- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе «Род имени существительного»
Урок русского языка в 3 классе «Род имени существительного»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Воронова В.Г. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 3 классе
«Род имени существительного»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имен существительных.
Задачи: актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имен существительных; организовать деятельность по выбору способа определения рода у существительных; развитие памяти, внимания, речи; воспитывать любовь к родному языку.
Материально - техническое обеспечение: учебник, тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование.
Прогнозируемые результаты:
Личностные УУД:
- ценностное отношение к процессу определения рода имен существительных;
- осознание учащихся ценности изучаемого способа определения рода имен существительных;
- осознание практической важности определения морфологических признаков частей речи;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результата каждого этапа урока.
Метапредметные УУД:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
предметныеУУД:
- знание о постоянных признаках существительных;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род имен существительных.
Ход урока.
№ п/п
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД 1 Организационный этап. Сформировать самооценку готовности к уроку А) Организация детей к уроку. Сл.2 - С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень, На уроке не зевать, А работать и писать. Начинаем урок. Б) Психологический настрой.сл.3 На доске: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. - Я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики? -Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему - 10. Но для этого необходимо достойно работать. Я желаю вам удачи. Ученики настраиваются на работу. Личностные УУД: -самооценка готовности.
Метапредметные УУД: -учебно - познавательный интерес; - организация рабочего места. 2 Актуализация опорных знаний. Актуализация знаний о частях речи.
Юность, красота, горячий.
Дерево, говорить, весна.- Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найдите лишнюю часть речи. 4 сл.
Имя существительное
5 сл. - Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном. - Какие признаки имени существительного мы изучили? - Какие из этих признаков постоянные?
Род, число, одушевленное, неодушевленное, собственное, нарицательное.6 сл.
- Что значит термин «постоянный» признак? - Что значит термин «непостоянный» признак? Находят лишние слова. Применение ранее изученного материала. Личностные УУД: - умение видеть и признавать свои ошибки. Метапредметные УУД: - умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Предметные УУД: - знание о частях речи, их признаках.
3 Постановка проблемы. Сформировать представление о результате. - Прочитайте имена существительные.
Дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, панцирь, солнце, кофе.7 сл.
- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «он», «она», «оно». - Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение. - Сколько столбиков у вас получилось? Распределяют слова по группам. Определяют тему и цель урока. Регулятивные УУД: - умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока - целеполагание. Предметные УУД: - затруднение в определении рода существительных. 4 Открытие нового знания. Сформировать умение определять род имен существительных. -Какого рода бывают имена существительные? - Постоянный это признак или непостоянный? Докажите. - Назовите род имени существительного, который вы затруднились определить. -Совпадает ли правило о том, что вы сами для себя открыли? (правило из учебника) - Для чего же нужно правило? -Давайте его прочитаем. Умение определять род имен существительных. Личностные УУД: - умение удерживать учебную задачу.
Метапредметные УУД: - владение правильной речью.
Предметные УУД: - понятие о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.
5 Первичное закрепление.
А)Работа над составлением текста по опорным словам (работа в группах).
Б)Физкультминутка Сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имен существительных.
Сформировать ценностное отношение к своему здоровью. - Сделаем вывод, как определить род имен существительных. 8сл. М.р. (он) Ж.р. (она) Ср.р. (оно)
я
а
я
а
е
о
Наступила холодная ______. Белоснежное _______ укрыло землю. ______ освещает все вокруг. _______блестит и переливается. Как _____ _______!- Сейчас мы будем выполнять творческое задание. 9 сл.
.
- Как вы думаете, какое будет задание? (составить текст на тему «Зима»). - Составление какого предложения у вас вызвало трудности? - Какие предложения у вас получились? -Какие составлены правильно? - Какое слово вам подсказало в каком роде должно было быть имя существительное? (укрыло) -Какой частью речи оно является? -Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять имя существительное, если этот глагол прошедшего времени ед.числа. 10 сл. М.р. (он) Ж.р. (она) Ср.р. (оно) Что сделал?
аЧто сделала?
оЧто сделало? - Назовите основу предложения. (Одеяло укрыло) -Назовите словосочетание. (белоснежное одеяло) -Назовите имя прилагательное в словосочетании. -А оно могло нам помочь в правильном подборе имени существительного? Как? 11 сл. М.р. (он) Ж.р. (она) Ср.р. (оно)
ий
ый
оййкакой?
яя
аякакая?
ее
оекакое?
- А сейчас мы с вами немного отдохнем.
-Сделайте вывод: «Как по-разному можно определить род имен существительных»? 1. местоимение и окончание имен существительного указало на род. 2. глагол подсказал род. 3.имя прилагательное указало на род имени существительного. Работая в группах, составляют предложения по опорным словам.
Определяют основу предложения, словосочетание.
Делают вывод о том, как можно определить род имен существительных. Личностные УУД: - умение выбирать действия по достижении цели. Метапредметные УУД: - приобретение способа действия по достижению целей; -умение работать самостоятельно; -овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. - Предметные УУД: - умение применять знания на практике, -поиск способа определения рода. Установление аналогий и причинно - следственных связей. Работа в тетрадях на печатной основе. Фиксированное затруднение: определение рода имен существительных другими способами. Коммуникативные УУД: -готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, установление аналогий и причинно - следственных связей.
Личностные УУД: - ценностное отношение к здоровому образу жизни.
6 Включение нового знания в систему знаний. Применять полученные знания на практике. -Сейчас вы самостоятельно выполните задания в рабочей тетради. 1 в. Выписать словосочетания прил.+сущ., выделить окончания, определить род. 2 в. Списать текст, выделить окончания у существительных и определить род. Выполнят задания в рабочей тетради. УУД: сформировать навык определения рода существительных, опираясь на выведенные способы. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Работа в тетради. Задания по выбору с последующей взаимопроверкой. 7 Контроль и оценка. Сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности. -Подведем итог нашего урока. -Какова была цель урока? -Какие знания вы открыли? -Какие способы определения рода имени существительного мы узнали? -Какой способ вам понравился больше? -Научились мы определять род имени существительного? Подводят итог урока. Личностные УУД: -положительное отношение к проделанной работе. Метапредметные УУД: -умение контролировать свою работу и полученный результат. Предметные УУД: -критерии оценивания, самооценка. 8 Рефлексия. Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуацию для осмысления всей работы на уроке. -А какое задание было наиболее трудным на уроке? -Почему? -Как преодолевали трудности? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
-Оцените свою работу. Сл.12
-И может сегодня на уроке кто то из вас понял, как род имени существительного влияет на имя прилагательного? -Нам есть чему учиться. Оценивают свою работу за урок. Личностные УУД: -осознание практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Метапредметные УУД: - умение сравнивать, делать выводы. Предметные УУД: - применение новых знаний в жизненных ситуациях. УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Самооценка УУД: формирование умения понимать причину успеха в учебной деятельности. 9 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- На дом вам будет задано упражнение 113.