Программа по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка


Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Это может быть курс «Математика вокруг нас», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Программа занятий составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Данная программа рассчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор. Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой форме. Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по внеурочной деятельности. Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии быстрому и беглому счёту и т.д. Творческие работы и проектная деятельность, используемые при реализации данной программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.

2. Цели задачи курса


Цель курса: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Задачи курса: 1. Повышение эрудиции и расширение кругозора; 2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия; 3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; 4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 5. Расширять математические знания в области многозначных чисел; 6. Содействовать умелому использованию символики и учить правильно применять математическую терминологию.

3. Особенности программы «Математика вокруг нас»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличии от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

4. Формы проведения занятий

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы - как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое. Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;

  • поиск основных алгоритмических конструкций;

  • на хорошо знакомых сказках;

  • сочинение своих сказок.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

5. Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

6. Описание места курса в учебном плане Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса.

7. Планируемые результаты


Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к оценке своей учебной деятельности; - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Метапредметные результаты: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); - понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
Предметные результаты: - устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; - решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; - оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; - распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); - выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; - соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

8. Тематическое планирование

(2 полугодие)

Тема урока

Дата

Дата

Количество часов

29.

Математический турнир «Дважды два четыре».

1

30, 31

Периметр геометрических фигур.

2

32.

Старинные меры длины.

1

33, 34

Решение занимательных задач в стихах.

2

35.

Игры с числами.

1

36.

Немного истории. Детям о времени.

1

37, 38

Разные задачи.

2

39,

40

Весёлые вопросы.

2

41.

Старинные задачи.

1

42.

Решение задач с конца.

1

43, 44

Упражнение со спичками.

2

45.

Открытие нуля.

1

46.

Игра «Знай свой разряд».

1

47, 48.

Практикум «Подумай и реши».

2

49.

Арифметическая викторина.

1

50, 51

Развлечение и игры.

2

52.

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

53.

Симметрия фигур.

1

54, 55

Школьный тур олимпиады.

2

56.

Виды математических диктантов.

1

57.

Графический диктант.

1

58, 59

В мире чисел.

2

60.

Сочинение «Место математики в моей жизни».

1

61.

Геометрические головоломки.

1

62, 63

Математический марафон. Итоговое занятие.

2

9. Содержание занятия

Тема 29. Математический турнир «Дважды два четыре».(1 ч.)

Повторение таблицы умножения и деления. Решение примеров.

Тема 30 - 31. Периметр геометрических фигур.(2 ч.)

Нахождение периметра у геометрических фигур.

Тема 32. Старинные меры длины. (1 ч.)

Знакомство со старинными мерами длины. Сокращение мер.

Тема 33 -34. Решение занимательных задач в стихах.(2 ч.)

Работа в группах: инсценирования загадок, решение задач.

Тема 35. Игры с числами.(2 ч.)

Самостоятельная работа учащихся. Работа с числами.

Тема 36. Немного истории. Детям о времени. (1 ч.)

Знакомство и повторение о единицах времени.

Тема 37 - 38. Разные задачи.(2 ч.)

Работа с задачами, требующими математическое решение.

Тема 39 - 40. Весёлые вопросы.(2 ч.)

Групповая работа, решение нестандартных задач.

Тема 41. Старинные задачи.(1 ч.)

Знакомство и решение старинных задач. Тема 42. Решение задач с конца.(1 ч.) Инсценировка задач.

Тема 43 - 44.. Упражнение со спичками.(2 ч.)

Знакомство с упражнениями со спичками.

Тема 45 . Открытие нуля.(1 ч.)

Исследовательская работа «Почему так?»

Тема 46 . Игра «Знай свой разряд» 1 ч.)

Самостоятельная работа учащихся. Работа с числами. Работа с таблицей разрядов.

Тема 47 - 48. Практикум «Подумай и реши».(2 ч.)

Тренировочные упражнения. Решение примеров и задач.

Тема 49 . Арифметическая викторина..( 1 ч.)

Самостоятельная работа учащихся. Работа с числами.

Тема 50. Развлечение и игры (2 ч.)

Решение нестандартных заданий.

Тема 52. Числа-великаны. Коллективный счёт. (1 ч.)

Работа над быстрым и беглым устным счётом.

Тема 53. Симметрия фигур.( 1 ч.)

Создание мини-альбома «Узоры геометрии».

Тема 54 -55. Школьный тур олимпиад. (2 ч.)

Работа с заданиями повышенной трудности.

Тема 56. Виды математических диктантов.(1 ч.)

Знакомство с математическими диктантами.

Тема 57. Графический диктант. (1 ч.)

Тренировочное упражнение.

Тема 58 - 59. В мире чисел. (2 ч.) Самостоятельная работа учащихся. Работа с числами.

Тема 60. Сочинение «Место математике в моей жизни». (1ч.)

Творческая работа.

Тема 61. Геометрические головоломки. (2 ч.)

Решение заданий повышенной трудности.

Тема 62 - 63. Математический марафон. Итоговое занятие.(2 ч.)

Закрепление и обобщение полученных знаний, умений и навыков.

10. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса


Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 1 до 1000.;

  • сравнивать числа и записывать результат сравнения;

  • выполнять сложение и вычитание вида 450+30, 620 - 200, 470+80, 560 - 90,;

  • устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

  • читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;

  • воспроизводить по памяти таблицу умножения;

  • выполнять сложение и вычитание в пределах 1000: в более лёгких случаях устно, в более сложных - письменно (столбиком);

  • выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;

  • называть и обозначать действия умножения и деления;

  • использовать термины: уравнение, буквенное выражение;

  • заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение - суммой одинаковых слагаемых;

  • умножать и делить 1 и 0 на число; умножать и делить на 10; 100.

  • читать и записывать числовые выражения ;

  • находить значения числовых выражений содержащих сложение и вычитание, умножение и деление (со скобками и без скобок);

  • применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.

  • решать уравнения .

  • применять переместительное свойство умножения при вычислениях;

  • называть компоненты и результаты действий умножения и деления;

  • устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;

  • выполнять умножение и деление.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

  • решать задачи в 1-3действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;

  • выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;

  • составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.

  • читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;


11. Методическое обеспечение программы

Результат реализации программы «Математика вокруг нас» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

Оборудование: столы; стулья; стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005

2. Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. - СПб.: Кристалл, 2001

3. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. - М.: ВАКО, 2011

4. Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003

5. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. - М.: ВАКО, 2011

6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988

© 2010-2022