Толерантность как социально значимое личностное качество младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа»







Доклад по теме:



Толерантность как социально значимое личностное качество младшего школьника









Подготовила

учитель начальных классов

Джаббарова Л.А.















В последнее время на страницах педагогических изданий все чаще поднимаются вопросы, связанные с воспитанием толерантности как важного социально значимого качества личности. Никогда ещё они не стояли так остро. Прошлый век стал веком широкого распространения в мире идей прав человека, веком международной интеграции, что требует проявления терпимости к другим людям. Однако параллельно с такого рода мировоззрением существуют и противоположные взгляды. Они связаны с тем, что в нашем мире стало страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от того, что безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость становятся нормой нашей жизни. Человек стал интеллектуально мощным, но духовно бедным. Заботы его замкнулись на личном благополучии, ему удобно не замечать, что увеличилось число бездомных детей, распространяются курение и алкоголизм, наркомания, растет преступность среди молодежи. Неуверенность в завтрашнем дне, апатия и неспособность к активным действиям может погубить молодежь начала 21 века. Увы, но нетерпимость к другим все чаще затрагивает и школу. Степанов П. В. отмечает, что такие негативные явления как националистические предрассудки, профашистские настроения становятся распространенным явлением и в детской среде[12, 13 ]. Порой странно и даже страшно замечать все это в наших школьниках. Странно, потому что мы живем в стране, заплатившей в прошлом веке непомерно высокую плату за то, чтобы больше никогда не возникало подобных настроений. Страшно, потому что именно эти настроения используют те, кто в борьбе за «чистоту» национальной культуры, городов, улиц или рынков готов унижать и даже уничтожать людей с не тем цветом кожи, разрезом глаз, акцентом, верой... Возникает вопрос: может ли школа как-то препятствовать этому? На наш взгляд, и может, и должна. Поскольку одной из целей воспитания школьников является ориентация ребенка на гуманистические ценности, задачу воспитания толерантной личности, можно признать одной из важнейших в современной российской школе. Исходя из этого, мы определили тему доклада «Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества младшего школьника». Что означает это понятие? «Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей [ 5 ]. Не вызывает сомнения тот факт, что воспитывать эту добродетель нужно как можно раньше. Младший школьный возраст - это период, когда ребенок активно осваивает систему нравственных ценностей, у него закладывается отношение к окружающим людям: взрослым, сверстникам, самому себе. На этом этапе многие нравственные качества формируются у детей непроизвольно, а навыки легко перерастают в привычки. Однако, изучая проблему, мы обнаружили, что вопросы формирования толерантности у детей в настоящее время достаточно разработаны в теории и практике воспитания детей подросткового и старшего школьного возраста, при этом отсутствует научно и методически обоснованная система работы с детьми младшего школьного возраста. Отсюда вытекает цель нашего доклада: «Выявление и психолого-педагогическое обосновании системы педагогических методов воспитания толерантности у младших школьников». Идея состоит в том, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для воспитания толерантности, и работа по ее формированию будет эффективной при условии осознания педагогом сущности толерантности как социально значимого личностного качества, и грамотном методическом обеспечении его деятельности. В числе основных задач, решаемых в ходе исследования, были такие как анализ психолого-педагоической литературы, диагностика уровня сформированности нравственных представлений по исследуемой проблеме и поведения детей, а также разработка системы воспитательных занятий с детьми, способствующих осознанию детьми своего «я» и формированию терпимого отношения к другим людям. Наше исследование опиралось на работы Степанова П.В « Воспитание в духе толерантности» и «Феномен толерантности», Гершунского Б.И. «Толерантность в системе ценностно - целевых приоритетов образовании», Гурова В.Н. «Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде» Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности[4,5,6]. Что показало наше исследование? Мы определили, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для воспитания толерантности: интенсивнее происходит процесс общего развития личности; дети сознательно регулируют свое поведение; новообразованием возраста является рефлексия, а это значит, что они могут считаться с желанием окружающих, согласовывать с другими свои интересы, взаимодействовать, проявляя умение слушать, переживать свою значимость для других в качестве равноправного партнера. Воспитание должно опираться на эти особенности и Толерантность как социально значимое личностное качество младшего школьника должно стать предметом пристального внимания со стороны учителя начальных классов. Педагог должен максимально учитывать особенности данного возраста и строить свою работу на основе создания воспитывающих ситуаций бесед, упражнения детей в нравственных поступках. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения. Поэтому одним из условий является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания и принятия ребенка. «Давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

























БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



  1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили - М.,1996.

  2. Бадмаева, С.В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве / С. В. Бадмаева - М., 2000.
  3. Бобинова, С. П. Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста/ С. П. Бобинова

  4. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности; Учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких - М.: Академический Проект, 2004. - 240с.

  5. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика / Б. С. Гершунский - М., 2003. - 768 с.
  6. Гуров, В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической

образовательной среде / В. Н. Гуров - М.: 2004.-240с.


  1. Декларация принципов терпимости/1995.

  2. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль - М.: Гос. издательство иностранных и национальных словарей, 1955

  3. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / Е. Ю. Клепцова - М.: Академический Проект, 2004. - 176с.

  4. Крысин, Л.П. «Толковый словарь иностранных слов»/ Л.П. Крысин- М.:1998. C. 701
  5. Кульневич, С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Практическое пособие / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина - Воронеж,2001.
  6. Степанов, П.В. Как воспитать толерантность? / П. Степанов // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.

  7. Степанов, П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / П. В. Степанов - М.,2005.

8

© 2010-2022