Конспект урока обучения грамоте на тему Разделительные твёрдый и мягкий знаки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока обучения грамоте 1 класс
Подготовила учитель МКОУ «СОШ №3» г. Поворино Воронежской области Фетисова Лидия Карловна

Тема: Разделительные ъ и ь знаки.
Цель: Показать разделительную функцию ъ и ь знаков. Подготовить к знакомству с орфограммой «правописание ъ и ь» УУД: Личностные - проявлять положительное отношение к изучению русского языка, интерес к исследовательской работе. Регулятивные -выполнять задания в соответствии с указанием учебника и учителя. Познавательные - осознавать разделительную функцию ъ и ь, проводить сравнение и анализ объекта. Коммуникативные- воспринимать мнения одноклассников, принимать участие в работе парами, группами.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности - Кто пришел сегодня на урок в хорошем настроении? -А кто любит делать открытия и сам узнавать что-то новое? -Сегодня у вас появится такая возможность! II. Введение в тему Учитель загадывает загадки и показывает предметные картинки с изображением ъ и ь Знаем, есть и въезд и съезд, Есть подъём, и есть подъезд, Нам без них нельзя никак, Очень важен... (твердый знак)
Чем оканчиваются день и ночь? Ответ: Мягким знаком.
- Чем похожи эти буквы? - Какие звуки они обозначают? Какую роль играют эти буквы? Для чего они нужны в русском языке? III. Постановка учебной задачи -Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока? (читать и писать слова с разделительным Ь и Ъ)
-А какая тема урока? Как вы думаете, какой вариант будет более точным?
  1. Мягкий знак.
  2. Твёрдый знак.
  3. Разделительный мягкий знак.
  4. Разделительный твёрдый знак.
  5. Новая работа мягкого и твёрдого знака.
IV. Работа над темой урока. 1. Исследуем работу этих букв. С. 102 Прочитайте название темы урока в учебнике. А какую тему назвали вы? - Как вы думаете, почему разделительные? 2. Исследуем, как зависит произношение букв е, ё, ю, я от их места в слове? Пе-пье ля-лья лю-лью ди-дьи лё-льё - Чем отличаются слоги в столбике слева от столбиков справа? (подчеркнуть ь) - С какими буквами стоят е, ё, и, ю, я в первом столбике? Во втором? - Как произносятся слоги слева и справа? Чтение слогов парами. Вывод: Гласные и согласные звуки сливаются слева. А справа эти звуки будто кто-то разделяет. Откуда появился новый звук? - Почему такая разница в произношении? Вывод: буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. 3. Посмотрим, что ещё меняется в словах, если вставить ь знак. Перо - Пьеро Коля - колья солю - солью суди - судьи полёт - польёт - Прочитаем слова парами в следующем столбике. Что изменилось? (смысл) - Почему изменился смысл? (подчеркнуть ь) -Как объяснить, что два слова записали с большой буквы? III.Гимнастика для пальцев: Покажем виновника пальцами (изображение ъ и ь знаков) 1. Печатание букв Б, Ъ, Ь. с. 102 - Какой порядок букв в строке? Какая буква лишняя? Почему её взяли для печатания? 2. Понаблюдаем за произношением слов последних столбиках. - Рассмотрите слова, что общего в них? (езд) - Чем замечательны слова последнего столбика? ( подчеркнутьЪ) - Как влияет Ъ знак на произношение слов? (чтение слов 3, 4 столбика) - Что вы заметили в произношении? Сколько звуков обозначает буква е? Почему? (после гласной и ъ буква е обозначает два звука, появился звук Й) Физминутка Игра: Пантомима Изобразить молча: плясун, певун, бегун, молчун. (на доску) IV. Первичное закрепление - Как изменятся эти слова, если к ним добавить ья? - Кто же сегодня в гостях? Чтение стихотворения про тюленя. С.102 - Что обозначает слово прилежанье? Прилежанье - добросовестное отношение к работе, старание. - Почему тюленье прилежанье не пример для подражанья? Игра: «Сыщики»: Сколько ь знаков в словах? (8) - Прочитать слова с ь знаком и назвать его роль в слове. V. Вторичное закрепление Лингвистическая разминка. На доске таблички со словами. Найти и прочитать слово, о котором я говорю:
  1. Взлохмаченный. (Взъерошенный.)
  2. Величина для измерения вместимости чего-либо. (Объём.)
  3. Удалился на каком-либо транспорте. (Отъехал.)
  4. Путь снизу вверх. (Подъём.)
  5. Продукты, которые можно есть. (Съедобные.)
  6. Процесс изготовления фильма, передачи. (Съёмка.)
  7. Передвигаясь на чем-либо, спуститься вниз. (Съехать.)
  8. Извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь. (Объявление.)
  9. Кран, который поднимает различные грузы. (Подъёмный.)
  10. Переднее стекло оптического прибора, например фотоаппарата. (Объектив.)
- Что общего у этих слов?
VII. Подведение итогов урока: Что нового вы узнали про ъ и ь знаки? Почему они разделительные? - В чем ее особенность? - Когда пишется «ъ»? - Какая ещё буква служит для того, чтобы отделить согласную от гласной? («ъ») 9. Рефлексия.
  • Какую цель мы ставили сегодня?
  • Достигли ли мы ее?
- Завтра на уроке мы будем учиться отличать слова с разделительным «ъ» от слов с разделительным «ь». - Кому показалась сегодняшняя тема трудной? - Поделитесь своими знаниями с родителями. Всем спасибо за урок!



4


© 2010-2022