- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка «В мире книг» 4 класс
Рабочая программа кружка «В мире книг» 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Швецова О.В. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «В мире книг» Л.А. Ефросининой (сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы, под ред. Н. Ф. Виноградовой. - Москва, «Вентана - Граф», 2011 год).
Общая характеристика курса. Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Главные цели: - создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; - расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; - формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Задачи:
- Развивать эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальный потенциал у ребёнка.
- Решать проблемы нравственно-этического воспитания.
- Формировать учебную мотивацию; развивать личностную сферу ребенка.
- Формировать универсальные учебные действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера
Место учебного предмета в учебном плане. Авторская программа «В мире книг» в 4 классе рассчитана на 33 часа в год, рабочая программа рассчитана на 35 часов (35 недель). Добавлено 1 час в разделе «Родные поэты» и 1 час за счет резерва.
Ценностные ориентиры содержания курса. Содержание программы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание программы
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
Страницы старины седой
4
2
Крупицы народной мудрости
4
3
Мифы народов мира
2
4
Русские писатели-сказочники
3
5
«Книги, книги, книги…»
4
6
Книги о детях и для детей
3
7
Словари, справочники, энциклопедии
3
8
Родные поэты
4
9
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания
4
10
Мир книг
4
11
Резерв.
1
Всего часов
35
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы. Литература для учителя
-
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. Учебное издание
-
Сборник программ внеурочной деятельности Редактор М.В. Киселёва
-
Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! - СПб.: Литера, 2009
-
Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
-
Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.
-
Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
-
Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
-
Иллюстрации к литературным произведениям.
Электронно-программное обеспечение:
Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. - М.: Вентана-Граф, 2011.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
По плану
По факту
Страницы старины седой.
4 ч.
Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги - сборники.
1
Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.
1
Библейские предания.
1
Творческая работа: история книги.
1
Крупицы народной мудрости.
4 ч.
Героические песни о героях России. Песня - слава.
1
Книга - сборник С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове.
1
Русь великая в произведениях фольклора.
1
День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.
1
Мифы народов мира.
2 ч.
Мифы народов мира. Книги - сборники.
1
Мифологические герои.
1
Русские писатели-сказочники.
3 ч.
Мир сказок: сказки народные и авторские.
1
Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк - Горбунок».
1
Фольклорные корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
1
«Книги, книги, книги…»
4 ч.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.
1
Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.
1
Книги. Типы книг. Справочный аппарат книг.
1
Проектная деятельность «Русские баснописцы».
1
Книги о детях и для детей.
3 ч.
Дети - герои книг писателей XIX в.
1
Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине - Сибиряке, А. Куприне и др.
1
Конкурс - кроссвордов «Авторы произведений о детях».
1
Словари, справочники, энциклопедии.
3 ч.
«Хранители слов» - словари. Выставка словарей. Игра - конкурс «Объясни слово».
1
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.
1
Игра «100 вопросов Почемучек» - практическая работа со справочной литературой.
1
Родные поэты.
4 ч.
Книги - сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.
1
Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
1
Читаем и слушаем стихотворения о Родине И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.
1
Конкурс чтецов «Стихи о Родине и родной природе».
1
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания.
4 ч.
Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.
1
Встреча с корреспондентами местной газеты.
1
Творческая работа: очерк о своей школе.
1
Творческая работа: о любимой книге.
1
Мир книг.
3ч.
Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».
1
Детские газеты и журналы.
1
Библиотечная мозаика «Тайны книг»
1
Резерв.
1
Итого
35 ч.