Технологическая карта по математике 1 класс на тему Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК «Школа России»

«Математика»

1 класс II полугодие

Технологическая карта № 12

Тема (название и кол-во часов)

Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. - 12 часов

Цель изучения темы

показать общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток;

  • научить

  • прибавлять однозначные числа с переходом через десяток по частям, пользуясь понятием «сумма удобных слагаемых»;

  • сравнивать числа второго десятка;

  • переводить дециметры в сантиметры и обратно;

  • решать задачи в два действия.

Термины и понятия

«слагаемые», « сумма», «дециметр», «составная задача».

Информационно - образовательная среда

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Межпредметные связи

Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч.2 ч. (стр.64-79)

Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр.34-40)

Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.25-26)

Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс (стр. 86-89)

Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс (стр.44 -47)

М.И.Моро Математика: Наглядное пособие. 1 класс. Таблицы: Единицы длины: дециметр.

Т.Б.Бука Математика: Наглядное пособие. Числа от 1 до 20. Таблицы: Таблица сложения в пределах 20. Числа от 11 до 20(Весёлый счёт).

Наборы предметных картинок, печатные цифры и знаки +,˗, = <, > (находятся в карманах кассы).

Наборное полотно. Магнитная доска.

Набор геометрических фигур различных видов и разного цвета.

Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 20. Нумерация»: «Общий приём сложения однозначных чисел по частям». «Прибавление чисел 2 и 3: 9+2, 9+3». «Прибавление числа 4 по частям». «Прибавление числа 5 по частям». «Прибавление числа 6 по частям». «Прибавление числа 7 по частям». «Прибавление чисел 8 и 9 по частям».

Технология (работа с цветной бумагой и картоном, понятие «аппликация»). Окружающий мир (путешествие письма, знания о лиственном и хвойном лесе). Физическая культура (правила игры в футбол, понятие о здоровом образе жизни).

  1. Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

  1. Выполнять сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 20.

  2. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

  3. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 20.

  4. Измерять длины отрезков, выражать их в дециметрах.

  5. Заменять крупные единицы измерения длины мелкими.

  6. Решать задачи в два действия.

Ученик научится:

Познавательные УУД

  • моделировать приёмы выполнения действий сложения и вычитания без перехода через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы;

  • моделировать приёмы выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы;

  • сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счёте;

  • моделировать и решать задачи в 2 действия;

  • классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку;

  • определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры;

  • выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях.

Ученик получит возможность научиться:

понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;

применять знания и способы действий в измененных условиях;

объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.

Регулятивные УУД

понимать и принимать учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним;

прогнозировать результат вычисления;

объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;

  • контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

Коммуникативные УУД

  • строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний;

  • задавать вопросы;

  • работать в паре;

  • учитывать разные мнения,

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы.

  • объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Ученик получит возможность научиться:

  • применять математические знания и математическую терминологию (слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность) при изложении своего мнения, составлении и чтении математических записей;

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;

  • совместно со сверстниками ставить задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;

  • оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;

  • слушать партнёра по общению (деятельности);

  • аргументировано выражать свое мнение.

Ученик получит возможность формирования:

  1. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика).

  2. Положительного отношения к математике как предмету изучения.

  3. Учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

  4. Осознания себя частью (членом) классного коллектива.

  5. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом.

  6. Способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности.


  1. Этапы изучения темы

Название этапа, темы уроков

Содержание

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Достижения учащихся

Диагностика достижений

Вводное занятие

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Знакомство с общим приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Сравнение чисел второго десятка. Решение задач в два действия.

1

Фронтальная работа.

Рассматривают схему наборного полотна с двумя десятками цветных кружков, расположенных в два ряда. Изучают общий приём вычисления: прибавление числа по частям (сначала дополняют первое слагаемое до 10, потом прибавляют остальные единицы). Объясняют, какое число дополняют до 10. Доказывают правильность выбора (У - с. 64).

Дополняют числа 3,4,5,6,7,8,9 до 10. (У - с. 64).

Находят значение выражений. Объясняют, сколько прибавили к числу и сколько вычли из него (У - с. 65).

Сравнивают числа

Решают задачи в два действия (У - с. 64).

Измеряют звенья ломаной, находят сумму звеньев ломаной (У - с. 65).

Работа в паре.

Математическая игра «Цепочка» (У - с. 64).

Заполняют логический квадрат (У - с. 65).

Определяют знак в выражение (У - с. 65).

Имеют представление об общем приёме сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Сравнивают числа второго десятка.

Решают задачи в два действия.

Измеряют звенья ломаной, находят сумму звеньев ломаной.

Находят значение выражений.


  1. Продолжи запись: 13=6+4+…; 15= 7+3+…; 12=8+2+…

  2. Сравни пары чисел, поставь нужный знак: 18…19, 17…15, 14…12.

  3. Измени вопрос в задаче, чтобы она решалась в 2 действия: На стол мама поставила 4 кружки, а блюдец на 2 больше. Сколько блюдец поставила мама?

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Приёмы сложения однозначных чисел с переходом через десяток □ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.

Таблица сложения.

Работа с приёмами сложения однозначных чисел с переходом через десяток □ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. Работа с таблицей сложения. Решение задач. Определение значения выражения.

8

Фронтальная работа.

Работают с приёмами сложения однозначных чисел с переходом через десяток □ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. Изображают геометрическими фигурами разного цвета слагаемые. Определяют сколько фигур нужно добавить в верхний ряд, чтобы дополнить до 10. Наблюдают, сколько фигур в нижнем ряду (У - с. 66, 67, 68, 69, 70, 71).

Находят значения выражений, объясняют решение и записывают полученные примеры в тетрадь (У - с. 66 - 71).

Работают с составом чисел (У - с. 66, 67, 70, 71).

Работают с таблицей сложения однозначных чисел с переходом через десяток (У - с. 72 - 73).

Решают задачи в одно и два действия (У - с. 66 - 73).

Подбирают недостающие данные в задачу (У - с. 72- 73).

Работа в паре.

Работают с составом чисел (У - с. 66).

Составляют задачи и решают их (У - с. 67).

Работают с занимательными рамками (У - с. 69, 73).

Сравнивают фигуры (У - с. 72).

Соотносят компоненты сложения и вычитания (У - с. 71, 73).

Индивидуальная работа.

Сравнивают числа и именованные числа (У - с. 66, 73).

Измеряют длины отрезков. Сравнивают длины отрезков разными способами (У - с. 67).

Чертят отрезки, сравнивают их длины (У - с. 69).

Разбивают геометрические фигуры на группы (У - с. 71).

Находят значение выражений (У - с. 70, 71, 73), (РТ - с. 34, 36, 37, 38).

Вставляют в выражение недостающее слагаемое или вычитаемое (РТ - с. 34 - 39).

Работают с составом числа (РТ - с. 35, 37, 38, 39).

Составляют верные равенства и неравенства (У - с. 72).

Составляют по рисунку задачи и решают их (У - с. 73).

Практическая работа

Измеряют длину ломаной линии (РТ - с. 34).

Чертят отрезок, делят его на два заданной длины (РТ - с. 38).

Используют приёмы сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Работают с составом числа.

Находят значение выражения.

Определяют взаимосвязи между слагаемыми и суммой.

Измеряют отрезки, определяют длину отрезков, выражая её в дм и см.

Решают задачи в одно и два действия.

Используют единицу массы - килограмм, единицу измерения объёма - литр при решении задач.

Решают логические задачи.

Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР - с. 44, 45)

Комплексное применение знаний и способов действий

«Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера.

Работа с заданиями творческого и поискового характера: задачи логического характера, узоры, работа на «Вычислительной машине» рубрики «Странички для любознательных»

1

Фронтальная работа.

Решают логическую задачу.

Рассматривают узор, определяют правило составления узора (У - с. 74).

Индивидуальная работа.

Выполняют схематический рисунок, решают логическую задачу. Подбирают нужные знаки в числовые выражения (У - с. 75).

Работа в паре.

Определяют закономерности вычисления.

Выполняют задание «Вычислительная машина», определяют, как работает оператор, подбирают числа.

Обсуждают предположения, доказывают выбор ответа.

(У - с. 75).

Играют в математическую игру «Цепочка» (У - с. 75).

Решают логические задачи. Определяют правило составления узора. Подбирают нужные знаки в числовые выражения. Анализируют закономерности вычислений.

  1. Подбери нужные знаки в числовые выражения: 5…2…1=10…2; 9…3…2=5…3.

  2. Изобрази узор: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево. Какая фигура получилась?

  3. Даны числа 1, 2, 7, 4, 5. Составь из них все возможные двузначные числа, в составе которых один десяток. Расположи их в порядке убывания.

Обобщение и систематизация знаний и способов действий

Рубрика «Что узнали? Чему научились?»

Работа с заданиями учебника из рубрики «Что узнали? Чему научились?»

2

Фронтальная работа.

Находят значение выражений (У - с. 76 - 78).

Решают задачи (У - с. 76 -79).

Решают логические задачи (У - с. 76 - 79).

Сравнивают выражения, не вычисляя (У - с. 77).

Индивидуальная работа.

Решают задачи (У - с. 77, 79).

Находят значение выражения, объясняют решение (У - с. 77).

Сравнивают числа (У - с. 78).

Составляют примеры с заданным результатом (У - с. 78).

Складывают из фигур многоугольник (У - с. 78).

Устанавливают взаимосвязь между суммой и разностью (РТ - с. 38).

Выполняют рисунок к задаче и решают её (РТ - с. 37).

Практическая работа.

Измеряют отрезки разной длины, находят одинаковые (РТ - с. 39).

Работа в паре.

Играют в математические игры «Занимательные рамки», «Цепочка» (У - с. 77, 79).

Фронтальная работа

Сопоставляют полученные знания с целевыми установками изучения темы.

Отвечают на вопросы «Что узнали? Чему научились?»

Выясняют, с какими трудностями столкнулись во время работы, с какими заданиями справились быстро и легко. Отвечают на вопросы: «Какие задания вызвали затруднения во время проверочной работы?»,

«С какими заданиями ты справился?»

«Почему тебе удалось/не удалось выполнить все задания?».

Находят значение выражений.

Решают задачи.

Сравнивают выражения.

Составляют примеры с заданным результатом.

Устанавливают взаимосвязь между суммой и разностью.

Складывают из фигур многоугольник.

Измеряют отрезки разной длины, находят одинаковые.

Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР - с.46, 47)

Коррекция знаний и способов действий

При ознакомлении с табличным сложением сначала раскрывается общий приём вычисления: прибавление числа по частям (сначала дополняют первое слагаемое до 10, потом прибавляют остальные единицы). Для запоминания табличных результатов сложения целесообразно использовать различные формы заданий: записать в ряд все однозначные числа и увеличить их на 7, 8, 9; решать круговые примеры, заполнять занимательные рамки, использовать другие математические игры. Продолжается работа по формированию умения решать составные задачи: важно, чтобы ученики решали задачи, составленные ими, подбирают пропущенные числа в условии задачи и решают её, изменяют вопрос простой задачи, чтобы она решалась двумя действиями, и решают полученную задачу. Целесообразно использовать на уроках электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 20. Нумерация»: «Общий приём сложения однозначных чисел по частям». «Прибавление чисел 2 и 3: 9+2, 9+3». «Прибавление числа 4 по частям». «Прибавление числа 5 по частям». «Прибавление числа 6 по частям». «Прибавление числа 7 по частям». «Прибавление чисел 8 и 9 по частям».

III. Рефлексия педагогической деятельности





10


© 2010-2022