- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иноземцева О.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Малышевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы: Бадашкеева Е.С. Шамшурина Г.К. Ковальчук О.П.
Протокол № _________________ Приказ №
___________________ _________________
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе средней общеобразовательной школы на 2015 - 2016 учебный год
Составитель: Иноземцева О.В.
2015 - 2016 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». Пояснительная записка. Цели и задачи учебного предмета. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. 2.Общая характеристика учебного предмета. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. 3.Описание места учебного предмета в курсе. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс -66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 68ч (34 учебные недели). 4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Тематическое планирование учебного материала
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Земля и человечество
1
Мир глазами астронома
1
2
Планеты солнечной системы
1
3
Звёздное лето - Великая книга Природы
1
4
Мир глазами географа
1
5
Мир глазами историка
1
6
Когда и где?
1
7
Мир глазами эколога
1
8
Сокровища Земли под охраной человечества
1
9
Сокровища Земли под охраной человечества
1
Природа России
10
Равнины и горы России
1
11
Моря, озёра и реки России
1
12
Природные зоны России
1
13
Зона арктических пустынь
1
14
Тундра
1
15
Леса России
1
16
Лес и человек
1
17
Зона степей
1
18
Пустыни
1
19
У Чёрного моря
1
20
Проверим себя и оценим свои достижения
1
Родной край - часть большой страны
21
Наш край
1
22
Поверхность нашего края
1
23
Поверхность нашего края (экскурсия)
1
24
Водные богатства нашего края
1
25
Наши подземные богатства
1
26
Земля - кормилица
1
27
Экскурсия в лес и на луг
1
28
Жизнь леса
1
29
Жизнь луга
1
30
Жизнь в пресных водах
1
31
Экскурсия к водоёму
1
32
Растениеводство в нашем крае
1
33
Животноводство в нашем крае
1
34
Проверим себя и оценим свои достижения.
Презентация проектов
1
Страницы всемирной истории
35
Начало истории человечества
1
36
Мир древности: далёкий и близкий
1
37
Средние века: время рыцарей и замков
1
38
Новое время: встреча Европы и Америки
1
39
Новейшее время: история продолжается сегодня
1
Страницы истории России
40
Жизнь древних славян
1
41
Во времена Древней Руси
1
42
Страна городов
1
43
Из книжной сокровищницы Древней Руси
1
44
Трудные времена на Русской земле
1
45
Русь расправляет крылья
1
46
Куликовская битва
1
47
Иван Третий
1
48
Мастера печатных дел
1
49
Патриоты России
1
50
Пётр Великий
1
51
Михаил Васильевич Ломоносов
1
52
Екатерина Великая
1
53
Отечественная война 1812 года
1
54
Страницы истории 19 века
1
55
Россия вступает в 20 век
1
56
Страницы истории 1920 - 1930 годов
1
57
Великая Отечественная война и Великая Победа
1
58
Великая Отечественная война и Великая Победа
1
59
Страна, открывающая путь в космос
1
Современная Россия
60
Проверим себя и оценим свои достижения.
Основной закон России и права человека
1
61
Мы - граждане России
1
62
Славные символы России
1
63
Такие разные праздники
1
64
Путешествие по России
1
65
Путешествие по России
1
66
Путешествие по России
1
67
Проверим себя и оценим свои достижения
1
68
Презентация проектов
1