РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Азбука здоровья» 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

п.г.т. Осинки муниципального района Безенчукский Самарской области.


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании М/О Зам. Директора по УВР Директор ГБОУ СОШ Протокол№_____от ____________________ п.г.т. Осинки ___________________ _______________ Титков А. А. «____»____________г . «____»________________ г. «____»______________г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

1 «а» класс

2014 - 2015 учебный год

Программу разработала

учитель начальных классов:

Могилина Галина Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Азбука здоровья» направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе. Цели программы:

  • поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса;
  • создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;
  • научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
  • формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни;
  • создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни;
  • формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни;
  • расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;
  • профилактика вредных привычек;
  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Данная программа строится на принципах:
  • Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса: содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Обеспечение мотивации Быть здоровым - значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:навыки дискуссионного общения; опыты; игра.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука здоровья»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Особенности организации работы.

Программа рассчитана для детей младшего школьного возраста. Срок реализации программы 4 года, занятия проводятся один раз в неделю по одному часу .

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориенти­ро­ван­ного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспери­менти­рование и поисковую активность са­мих детей, побуждая их к творческому от­ношению при выполнении заданий. Занятия содержат познава­тельный материал, со­ответству­ю­щий возрастным особенностям детей в сочета­нии с практически­ми зада­ниями (тре­нинг, оздоровительные минутки, упражне­ния для глаз, для осанки, дыха­тельные уп­ражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Наряду с теоре­тическим мате­риалом ученикам предлагаются практи­че­ские ре­комен­дации, игры и уп­ражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения че­ловека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; во­просы, свя­занные с факто­рами, укрепляющими и раз­рушающими здоро­вье, и т.д. В одной беседе может быть за­тронуто одно или несколько на­правлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические уп­ражне­ний, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в се­бе»). Оздоро­ви­тельные паузы комбинируются, включая фи­зические упражне­ния для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. За­дача оздоро­вительных пауз - дать знания, вы­работать умения и навыки, необходимые каждому ре­бёнку для ук­репления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия ус­талости, обретения спокойствия и равнове­сия и т.д.

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников, в данном случае «спортивно-оздоровительного» распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

Литература:

  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4-е классы.

  • Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.

  • Пасечкина В.П. Как сохранить здоровье. Рекомендации детям с ослабленным здоровьем и их родителям.


Календарно - тематическое планирование курса « Азбука здоровья» 1 класс

п/п

Наименование

тем курса

Всего

часов

Виды деятельности

Форма контроля

Дата

занятия

Теория 0,5 часа

Практика 0,5 час 1.

Что такое здоровье Знакомство с Доктором Здоровье

1

Беседа « Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Разучивание пословиц и поговорок

Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики». Фронтальный опрос
2.

Дружи с водой

Друзья вода и мыло

1

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах.

Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. Конкурс на самое интересное, зани- мательн. задание
3.

Уход за глазами

Глаза-главные помощники человека

1

Беседа об органах зрения.

Правила бережного отношения к зрению. Правила бережного отношения к зрению. Разучивание пословиц и поговорок

Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно - вредно».

Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» Фронтальный опрос

4.

Уход за ушами

Чтобы уши слышали

1

Беседа.

Правила сохранения слуха.

Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. «Самомассаж ушей». Конкурс на лучшее доказательство

5.

Уход за зубами.

Почему болят зубы

1

Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Стихотворение С. Михалкова « Как у нашей Любы…» Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка.

Игра «Угадай-ка!» Творческое рисование.

6.

Уход за зубами

Чтобы зубы были здоровыми

1

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар».

Практическая работа. Тест. Тест

7.

Как сохранить улыбку красивой?

1

Встреча с доктором Здоровые Зубы. Памятка «Как сохранить зубы».

Творческая работа.

Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Практические занятия. Творческая работа. Памятка «Как сохранить зубы».

8.

Уход за руками и ногами

«Рабочие инструменты» человека

1

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка «Это полезно знать».

Оздоровительная минутка.

Игра- соревнование «Кто больше?» Практическая работа. Памятка «Это полезно знать».

9.

Забота о коже

Зачем человеку кожа

1

Встреча с доктором Здоровая Кожа. Беседа. Правила ухода за кожей.

Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов. Игра «Угадай-ка». Фронтальный опрос

10. Надёжная защита организма.

1

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи».

Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. Практическая работа. Тест

11.

Забота о коже.

Если кожа повреждена

1

Рассказ учителя о повреждениях кожи.

Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» Работа по карточкам

12.

Как следует питаться. Питание- необходимое условие для жизни человека

1

Повторение правил здоровья. Встреча с доктором Здоровая Пища. Разучивание пословиц и поговорок.

Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». Фронтальный опрос

13.

Как следует питаться

Здоровая пища для всей семьи

1

Беседа по стихотворению С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала»

Оздоровительная минутка.

Золотые правила питания.

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Анализ ситуации

14.

Как сделать сон полезным?

Сон-лучшее лекарство

1

Стихотворение С. Михалкова

« Не спать »

Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка

Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам». Ответы на вопросы

15.

Настроение после школы Я пришёл из школы

1

Беседа. Работа с пословицами.

Оздоровительная минутка. Игра «Закончи рассказ». Анализ ситуации

16.

Поведение в школе

Я- ученик

2

Рассказы М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила»


17

Вредные привычки

1

Беседа «Это красивый человек».

Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет». Познавательная игра
18. Мышцы, кости и суставы. Осанка - стройная спина

1

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно!

Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. Конкурс на лучшее инсценирование

19.

Полезен ли спорт для здоровья

1

Беседа «В здоровом теле - здоровый дух»

Весёлые старты «Папа, мама, я - спортивная семья» Конкурс-рассказ «Спортивная история»
20. Как закаляться. Если хочешь быть здоров

1

Сказка о микробах. Правила закаливания.

Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек - это…»
21.

Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье людей.

1

Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами.

Экскурсия

Просмотр фильма Мини выставка

22.

Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде.

1

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде.

Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. Конкурс рисунков « Мы дружим с физкультурой и водой »

23.

Правда ли, что отдых и развлечения необходимы для здоровья

1

Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь»

Оздоровительная минутка.

Творческая работа. Фронтальный опрос

24.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

1

Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность.

Работа с пословицами..

Оздоровительная минутка.

Игра «Продолжи сказку» Найди правильный ответ (карточки)

25.

Почему мы болеем

1

Рассказ учителя. Это интересно!

Оздоровительная минутка.

Работа в группах. Фронтальный опрос

26.

Кто и как предохраняет нас от болезней

1

Встреча с доктором Здоровья. Повторение правил.

Оздоровительная минутка.

Коллективная работа. Фронтальный опрос. Познавательная игра.
27. Кто нас лечит. Сегодняшние заботы медицины

1

Беседа «Из чего получают лекарства»

Оздоровительная минутка.

Игра «Кто больше знает» Работа по карточкам

28.

Народные игры.

1 Беседа по теме.

Разучивание народных игр

Игры-эстафеты «Круговые салки», эстафеты со скакалками «Поезд» Игра- конкурс

29.

Солнце и витамины

1

Беседа «Человек и его здоровье»

Оздоровительная минутка. Выставка « Урожай нашего огорода» Фронтальный опрос

30.

Обобщающее занятие «Доктора здоровья».

1

Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…»

Оздоровительная минутка. Повторение правил здоровья.

Игра - конкурс

9



© 2010-2022