- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие внимания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Развитие внимания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Конради О.А. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие внимания детей дошкольного возраста с
интеллектуальной недостаточностью (ЗПР)
Понятие «задержка психического развития» характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причиной "такого отставания, по мнению большинства исследователей, являются слабовыраженные /минимальные/ органические поражения головного мозга, которые могут быть генетически обусловлены, а также являться следствием интоксикации, инфекции, обменно-трофических расстройств, травмы. Вследствие этих нарушений к семи годам жизни дети с задержкой психического развития отстают по уровню интеллекта и моторном;/ развитию, что проявляется в снижении способности к применению знаний, оперированию числами, конструктивности мышления, неустойчивости, рассеянности внимания и низкой способности его переключения. А внимание является одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми с задержкой психического развития доступного для них объема знаний, умений и установления контакта с взрослыми. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться, ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Несформированность внимания детей, имеющих задержку психического развития, влияет на продуктивность их интеллектуальной работы в целом. Названные особенности приводят к тому, что ребенок без особой подготовки, начиная обучаться в школе, испытывает трудности в усвоении материала и переходит в категорию неуспевающих. Вместе с тем. Л.С. Выготский отмечал, что у аномального ребенка есть не только дефекты, но и высокая способность к компенсации. Поэтому коррекционно-воспитательную работу с детьми, имеющими задержку психического развития, следует начинать как можно раньше, в дошкольном возрасте, когда протекает большая часть всего потока умственного развития ребенка. Проблема развития внимания детей с ЗПР очень мало разработана, В литературе имеются только отдельные указания на ослабление внимания вследствие интеллектуальной недостаточности. Поэтому в своей работе с детьми данной категории я поставила перед собой цель: -выявить особенности развития внимания у детей с ЗПР, -разработать основные направления работы по развитию внимания детей дошкольного возраста с ЗПР, Иначе говоря, помочь детям с отставанием в развитии управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления. В процессе коррекционных занятий приучать детей слушать, слышать, видеть и реагировать адекватно. Перед тем как начать работу, совместно с психологом, проводится диагностика уровня внимания детей посещающих спецгруппу детей с задержкой психического развития. Внимание оценивается по различным методикам, позволяющим определить продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Проведенные исследования подтверждают данные литературы о непроизвольном характере внимания у детей с ЗПР, малом объеме, большой отвлекаемости, низкой способности в течение длительного времени сосредоточения на одном и том же объекте, невозможности наблюдать одновременно много предметов, необходимости во внешних побуждениях из-за слабых волевых усилий. Для того чтобы успешно развивать внимание я, прежде всего, изучила причины его снижения:
- общее расстройство нервной системы,
- неустойчивость внимания может быть следствием нарушения правильного
дыхания, сердечно-сосудистой системы, а значит и снабжения мозга
кислородом, - рассеянность часто является результатом переутомления ребенка,
- недостаточная умственная активность,
- перегрузка мозга большим количеством впечатлений,
- неправильное воспитание в семье /отсутствие режима в занятиях, развлечениях,
отдыхе и т.д./,
- как можно чаще, различными способами стимулировать детское внимание и: давать ему своевременно, при появлении признаков утомления, отдых.
- Обучение должно проходить в несколько замедленном темпе, с более широкой
наглядной и словесной конкретизацией, с большим количеством упражнений. - С детьми, имеющими ЗПР, нельзя долго заниматься одним и тем же, надо
руководить детским вниманием, направлять его на то, на что надо обратить
внимание. - Надо помнить, что труднее установить детское внимание, поэтому
максимальное стимулирование внимания должно быть в самом начале занятия. - Занятие должно начинаться с короткой физкультминутки, сопровождаться
положительными эмоциями и ритмичной музыкой. - Все занятия с детьми должны проводиться в игровой форме, в благоприятной
эмоциональной обстановке. Не надо забывать радоваться успехам детей,
стремиться вместе с ребенком к достижению поставленных целей. - Продолжительность занятий должна быть короче, период отдыха более
продолжительным, чем у их здоровых сверстников. - В группы возможно объединение не более трех детей, у которых обнаружены
одинаковые проблемы.
деятельности. Узнав слабые стороны внимания детей, предлагаю программу индивидуально-групповой работы по развитию и коррекции внимания дошкольников с ЗПР. Для этой программы выделила следующие принципы организации:
- возраст детей - дошкольник
- численность развивающей группы не должна превышать 3 человек
- продолжительность занятия - 10-12 минут.
- развивать внимание, как прямо через конкретные упражнения по развитию
внимания, так и косвенно - через волю, силу и подвижность нервной системы,
наблюдательность, мотивацию и развитие общения с взрослыми. - Развитие всех видов и свойств внимания.
- активность детей на. занятии
- дружеские отношения между детьми
- постепенное усложнение заданий
- развитие всех познавательных процессов.
- игру на развитие слухового внимания: восприятие обычных звуков и речевых
звуков; - игру на развитие различных свойств внимания;
- игру на развитие зрительной памяти;
- дидактическую игру, направленную на решение определенных обучающих и
развивающих задач - подведение итогов занятия
- упражнения на расслабление или на развитие дыхания.
Библиография:
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Как получить «пятерку» за здоровье.- Тула, 1997.-57с.
- Бекмуратов Н.Ш. К вопросу о повышении уровня работоспособности//Дефектология.-1989.-№3.-с.14-18
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. - М., 1999.-63с.
- Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии.- М., 1973.-175с.
- Дети с задержкой психического развития/ под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И.-М., 1984.-256с.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии./Под ред. Пузанова Б.А.-М., 1999.-284с.
- Маркова А.А. Развитие внимания и снятие умственного напряжения в процессе обучения.//Начальная школа.-2001.-№2.-с 89-90
- Матюгина И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание.- Д., 1997.- 432с.
- Московкина А.Г. Как помочь ребенку с нарушением внимания.//Дефектология.-2000.- №1.-с.61-65
- Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания и познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.//Дефектология.- 1987.-№6.-с.17-23
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. -М., 1999.-136с.