Рабочая программа кружка «В мире книг» 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «В мире книг» Л.А. Ефросининой (сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы, под ред. Н. Ф. Виноградовой. - Москва, «Вентана - Граф», 2011 год).

Общая характеристика курса. Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Главные цели: - создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; - расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; - формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Задачи:

  • Развивать эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальный потенциал у ребёнка.
  • Решать проблемы нравственно-этического воспитания.
  • Формировать учебную мотивацию; развивать личностную сферу ребенка.
  • Формировать универсальные учебные действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д. Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место учебного предмета в учебном плане. Авторская программа «В мире книг» в 4 классе рассчитана на 33 часа в год, рабочая программа рассчитана на 35 часов (35 недель). Добавлено 1 час в разделе «Родные поэты» и 1 час за счет резерва.

Ценностные ориентиры содержания курса. Содержание программы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Предметные умения:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Содержание программы

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Страницы старины седой

4

2

Крупицы народной мудрости

4

3

Мифы народов мира

2

4

Русские писатели-сказочники

3

5

«Книги, книги, книги…»

4

6

Книги о детях и для детей

3

7

Словари, справочники, энциклопедии

3

8

Родные поэты

4

9

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

4

10

Мир книг

4

11

Резерв.

1

Всего часов

35


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы. Литература для учителя

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. Учебное издание

  2. Сборник программ внеурочной деятельности Редактор М.В. Киселёва

  3. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! - СПб.: Литера, 2009

  4. Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф

Специфическое сопровождение (оборудование):

  1. Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.

  2. Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;

  3. Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

  4. Иллюстрации к литературным произведениям.

Электронно-программное обеспечение:

Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Календарно - тематическое планирование.


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

Страницы старины седой.


4 ч.



Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги - сборники.

1



Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.

1



Библейские предания.

1



Творческая работа: история книги.

1




Крупицы народной мудрости.


4 ч.



Героические песни о героях России. Песня - слава.

1



Книга - сборник С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове.

1



Русь великая в произведениях фольклора.

1



День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.

1




Мифы народов мира.

2 ч.



Мифы народов мира. Книги - сборники.

1



Мифологические герои.

1




Русские писатели-сказочники.


3 ч.



Мир сказок: сказки народные и авторские.

1



Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк - Горбунок».

1



Фольклорные корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

1




«Книги, книги, книги…»

4 ч.



Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

1



Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.

1



Книги. Типы книг. Справочный аппарат книг.

1



Проектная деятельность «Русские баснописцы».

1




Книги о детях и для детей.

3 ч.



Дети - герои книг писателей XIX в.

1



Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине - Сибиряке, А. Куприне и др.

1



Конкурс - кроссвордов «Авторы произведений о детях».

1




Словари, справочники, энциклопедии.

3 ч.



«Хранители слов» - словари. Выставка словарей. Игра - конкурс «Объясни слово».

1



Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.

1



Игра «100 вопросов Почемучек» - практическая работа со справочной литературой.

1




Родные поэты.

4 ч.



Книги - сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.

1



Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

1



Читаем и слушаем стихотворения о Родине И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.

1



Конкурс чтецов «Стихи о Родине и родной природе».

1




Писатели о писателях. Очерки и воспоминания.

4 ч.



Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.

1



Встреча с корреспондентами местной газеты.

1



Творческая работа: очерк о своей школе.

1



Творческая работа: о любимой книге.

1




Мир книг.

3ч.



Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».

1



Детские газеты и журналы.

1



Библиотечная мозаика «Тайны книг»

1



Резерв.

1




Итого

35 ч.




© 2010-2022