- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Лягушка-путешественница
Конспект урока по литературному чтению Лягушка-путешественница
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нежданова Н.А. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «В. Гаршин «Лягушка - путешественница»».
Цель учителя: создать условия для обеспечения целостного восприятия и понимания текста, осмысления заглавия произведения; способствовать формированию коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту, давать характеристику героям произведения; содействовать восприятию нравственных качеств: находчивости, сообразительности, смелости, правдивости.
Задачи: формирование полноценного восприятия художественного произведения - на уровне главной мысли (идеи); продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения; обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать; выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль); формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге.
Методы, применяемые на уроке: работа с учебником и книгой, приёмы самостоятельной работы: составление плана текста, аннотирование, составление словесно-схематического изображения прочитанного, составление сравнительных характеристик; наглядные методы: метод иллюстраций и метод демонстраций; словесные и практические методы.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, дидактическая карточка «Приглашение в мир сказки Гаршина» с определёнными заданиями, портрет В.М. Гаршина, сюжетные картинки, куклы-лягушки для мини-спектакля, подборка книг Гаршина для выставки.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с автором сказки В.М. Гаршина. Научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.
Универсальные учебные действия.
Познавательные: определять основную идею произведения (эпического и лирического), выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (в паре) план изучения темы урока; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.
Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания, опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства своего мнения при оценке событий произведения; строить диалог в паре или в группе, задавать вопросы.
Личностные результаты. Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Звонкий слышится звонок,
Начинается урок.
Желаю вам, мои юные читатели,
Чувствовать себя комфортно,
Но быть внимательными, доброжелательными
И, конечно, трудолюбивыми.
-
Начинаем со звуковой разминки.
-
Чтение с добавлением:
Бул-бултых-бултыхну-бултыхнулась
По-побла-поблаго-поблагода-поблагодарить
Пу-путе-путешест-путешественни-путешественница
-
Работа над скороговоркой.
Утка Пёстрая Крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вперевалочку спотыкалочку.
Задание: прочитать скороговорку, смещая логическое ударение на одно слово.
-
Эмоциональный настрой на восприятие произведения.
Презентация.
Слайд № 1
Вступительное слово учителя.
14 февраля - 155 лет со дня рождения Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888), русского писателя. Перед вами его портрет. Доброе умное лицо, грустные глаза, а может взгляд с хитринкой, лёгкая улыбка. За свои 33 года жизни он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей.
Впервые «Лягушка-путешественница» была напечатана в седьиом выпуске детского журнала «Родник» в 1887 году, незадолго до смерти автора. По сути, эти последнее сочинение Всеволода Михайловича Гаршина.
Автор в произведении «зашифровал» своё видение мира, отношение к нему, а мы - читатели, постараемся воспринять и понять этот мир и принять его в себя.
Приглашаю вас, юные читатели, войти в мир произведения ГаШМршина «Лягушка-путешественница» и насладиться чтением и новыми открытиями.
У каждого на столах лежат пригласительные билеты. Отправляемся в мир нового произведения.
Слайд № 2.
-
Ознакомительное чтение сказки. (Читает учитель и подготовленные ученики).
Чтение по ролям. Все дети следят по учебнику с карандашом в руке
Проблема. Ребята, сегодня на уроке мы с вами должны выяснить: Какая мечта была у лягушки? Какое качество помешало героине сказки лететь на юг
-
Беседа по выявлению первичного восприятия произведения.
Чувства - энергия жизни. Чувства есть всегда.
- Какие чувства испытали вы после прочтения произведения? Почему?
(примерные ответы:
-
Беспокойство за судьбу лягушки: рисковала жизнью ради похвалы.
-
Разочарование - за малым не увидела большое.
-
Сожаление, что лягушка не долетела до юга.
-
Страх за жизнь лягушки.
-
Восхищение её находчивостью и умом.
-
Чувство веселья: рассмешило, что лягушка такая самоуверенная.
-
Облегчение: всё закончилось благополучно.
-
Сопереживание: слишком много риска в поступках лягушки.)
- Определите жанр и тему произведения? (литературная сказка о животных)
- По каким признакам определили, что это сказка? (животные разговаривают, зачин сказки похож на начало русских народных сказок «Жила-была», счастливый конец).
- Назовите главного героя сказки.
VI. Словарная работа.
Слайд № 3
- Кто такие путешественники? (Словарь С.И. Ожегова).
Путешественник - тот, кто путешествует, т.е. совершает поездки или передвижения по каким-либо местам, странам, обычно для ознакомления или отдыха.
Происшествие - событие, нарушившее или изменившее обычную жизнь.
- Что означает выражение «не уронить достоинство»? (не опозориться, не поставить себя в глупое положение)
- Прочитайте следующие словосочетания. Объясните значение.
Присутствие духа т.е. силы воли.
Захватило дух - стало страшно, замерла от испуга.
Прыгало сердце - радовалось.
-
Работа над текстом сказки.
-
Аналитическое чтение по смысловым частям.
Проблема. Се
- Просмотрите текст сказки.
Слайд № 4.
- Какая была жизнь у лягушки на болоте? 1 картинка на сюжетный треугольник (тихая и спокойная)
- Что изменилось в жизни лягушки после встречи с утками? 2 картинка (появилась мечта)
Слайд № 5.
-
Отправилась ли лягушка на юг? (Да)
Слайд № 6.
- Какой момент в путешествии явился кульминационным (захватывающим, решающим судьбу героини)? 3 картинка (решила всем прокричать, похвалиться)
Слайд № 7
- Сбылась ли мечта лягушки? (Нет или частично: она летала, но до юга не долетела)
Слайд № 8
- Подумайте, на сколько смысловых частей можно разделить сказку? (На три: безумная затея лететь; опасный полёт; благополучный конец). Запишите план в свой пригласительный билет. (1-2 ученика читают составленный план).
2. Работа над образом лягушки.
Выборочное и поисковое чтение. (Карточки вывешиваются на доску)
- Какой вы увидели лягушку в начале сказки? (тихой, скромной, незаметной)
- Какие выражения использует автор для описания первоначального образа лягушки? Лягушка-квакушка (простая)
Громко квакала вместе со всеми (обыкновенная как все)
Жила благополучно, наслаждалась тёплым дождиком (довольствовалась тем, что есть, она восхищалась и любовалась тем, что видела вокруг).
Как автор относится к лягушке? (она ему нравится, он умиляется над ней, мол какая хорошенькая).
Как меняется характер лягушки с момента знакомства с утками? Чтение с места в тексте « И лягушка сейчас же спряталась: Возьмите меня с собой!» Какие черты характера лягушки вы увидели? (любопытная, но осторожная; вежливая, тактичная, рассудительная).
Найдите отрывок текста, который рассказывает о том, что лягушка сообразительная. «Я придумала! Я нашла!... до: …всё будет превосходно»
Почему утки согласились на предложение лягушки? (Она сумела их убедить, говорила решительно, уверенно и утки ей поверили; они удивились её умной головой).
Как автор описывает состояние лягушки в воздухе? Как он относится к ней в данный момент? (захватило дух от страшной высоты, бедная лягушка болталась в воздухе, однако скоро привыкла к новому положению, даже радовалась и гордилась. Автор жалеет квакушку, одновременно восхищается её мужеством «Нужно было иметь присутствие духа, и она его имела».)
Как изменился характер лягушки с момента, когда её начали хвалить сначала утки, потом люди?
Чтение отрывка «- Смотрите, смотрите!... до: Это я! Я! (лягушка необыкновенно хвастливая, нескромная, тщеславная).
Помогло лягушке хвастовство или навредило?
С каким чувством автор описывает падение лягушки?
Чтение абзаца «И с этим криком она полетела вверх тормашками: и бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни». (Чувствуется в словах автора лёгкая ирония, он заранее задумал, что лягушка не разобьётся, останется цела и поэтому улыбался над хвастливой героиней).
ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка.
- У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке. Вот эти словосочетания.
Слайд № 9
Шлёпнулась с сучка, выражение морды было самое сияющее, полетела вверх тормашками, называет бедной спутницей, дря всеми четырьмя лапками, быстро падала, бултыхнулась в грязный пруд, боялась уронить лягушачье достоинство, болталась таким образом целый день.
За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)
Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала.
Выполнение заданий на карточках.
- Прочитайте выписанные черты характера лягушки. Вычеркните те, которые не подходят к нашей героине.
- Разделите названные качества на положительные и отрицательные с помощью карандаша.
- Прочитайте только положительные качества. (1-2 ученика)
Вывод. Как же автор относится к своей героине? (Он видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.
АЛЛЕГОРИЯ - иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.
Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории-поведения лягушки? (Образ лягушки из сказки Гаршина - это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.)
-
Выделение главной мысли произведения.
Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно.
Хочется послушать ваше собственное мнение.
-
Сочувствуете ли вы лягушке?
-
Что погубило мечту главной героини?
-
Что бы вы посоветовали ей при встрече?
-
Недаром говорят в народе: «За малым и большое потеряешь»
-
Какие пословицы подходят к сказке? (Хвастовство само себя накажет. Кто
хвалится, тот с горы свалится. Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.
Вывод (заключительное слово учителя).
«Есть что-то знаменательное в том, что последние слова Гаршина были обращены к детям, - отмечал литературовед Г.А. Белый, - и что последнее его произведение светло и беспечно. Это произведение - как бы живое свидетельство того, что радость жизни не исчезнет никогда, что «свет во тьме светит». Гаршин так думал и чувствовал всегда».
- я бы назвала сказку Гаршина романтической. В ней автор противопоставил высокую мечту пошлой самовлюблённости, которая одним мешает оторваться от земли, другим, даже оторваться от болота, употребить свой ум на перелёт на другое болото.
Чванливость, самовлюблённость, хвастовство - несчастье человека. Но автор не негодует, не читает нравоучений, он уверяет своего читателя, т.е. нас, что эти черты истребляются смехом, иронией, а отнюдь не строгим порицанием.
Сценка из кукольного спектакля.
Действующие лица: две лягушки.
-
Это я, это я придумала! (высовывается осторожно, оглядываетс, никого)
2. Это ты так громко кричала?
1. (Сначала прячется, потом берёт себя в руки) Да, это я прощалась со своими любимыми утками.
-
Ах, у вас есть свои утки?
-
Да, мои собственные, которые носят меня туда, куда я захочу. Просто я долго
думала про жизнь и, наконец, изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.
-
Ах, вы такая умная! Вы такая отважная! А почему же вы не полетели на юг с
ними? Там говорят сейчас тепло и такие прекрасные тёплые болота, где много комаров и мошек.
-
Пусть летят. Я отпустила их в отпуск. Я на юге бываю каждый год, поэтому
меня уже ничем не удивишь.
-
Ах, как интересно! Какая у вас замечательная жизнь! Расскажите, как там в
другом краю?
-
Конечно лучше, чем в вашем грязном пруду.
-
Не говорите , здесь так скучно и неуютно. Неужели вы променяли великолепный
юг на наш маленький пруд?
-
Я…я…я заехала к вам посмотреть, как вы здесь живёте. Я пробуду у вас до
весны, пока не вернутся мои утки! Ква!
-
Ква, ква! Я восторгаюсь вами.
-
Ква, ква! Я и сама себе нравлюсь!
Информационные сообщения знатоков.
-
Сказка «Лягушка-путешественница» создана на сюжетной основе рассказа
своеобразного индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками два гуся. Все герои наделены именами, и сама ситуация путешествия имеет совершенно иную мотивацию: черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М. Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержалась «от реплики» падает и разбивается.
- Почему Гаршинской лягушке смерть не грозит? Автор изначально задумал не убивать лягушку, а только проучить её за хвастовство. Сказка написана весело, с юмором. Про лягушку-хвастушку можно читать даже маленьким детям.
2. удивительное существо - лягушка! С одной стороны она гадкая, с холодной и мокрой кожей, с лупоглазой мордочкой и перепончатыми лапками, но если отбросить предубеждения и приглядеться внимательно, то с другой стороны, по изяществу движений и утончённости нарядов не уступит любой царевне. Лягушки - очаровательные существа, они вполне могут быть отнесены к числу самых красивых животных нашей планеты.
Меня удивил ещё один факт. Лягушки - своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров.
Слайд № 12.
-
Рефлексия.
Слайд № 13.
- Закончите фразы.
-
Я сегодня на уроке узнал ____________________________________________
-
Самым интересным на уроке было _____________________________________
Слайд № 14
- Над чем я продолжу работать дома:
1. Нарисую героев сказки.
2. Составлю кроссворд по сказке.
3. Подготовлю вопросы для самого внимательного читателя.