- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку УМК Начальная школа XXI века
Рабочая программа по русскому языку УМК Начальная школа XXI века
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ивановская Е.А. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Тумаковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании ШМО Заместитель директора по УР директор школы
Руководитель ШМО _________ Н.И.Кузьменко ___С.А.Грибкова
учителей начальных классов Приказ № _____
_________ О.С. Лейман от «________2015г.
Протокол № _____
от « ___» ______ 2015г.
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык» для 1 класса
Разработана
учителем начальных классов
Ивановской Е.А.
с. Тумаково
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса четырёхлетней начальной школы разработана на основе ФГОС, авторской программы С.В. Иванова. Рабочая программа реализована через учебное пособие: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова «Русский язык» 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений и рабочими тетрадями «№ 1, 2»
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной и моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Планируемые результаты
Личностные УУД
-
Сформированность внутренней позиции школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
Коммуникативные
- Умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные
- Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:
называть, приводить примеры:
-
звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);
-
слов, называющих предметы;
различать:
-
звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
-
звук, слог, слово;
-
слово и предложение;
кратко характеризовать:
-
качественные признаки звуков;
• условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
-
выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырех-пяти звуковых слов;
- правильно писать ча - ща, чу - щу и жи - ши под ударением;
- писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
-
ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают).
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 15-30 слов;
- осознавать цели и ситуации устного общения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Место курса в учебном плане В 1 классе на изучение предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю, всего 165 часов (33 учебных недели), из них 80 часов - на первое полугодие, 85 часов на второе полугодие. Итоговых работ - 2.
Формы контроля предметных результатов: Беседа, устный опрос, (текущий, индивидуальный и фронтальный опрос), тестирование, наблюдение, списывание, зрительные диктанты, письмо под диктовку учителя.
Формы контроля метапредметных результатов: Задания творческого характера, портфолио, лист индивидуальных достижений.
Формы организации учебной деятельности: Урок, дидактическая игра, учебное занятие. Методы и (или) технологии обучения:
Информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Календарно - тематическое планирование
№п/п
№ у/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Дата
Итог/р
УДД
план
факт
Добукварный период
17
1.
1
Ориентировка на странице прописей.
1
01.09
Р.- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществляет контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- выполнение коррекции - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
Л.- ориентация на образец и правило выполнения действий;
- контроль и коррекция;
- оценка;
- умение действовать по образцу;
-правильно сидеть за партой, столом и пользоваться письменными принадлежностями.
2-3.
2-3
Отработка алгоритма действий на страницах прописей.
2
02.09
03.09
4.
4
Проведение вертикальных и горизонтальных линий.
1
04.09
5.
5
Проведение параллельных линий.
1
07.09
6.
6
Проведение наклонных и прямых параллельных линий.
1
08.09
7.
7
Проведение наклонных параллельных линий.
1
09.09
8.
8
Письмо полуовалов на рабочей строке.
1
10.09
9.
9
Проведение прямых и наклонных параллельных линий.
1
11.09
10.
10
Проведение прямых и наклонных параллельных линий.
1
14.09
11.
11
Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке
1
15.09
12-13.
12-13
Проведение заданных линий на рабочей строке.
2
16.09
17.09
14-15.
14-15
Проведение линий сложной траектории.
2
18.09
21.09
16-17
16-17
Прописывание на рабочей строке элементов букв.
2
22.09
23.09
Основной (букварный) период
63
Л- соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;
К- готов договариваться и приходить к общему мнению ( под руководством учителя); понимает, что у других людей есть своя точка зрения;
Р- высказывает предположение по поводу способа действия; вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
П- ориентируется в учебной литературе.
Л.- ориентация на образец и правило выполнения действий;
- контроль и коррекция;
- оценка;
- умение действовать по образцу;
-правильно сидеть за партой, столом и пользоваться письменными принадлежностями.
18-19
1-2
Письмо заглавной и строчной буквы «А, а».
2
24.09
25.09
20
3
Письмо заглавной и строчной буквы «Я, я».
1
28.09
21
4
Отработка написания букв А.а, Я, я.
1
29.09
22
5
Письмо заглавной и строчной «О, о».
1
30.09
23-24
6-7
Письмо заглавной и строчной
буквы «Ё, ё».
2
01.10
02.10
25
8
Письмо изученных букв.
1
05.10
26-27
9-10
Знакомство с буквой «У, у». Письмо заглавной и строчной буквы «У, у».
2
06.10
07.10
28-29
11-12
Письмо заглавной и строчной
буквы «Ю, ю».
2
08.10
09.10
30-31
13-14
Знакомство с буквой «Э, э». Письмо заглавной и строчной буквы «Э, э».
2
12.10
13.10
32
15
Письмо заглавной и строчной
буквы «Е, е».
1
14.10
33
16
Письмо строчной буквы «ы».
1
15.10
34-35
17-18
Письмо изученных букв.
2
16.10
19.10
36
19
Письмо заглавной буквы «И».
1
20.10
37
20
Письмо строчной буквы «и».
1
21.10
38-40
21-23
Отработка написания изученных букв
3
22.10
23.10
26.10
41
24
Письмо заглавной и строчной буквы «М, м».
1
27.10
42
25
Письмо заглавной и строчной буквы «Н, н». Письмо слогов, слов.
1
28.10
43-44
26-27
Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р». Письмо слогов, слов.
2
29.10
30.10
45-46
28-29
Знакомство с буквой «Л, л».Письмо заглавной и строчной буквы «Л, л».
2
09.11
10.11
47
30
Письмо заглавной и строчной буквы «Й, й».
1
11.11
48-49
31-32
Отработка написания изученных букв
2
12.10
13.10
50-51
33-34
Знакомство с буквой Г.г». Письмо заглавной и строчной буквы «Г.г».
2
16.11
17.11
52-53
35-36
Письмо заглавной и строчной буквы «К к»
2
18.11
19.11
54
37
Письмо заглавной и строчной буквы «З.з».
1
20.11
55-56
38-39
Знакомство с буквой « С,с».Письмо заглавной и строчной буквы « С,с».
2
23.11
24.11
57-58
40-41
Письмо заглавной и строчной буквы «Д.д»
2
25.11
26.11
59-60
42-43
Знакомство с буквой «Т,т». Письмо заглавной и строчной буквы «Т,т».
2
27.11
30.11
61
44
Письмо заглавной и строчной буквы «Б.б»
1
01.12
62-63
45-46
Письмо заглавной и строчной буквы « П.п»
2
02.12
03.12
64-65
47-48
Письмо заглавной и строчной буквы «В.в»
2
04.12
07.12
66
49
Письмо заглавной и строчной буквы «Ф,ф».
1
08.12
67
50
Письмо заглавной и строчной буквы « Ж.ж»
1
09.12
68-69
51-52
Письмо заглавной и строчной буквы«Ш, ш».
2
10.12
11.12
70-71
53-54
Письмо заглавной и строчной буквы « Ч.ч» Сочетания ча, чу.
2
14.12
15.12
72
55
Письмо заглавной и прописной буквы «Щ.щ».
1
16.12
73-74
56-57
Письмо заглавной и строчной буквы « Х, х»
2
17.12
18.12
75
58
Знакомство с буквой «Ц,ц».Письмо заглавной и строчной буквы «Ц,ц».
1
21.12
76
59
Письмо строчной буквы ь.
1
22.12
77
60
Письмо строчной буквы «ъ»
1
23.12
78
61
Письмо слов с печатного текста.
1
24.12
79
62
Закрепление написания всех букв русского
1
25.12
80
63
Письмо слов и предложений
1
28.12
Послебукварный период
73
81-82
1-2
Язык как средство общения. Порядок действий при списывании.
2
29.12
15.01
П.- Знакомиться с учебником, условными обозначениями в учебнике, целями изучения русского языка. Анализировать речевые ситуации (знакомство, поздравительная открытка) и формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы. Работать с информацией, представленной в форме рисунка и в форме звуковой модели (проводить звуковой анализ). Учитывать степень сложности задания (значок «гиря» - трудное) и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Р.- Принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций (алгоритм действия).
К.- Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают).
Л.- Контролировать правильность и аккуратность собственных записей, оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
83-84
3-4
Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения.
2
18.01
19.01
85-86
5-6
Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений.
2
20.01
21.01
87
7
Отработка порядка действий при списывании
1
22.01
88
8
Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Порядок действий при списывании.
1
25.01
89
9
Речевые ситуации: возраст. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
1
26.01
90
10
Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
1
27.01
91
11
Описание внешности. Повторение слогоударных схем слов.
1
28.01
92
12
Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? какие?
1
29.01
93
13
Речевые ситуации, в которых необходимо указать свой адрес
1
01.02
94-95
14-15
Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.
2
02.02
03.02
96-
97
16-17
Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь. Знакомство с образованием слова в русском языке.
2
04.02
05.02
98-99
18-19
Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Подбор вопросов к словам.
2
08.02
09.02
100-
101
20-21
Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?
2
10.02
11.02
102-
103
22-23
Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание сочетаний жи-ши в словах.
2
12.02
15.02
104-
105
24-25
Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу
2
16.02
17.02
106
26
Речевая ситуация: описание своего характера и поступков. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делать?
1
25.02
107
27
Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
1
26.02
108
28
Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство с родственными словами.
1
29.02
109
29
Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?, что делать? что сделать?
1
01.03
110
30
Письменная речь: объявление. Правила правописания сочетаний жи-ши
1
02.03
111-112
31-32
Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов.
2
03.03
04.03
Р.- Оценивать правильность выбора языковых средств в ситуации общения, исправлять ошибки, допущенные при общении. Анализировать речевые ситуации, в которых необходимо называть имя и фамилию. Наблюдать различие между словами (собственные и нарицательные существительные, термины не используются), по результатам наблюдения выявлять отличительные признаки.
- Знакомиться с собственными именами и их правописанием. Использовать правило написания собственных имён при решении практических задач.
К.- Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве (работа в паре).
Л.- Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи
Р.- Уметь применять знания и умения в работе с материалом предназначенного для повторения.
Р.- Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
К.- Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Л.- Оценивать правильность выполнения заданий.
П.: применение порядка учебных действий при написании слов и предложений под диктовку; использование изученных правил правописания и пунктуации; оперирование практическими действиями при выполнении грамматических заданий.
Р.: принимать и сохранять учебную задачу; удерживать цель деятельности до получения намеченного результата; планировать своё действие; осуществлять самоконтроль работы.
113
33
Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения.
1
07.03
114
34
Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы какая?, какие?
1
09.03
115
35
Описание внешности животного. Повторение правила правописания сочетаний жи-ши.
1
10.03
116
36
Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения.
1
11.03
117-
118
37-
38
Описание внешности и повадок животного.
2
14.03
15.03
119
39
Речевой этикет: слова приветствия.
Отработка порядка действий при списывании.
1
16.03
120
40
Речевой этикет: выражение лица и жесты при общении.
1
17.03
121
41
Речевая ситуация: обсуждение интересов. Сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу.
1
18.03
122
42
Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. Отработка порядка действий при списывании.
1
21.03
123
43
Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова.
1
22.03
124
44
Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста.
1
30.03
125
45
Повторение функций мягкого знака.
1
31.03
126-
127
46-47
Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов
2
01.04
04.04
128-
129
48-49
Знакомство с правилом правописания сочетаний чк-чн.
2
05.04
06.04
130-
131
50-51
Знакомство со словами, близкими по значению.
2
07.04
08.04
132
52
Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном.
1
11.04
133
53
Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Ударение.
1
12.04
134-
135
54-55
Научная и разговорная речь.
2
13.04
14.04
136-
137
56-57
Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами.
2
15.04
18.04
138-
139
58-59
Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет.
2
19.04
20.04
140-141
60-61
Повторение по теме. Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном.
2
21.04
22.04
142-143
62-63
Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе.
2
25.04
26.04
144-145
64-65
Речевая ситуация: составление объявления.
2
27.04
28.04
146-
147
66-67
Повторение по теме. Подбор слов к слогоударным схемам слов.
2
29.04
02.05
148-149
68-69
Повторение по теме.
Сравнение слов по звуковому составу.
2
03.05
04.05
150-
151
70-71
Повторение по теме. Родственные слова.
2
05.05
06.05
152
72
Повторение по теме. Алфавит.
1
10.05
153
73
Повторение по теме. Слово как единство звучания и значения.
1
11.05
154-155
74-75
Повторение по теме. Сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу.
2
12.05
13.05
156
76
Списывание текста. Заглавная буква в именах собственных.
1
16.05
157-158
77-78
Повторение по теме. Разделительный ь и ъ знаки.
2
17.05
18.05
159
79
Повторение по теме. Словарные слова.
1
19.05
160
80
Проверочный диктант.
1
20.05
161
81
Анализ проверочного диктанта. Работа над ошибками.
1
23.05
162
82
Контрольная работа за год.
1
24.05
163
83
Анализ контрольной работы.
1
25.05
164
84
Повторение по теме. Ударение.
1
26.05
165
85
Повторение по теме.
Слова, которые пришли в русский язык из других языков.
1
27.05
Содержание Звуковой анализ
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называю фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак - рак). Гласные и согласные звуки. Твердость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция. Построение моделей звукового состава слова, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнение построенной модели с образцом; обоснование выполняемых и выполненных действий; поиск и исправление ошибок. Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.
Графика и письмо
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звука Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука й в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов. Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление). Практическое освоение гигиенических требований при письме. Начертание письменных прописных (заглавных и строчных букв). Письмо слогов, слов, предложений. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Списывание текста. Последовательность действий при списывании текста. Правила правописания: раздельное написание слои обозначение гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи - ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных.
Фонетика и орфоэпия.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика и орфография.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь: 1) показатель мягкости предшествующего согласного; 2) разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
-
раздельное написание слов;
-
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
-
обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
-
сочетания чк, чн;
-
перенос слов;
-
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов;
-
знаки препинания в конце предложения.
Слово и предложение. Пунктуация.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов.
Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложений. Знаки препинания в конце предложения.
УМК
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Рабочие тетради: «Прописи» №1, №2, №3.
Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам.
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. . Русский язык. 1-4 классы: Программа для общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е. Журовой и С.В. Иванова.. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: Рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; - М.: Вентана-Граф, 2013.
Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: Рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; - М.: Вентана-Граф, 2013.