 4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 5. Расширять математические знания в области многозначных чисел; 6. Содействовать умелому использованию символики и учить правильно применять математическую терминологию.
3. Особенности программы «Математика вокруг нас»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
-
занимательность;
-
научность;
-
сознательность и активность;
-
наглядность;
-
доступность;
-
связь теории с практикой;
-
индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличии от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
4. Формы проведения занятий
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы - как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
-
на развитие внимания и закрепления терминологии;
-
игры-тренинги;
-
игры-конкурсы (с делением на команды);
-
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
-
интеллектуально-познавательные игры;
-
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое. Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
-
сказочные сюжеты уроков;
-
поиск основных алгоритмических конструкций;
-
на хорошо знакомых сказках;
-
сочинение своих сказок.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
5. Основные методы и технологии
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
6. Описание места курса в учебном плане Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса.
7. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к оценке своей учебной деятельности; - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Метапредметные результаты: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); - понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
Предметные результаты: - устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; - решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; - оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; - распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); - выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; - соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
8. Тематическое планирование
(2 полугодие)
№
№
Тема урока
Дата
Дата
Количество часов
29.
Математический турнир «Дважды два четыре».
1
30, 31
Периметр геометрических фигур.
2
32.
Старинные меры длины.
1
33, 34
Решение занимательных задач в стихах.
2
35.
Игры с числами.
1
36.
Немного истории. Детям о времени.
1
37, 38
Разные задачи.
2
39,
40
Весёлые вопросы.
2
41.
Старинные задачи.
1
42.
Решение задач с конца.
1
43, 44
Упражнение со спичками.
2
45.
Открытие нуля.
1
46.
Игра «Знай свой разряд».
1
47, 48.
Практикум «Подумай и реши».
2
49.
Арифметическая викторина.
1
50, 51
Развлечение и игры.
2
52.
Числа-великаны. Коллективный счёт.
1
53.
Симметрия фигур.
1
54, 55
Школьный тур олимпиады.
2
56.
Виды математических диктантов.
1
57.
Графический диктант.
1
58, 59
В мире чисел.
2
60.
Сочинение «Место математики в моей жизни».
1
61.
Геометрические головоломки.
1
62, 63
Математический марафон. Итоговое занятие.
2
9. Содержание занятия
Тема 29. Математический турнир «Дважды два четыре».(1 ч.)
Повторение таблицы умножения и деления. Решение примеров.
Тема 30 - 31. Периметр геометрических фигур.(2 ч.)
Нахождение периметра у геометрических фигур.
Тема 32. Старинные меры длины. (1 ч.)
Знакомство со старинными мерами длины. Сокращение мер.
Тема 33 -34. Решение занимательных задач в стихах.(2 ч.)
Работа в группах: инсценирования загадок, решение задач.
Тема 35. Игры с числами.(2 ч.)
Самостоятельная работа учащихся. Работа с числами.
Тема 36. Немного истории. Детям о времени. (1 ч.)
Знакомство и повторение о единицах времени.
Тема 37 - 38. Разные задачи.(2 ч.)
Работа с задачами, требующими математическое решение.
Тема 39 - 40. Весёлые вопросы.(2 ч.)
Групповая работа, решение нестандартных задач.
Тема 41. Старинные задачи.(1 ч.)
Знакомство и решение старинных задач. Тема 42. Решение задач с конца.(1 ч.) Инсценировка задач.
Тема 43 - 44.. Упражнение со спичками.(2 ч.)
Знакомство с упражнениями со спичками.
Тема 45 . Открытие нуля.(1 ч.)
Исследовательская работа «Почему так?»
Тема 46 . Игра «Знай свой разряд» 1 ч.)
Самостоятельная работа учащихся. Работа с числами. Работа с таблицей разрядов.
Тема 47 - 48. Практикум «Подумай и реши».(2 ч.)
Тренировочные упражнения. Решение примеров и задач.
Тема 49 . Арифметическая викторина..( 1 ч.)
Самостоятельная работа учащихся. Работа с числами.
Тема 50. Развлечение и игры (2 ч.)
Решение нестандартных заданий.
Тема 52. Числа-великаны. Коллективный счёт. (1 ч.)
Работа над быстрым и беглым устным счётом.
Тема 53. Симметрия фигур.( 1 ч.)
Создание мини-альбома «Узоры геометрии».
Тема 54 -55. Школьный тур олимпиад. (2 ч.)
Работа с заданиями повышенной трудности.
Тема 56. Виды математических диктантов.(1 ч.)
Знакомство с математическими диктантами.
Тема 57. Графический диктант. (1 ч.)
Тренировочное упражнение.
Тема 58 - 59. В мире чисел. (2 ч.) Самостоятельная работа учащихся. Работа с числами.
Тема 60. Сочинение «Место математике в моей жизни». (1ч.)
Творческая работа.
Тема 61. Геометрические головоломки. (2 ч.)
Решение заданий повышенной трудности.
Тема 62 - 63. Математический марафон. Итоговое занятие.(2 ч.)
Закрепление и обобщение полученных знаний, умений и навыков.
10. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса
Учащийся научится:
-
образовывать, называть, читать, записывать числа от 1 до 1000.;
-
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
-
выполнять сложение и вычитание вида 450+30, 620 - 200, 470+80, 560 - 90,;
-
устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
-
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
-
воспроизводить по памяти таблицу умножения;
-
выполнять сложение и вычитание в пределах 1000: в более лёгких случаях устно, в более сложных - письменно (столбиком);
-
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
-
называть и обозначать действия умножения и деления;
-
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
-
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение - суммой одинаковых слагаемых;
-
умножать и делить 1 и 0 на число; умножать и делить на 10; 100.
-
читать и записывать числовые выражения ;
-
находить значения числовых выражений содержащих сложение и вычитание, умножение и деление (со скобками и без скобок);
-
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
-
решать уравнения .
-
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
-
называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
-
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
-
выполнять умножение и деление.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
-
решать задачи в 1-3действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
-
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
-
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
-
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
11. Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Математика вокруг нас» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005
2. Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. - СПб.: Кристалл, 2001
3. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. - М.: ВАКО, 2011
4. Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003
5. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. - М.: ВАКО, 2011
6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988