- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мачижан К.Н. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор МБОУ
________/ С.П.Фефилова/ _______ /Л.Б. Ринчинова/ _______ /Н.Г. Люсимин/
протокол № ___________ «____»______________ 2015 г приказ № ____________
от «____» ________ 2015 г. «____» _________2015 г.
Рабочая программа
по окружающему миру в 3 классе
учителя
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Майская средняя общеобразовательная школа»
Мачижан Ксении Николаевны
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» № 273 -ФЗ от 29.12.2012 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014г. № 253);
- Приказа МО и НРФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, 2015-2016 учебный год»
- Закона «Об образовании» Республики Бурятия № 240-V от 12.12.2013 г.
- Ст. 24 Закона об образовании от 07.03.2014 № 278-V «О языках народов РБ»
- Распоряжение Правительства РБ от 07.09.2010 г. № 1507-Р «План действий по модернизации общего образования РБ, направленных на реализацию НОИ «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов».
- Приказа РБ от 21.09.2010 г. № 1196 «О введении 3 часа учебного предмета «Физическая культура»»
- Методические рекомендации 02-16/2100 от 26.06.2015 «Об опубликовании примерных основных образовательных программ НОО и ООО и организация преподавания бурятского языка и литературы в общеобразовательных организациях РБ в 2015-2016 учебном году»
- СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 1993);
- Устава МБОУ «Майская СОШ» от 30 ноября 2011 года;
- «Основной образовательной программы МБОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» для начального общего образования на 2013-18 гг.» от 29 августа 2014 года.
Содержание учебного предмета В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома. Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы. Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая - «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности. Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке. Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культур сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
В соответствии с базисным учебным планом окружающий мир изучается с I по IV класс.
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.
Перечень учебно-методического обеспечения: Для учителя:
- Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4-классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. С.В.Анащенкова
Для учащихся: 1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4-классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. С.В.Анащенкова 2. Ю.И.Глаголева, Е.Ю. Федотова, Н.И.Роговцева «Поурочные разработки. Окружающий мир»- М; СПб.; Просвещение,2013г 3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - 2-е-изд. - М.: Просвещение 2013год 4. Плешаков А.А. Окружающий мир.3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях к учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир. 3 класс для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - 2-е-изд. - М.: Просвещение 2013год
Требования к уровню подготовки учащихся: К концу 3 класса учащиеся должны знать: Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»
Список литературы, используемой при составлении рабочей программы:
-
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4-классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. С.В.Анащенкова общеобразовательных учреждений. С.В.Анащенкова
-
Ю.И.Глаголева, Е.Ю. Федотова, Н.И.Роговцева «Поурочные разработки. Окружающий мир. Технологические карты»- М; СПб.; Просвещение,2013г.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - 2-е-изд. - М.: Просвещение 2013год
4. Плешаков А.А. Окружающий мир.3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях к учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир. 3 класс для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - 2-е-изд. - М.: Просвещение 2013год
5. openclass.ru/user
Календарно-тематический план по окружающему миру 3 класс Школа России
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Содержание
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата по плану
Дата проведения
Предметные результаты
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные результаты
1 четверть-18ч
1
\1
Природа
Изучение нового материала
Объекты живой и неживой природы; классификация объектов живой природы
Ориентироваться в учебных пособиях курса «Окружающий мир»; понимать разнообразие мира природы; осознавать ценность природы для человека
П - определять цели изучения раздела «Как устроен мир»; понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять; сравнивать и классифицировать объекты неживой и живой природы;
Р - оценивать достижения на уроке; работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать нужную информацию; осуществлять само- и взаимопроверку;
К - слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Понимать и принимать социальную роль обучающегося; проявлять целостное восприятие окружающего мира; бережно относиться к окружающему миру
2
Человек
Изучение нового материала
Принадлежность человека к миру живой природы, отличие человека от других живых существ
Находить сходство человека и других живых существ и отличие его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека; знать способы познания человеком окружающего мира
П - моделировать ступени познания человеком окружающего мира; формулировать выводы из изученного материала; работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке;
К - слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Проявлять целостное восприятие окружающего мира; понимать ценность богатого внутреннего мира человека; проявлять начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире
3
Богатства, отданные людям
Проект
Подготовительный этап проектной деятельности: определение цели, задач, планируемого результата проекта, планирование самостоятельной деятельности учащихся, формы представления результатов. Формы работы (индивидуальная, групповая)
Определять цель и содержание проектной деятельности; оценивать вклад своих земляков в культуру, науку, искусство России
П - планировать проектную деятельность; собирать материал в краеведческой литературе, при посещении музея, в ходе интервью, в Интернете; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации;
Р - проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Испытывать чувство гордости за свою малую родину; принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать мотивы и личностные смыслы учебной деятельности
4
Общество
Изучение нового материала
Систематизация знаний об обществе и его составляющих (семья, народ, страна, государство);
Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в различных государствах мира; соотносить страны и народы
П - работать в группе: извлекать информацию из текста учебника и таблицы, рассуждать и делать выводы на основании информации учебника;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Понимать свою принадлежность к многонациональному народу России; испытывать чувство гордости за свою Родину
5
Что такое экология
Изучение нового материала
Обобщение и систематизация представлений учащихся об экологии; моделирование взаимосвязей в природе
Устанавливать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; классифицировать экологические связи, приводить примеры
П - анализировать текст, схемы, иллюстрации учебника; моделировать связи организмов с окружающей средой, оценивать модели;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - высказывать и обосновывать предположения; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Понимать целостность окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды
6
Природа в опасности!
Изучение нового материала
Положительное и отрицательное влияние человека на природу; формы и способы охраны природы
Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи; понимать особое место заповедников и национальных парков как охраняемых при родных территорий
П - работать в группе: извлекать информацию из текста учебника и таблицы, рассуждать и делать выводы на основании информации учебника, приводить примеры ответственного отношения к природе;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - высказывать и обосновывать предположения; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Понимать целостность окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; понимать свою роль в деле охраны окружающей среды
7
Тела, вещества, частицы
Изучение нового материала
Различия и классификация тел, веществ, частиц
Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры; моделировать расположение частиц в твердом, жидком, газообразном состоянии
П - высказывать и доказывать предположения на основании наблюдения за результатами опыта; работать в группе: выполнять задания и самопроверку с помощью учебника;
Р - определять цели изучения раздела «Эта удивительная природа»; понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира; определять мотивы учебной деятельности
8
Разнообразие веществ
Изучение нового материала
Многообразие веществ в окружающем мире; представление о наиболее распространенных в быту веществах (соль, крахмал, сахар, кислота)
Характеризовать свойства соли, сахара, крахмала, кислоты; ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам
П - использовать лабораторное оборудование; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в группе: выполнять действия по алгоритму, выполнять практическую работу, описывать вещества по плану, работать с учебником;
Р - определять цели изучения раздела «Эта удивительная природа»; понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Иметь представления о многообразии и целостности окружающего мира; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире
9
Воздух и его охрана
Изучение нового материала
Систематизация представлений учащихся о воздухе как о смеси газов, о свойствах воздуха; охрана воздуха
Знать состав и свойства воздуха; знать меры по охране воздуха
П - анализировать круговую диаграмму; наблюдать опыт: понимать цель, ход опыта, делать вывод, фиксировать результаты; работать в паре: извлекать информацию в тексте;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
высказывать и обосновывать предположения;
К - слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Понимать целостность окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; понимать свою роль в деле охраны окружающей среды
10
Вода
Изучение нового материала
Систематизация представлений учащихся о воде как веществе и о свойствах воды; значение воды для жизни на земле
Характеризовать воду как вещество; рассказывать о свойствах воды; рассказывать об использовании воды в быту как растворителя
П - исследовать свойства воды (по инструкции в учебнике); работать с текстом в паре: определять и раскрывать главную мысль, анализировать схемы;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
высказывать и обосновывать предположения;
К - слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Понимать целостность окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; понимать свою роль в деле охраны окружающей среды
11
Превращения и круговорот воды
Изучение нового материала
Три состояния воды: твердое, жидкое, газообразное; круговорот воды в природе
Различать три состояния воды; понимать причины и процесс круговорота воды в природе
П - наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы; работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
высказывать и обосновывать предположения;
К - слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Понимать целостность окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; понимать свою роль в деле охраны окружающей среды
12
Берегите воду!
Изучение нового материала
Обобщение и систематизация знаний учащихся о воде, ее использования человеком; меры по охране чистоты воды и ее экономичное использование
Знать, почему и как нужно беречь воду; понимать способы экономного использования воды
П - высказывать предположения, проверять их с помощью учебника; анализировать схему, фотодокументы; моделировать источники загрязнения воды;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
высказывать и обосновывать предположения;
К - интервьюировать взрослых
испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; понимать свою роль в деле охраны окружающей среды
13
Как разрушаются камни
Изучение нового материала
Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия
Понимать причины разрушения горных пород в природе; иметь представление о расширении твердых тел при нагревании и сжатии при охлаждении
П - высказывать предположения, проверять их в ходе учебного эксперимента; моделировать процессы, происходящие в природе;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
высказывать и обосновывать предположения;
К - слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Понимать целостность окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
14
Почва
Изучение нового материала
Формирование представления учащихся о почве как о верхнем плодородном слое земли; состав почвы; значение почвы для растений и животных
Иметь представление о почве как о верхнем плодородном слое земли; знать состав почвы; характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по охране почвы от разрушений
П - высказывать и обосновывать предположения; выполнять практическую работу с целью проверки предположений; анализировать рисунки, схемы учебника, моделировать связи почвы и растений;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - высказывать и обосновывать предположения; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Понимать целостность окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
15
Разнообразие растений
Изучение нового материала
Систематизация знаний учащихся о группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); ботаника - наука о растениях
Классифицировать растения; характеризовать группы растений; определять растения с помощью атласа-определителя; приводить примеры растений разных групп
П - работать с текстом и рисунками учебника - доказывать свои предположения; работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы; работать с дополнительной литературой;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Понимать целостность окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
16
Солнце, растения и мы с вами
Изучение нового материала
Питание и дыхание растений; взаимосвязь между растениями и окружающей средой; роль растений для жизни животных и человека
Понимать сходство и различие процессов питания и дыхания растений; знать роль листьев, стебля, корня в питании растений; понимать значение растений для жизни животных и человека
П - работать в группе: обсуждать ответы на вопросы, определять затруднения; работать с текстом; анализировать схему: выявлять сходство и различие процессов; рассказывать с опорой на схему; моделировать процессы дыхания и питания растений;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Понимать целостность окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
17
Размножение и развитие растений
Изучение нового материала
Опыление растений, роль насекомых в опылении растений; взаимосвязь между строением плода и способом его распространения; этапы развития растения из семени
Характеризовать условия, необходимые для развития растений и их распространении; знать, как распространяются семена деревьев, роль человека и животных в размножении растений
П - читать схему; выполнять практическую работу в парах, высказывать предположения, делать выводы;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - высказывать и обосновывать предположения; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Понимать целостность окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
18
Охрана растений
Изучение нового материала
Причины исчезновения редких видов растений в результате деятельности человека; виды растений, нуждающихся в охране; меры по охране растений, правила поведения в природе
Знать факторы отрицательного воздействия человека на природу; знать растения, нуждающиеся в охране; понимать меры по охране растений и правила поведения в при роде
П - получать информацию из дополнительной научно-популярной литературы («Великан на поляне», «Зеленые страницы»); формулировать выводы;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - высказывать и обосновывать предположения; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Понимать целостность окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
2 четверть-14ч
19
\1
Разнообразие животных
Изучение нового материала
Систематизация представлений учащихся о животных, классификация животных; понятие «виды животных»; зоология - наука о животных
Классифицировать животных; приводить примеры животных различных групп; определять животных и относить их к определенной группе
П - пользоваться атласом-определителем; работать с текстом и рисунками учебника - доказывать свои предположения; работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Понимать целостность окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
20
\2
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»
Изучение нового материала
Классификация животных по способу питания, понятие «цепи питания»; особенности приспособления животных к добыванию пищи, защите от врагов; подготовительный этап проекта «Разнообразие природы родного края»
Классифицировать животных по типу питания; приводить примеры животных различных групп; анализировать цепи питания; знать защитные приспособления растений и животных; понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе; находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края
П - моделировать цепи питания; определять цели и этапы работы над проектом; работать с дополнительной литературой;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Иметь представление о целостности окружающего мира; принимать социальную роль обучающегося; определять личностный смысл учения
21
\3
Размножение и развитие животных
Изучение нового материала
Размножение и развитие животных разных групп; работа в малых группах
Характеризовать животных разных групп по способу размножения; моделировать стадии размножения животных; знать, как заботятся домашние животные о своем потомстве
П -моделировать процессы, происходящие в природе; сопоставлять информацию, представленную на иллюстрациях и в тексте учебника; работать в группе: обсуждать и представлять информацию;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Иметь представление о целостности окружающего мира; принимать социальную роль обучающегося;
22
\4
Охрана животных
Изучение нового материала
Систематизация знаний учащихся о причинах исчезновения редких видов животных в результате деятельности человека; некоторые виды животных, нуждающихся в охране
Знать факторы отрицательного воздействия человека на природу; знать животных, нуждающихся в охране; понимать меры по охране животных и правила поведения в природе
П - работа в группах: получать информацию из текста учебника, дополнительной научно-популярной литературы;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Иметь представление о целостности окружающего мира; принимать социальную роль обучающегося;
23
\5
В царстве грибов
Изучение нового материала
Разнообразие грибов; строение шляпочных грибов; съедобные и несъедобные грибы; правила сбора грибов
Знать строение шляпочных грибов; различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы ; знать правила сбора грибов
П - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы; соотносить новое знание со своим опытом;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - высказывать и обосновывать предположения; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Иметь представление о целостности окружающего мира; принимать социальную роль обучающегося;
24
\6
Великий круговорот жизни
Изучение нового материала
Круговорот веществ в природе и его звеньях (производители, потребители, разрушители); роль почвы в круговороте веществ
Знать звенья круговорота веществ; понимать взаимосвязь всех звеньев круговорота веществ
П - моделировать процессы, происходящие в природе;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - высказывать и обосновывать предположения; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Понимать целостность окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
25
\7
Организм человека
Изучение нового материала
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, гигиена; органы и системы человека
Знать системы органов человека; иметь представление о науках, изучающих организм человека, их взаимосвязи; уметь показывать расположение внутренних органов на теле человека
П - анализировать схемы в учебнике; заполнять таблицу на основании текста учебника; осуществлять практическую работу в паре;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - высказывать и обосновывать предположения; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; владеть начальными навыками адаптации в мире
26
\8
Органы чувств
Изучение нового материала
Органы чувств человека и их роль в восприятии окружающего мира
Знать органы чувств человека и их роль в восприятии окружающего мира; формулировать правила гигиены органов чувств
П - работать в группе: извлекать информацию из текста учебника, готовить рассказ по предложенному плану; участвовать в учебном эксперименте: высказывать предположения, делать выводы; формулировать определения понятий;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - высказывать и обосновывать предположения; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; владеть начальными навыками адаптации в мире
27
\9
Надежная защита организма
Изучение нового материала
Кожа, ее свойства; гигиена кожных покровов; меры первой помощи при повреждении кожных покровов
Знать свойства кожи; знать средства гигиены и ухода за кожей; знать меры первой помощи при различных повреждениях кожи
П - выполнять практическую работу; заполнять таблицу с помощью текста учебника; в паре осваивать приемы оказания первой помощи при повреждении кожи;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - высказывать и обосновывать предположения; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность различных точек зрения
Понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; владеть начальными навыками адаптации в мире
28
\10
Опора тела и движение
Изучение нового материала
Строение и работа опорно-двигательного аппарата человека;
Знать строение опорно-двигательной системы; знать части скелета человека; иметь представление о работе скелета и мышц; соблюдать правила выработки хорошей осанки
П - моделировать строение тела человека; переводить текстовую информацию в условные знаки и схему;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; владеть начальными навыками адаптации в мире
29
\11
Наше питание. Проект «Школа кулинаров»
Изучение нового материала
Пищеварительная система, ее строение и работа; правила питания; подготовительный этап проекта «Школа кулинаров»
Знать строение и функции пищеварительной системы человека; знать основные питательные вещества, которые человек получает с пищей; знать правила рационального питания
П - выполнять практическую работу по определению пищевой ценности продуктов; переводить текстовую информацию в таблицу;
Р - определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность; понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; владеть начальными навыками адаптации в мире
30
\12
Дыхание и кровообращение
Изучение нового материала
Строение и работа дыхательной и кровеносной систем человека, их взаимосвязь
Иметь представление о строении дыхательной и кровеносной систем; понимать функции, которые выполняют дыхательная и кровеносная системы в организме; иметь представление о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем организма; измерять пульс и соотносить его значение с нормой
П - моделировать строение систем организма; устанавливать взаимосвязи в работе систем организма человека; работать в группе: высказывать предположения, обсуждать ответы на вопросы, извлекать информацию из текста;
Р - определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность; понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; владеть начальными навыками адаптации в мире
31
\13
Умей предупреждать болезни
Изучение нового материала
Способы предупреждения болезней, правила поведения в случае заболевания
Знать факторы и правила закаливания; иметь представление о причинах возникновения инфекционных заболеваний и мерах по их предупреждению; знать правила поведения в случае заболевания
П - формулировать правила и на их основе составлять памятку; работать в группе: обсуждать и делать выводы;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; владеть начальными навыками адаптации в мире
32
\14
Здоровый образ жизни
Обобщение
Представление о здоровом образе жизни; ценность здоровья; работа организма человека
Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, влияющие на него негативно; знать правила здорового образа жизни
П - структурировать материал с помощью схемы; работать в парах: создавать памятку;
Р - определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность; понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; владеть начальными навыками адаптации в мире
3 четверть-20ч
33
\1
Проверим себя и оценим свои достижения
Контроль
Формирование умения адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки
Оценивать свои знания и умения по разделам «Как устроен мир», «Эта удивительная природа», «Мы и наше здоровье»
П - выполнять тесты с выбором ответа;
Р - определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность; понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
Принимать социальную роль обучающегося; определять мотивы учебной деятельности; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки
34
\2
Презентация проекта.
Обобщение и контроль
Организация презентации результатов проектной деятельности
Представлять результаты проектной деятельности
П - представлять результаты проектной деятельности (в зависимости от продукта и формы презентации); знать способы работы с информацией;
Р - определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность; понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Осуществлять рефлексию проектной деятельности: понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки
35
\3
Огонь, вода и газ
Изучение нового материала
Систематизация представлений уч-ся о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа
Рассказывать о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; знать телефоны экстренного вызова, родителей, соседей
П - составлять алгоритм действий на основе текста; анализировать схему эвакуации из школы;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; определять мотивы учебной деятельности
36
\4
Чтобы путь был счастливым
Изучение нового материала
Правила дорожного движения, правила движения пешеходов, велосипедистов, правила поведения в общественном транспорте; опасные ситуации на дорогах
Знать правила безопасного поведения на улице и в транспорте; знать основные правила дорожного движения; принимать решения в потенциально опасных ситуациях
П - моделировать свои действия в ходе ролевой игры; выполнять тесты с выбором ответа; работать в группе: обсуждать ситуации, принимать коллективное решение на основании анализа материалов учебника;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; определять мотивы учебной деятельности
37
\5
Дорожные знаки
Изучение нового материала
Расширение знаний и представлений уч-ся о дорожных знаках, их роли в регулировании дорожного движения; различные группы знаков, их функции
Различать предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные дорожные знаки и знаки сервиса; понимать роль дорожных знаков в организации дорожного движения
П - анализировать дорожные знаки, по цвету и форме делать предположения об их значении; моделировать путь от дома до школы; выполнять тесты с выбором ответа;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; определять мотивы учебной деятельности
38
\6
Кто нас защищает
Проект
Выполнения проекта «Кто нас защищает»;
Рассказывать о деятельности военных, полицейских, пожарных, служащих МЧС
П - определять цели, задачи, продукт проектной деятельности, планировать выполнение проекта; знать способы работы с информацией, источники информации;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; определять мотивы учебной деятельности
39
\7
Опасные места
Изучение нового материала
Правила поведения в потенциально опасных местах
Понимать потенциальные опасности в доме и вне его; соблюдать правила безопасного поведения на улице и дома
П - анализировать рисунок, извлекать из него информацию; переводить текст в памятку и условные знаки; делать выводы;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; определять мотивы учебной деятельности
40
\8
Природа и наша безопасность
Изучение нового материала
Правила поведения в природе, общение с животными
Понимать потенциальные опасности природного характера; соблюдать правила безопасного поведения в природе; знать и соблюдать правила общения с домашними животными
П - работать в паре: извлекать информацию из дополнительной литературы; формулировать правила, делать выводы;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; определять мотивы учебной деятельности
41
\9
Экологическая безопасность
Изучение нового материала
Сущность понятия «экологическая безопасность», причины возникновения цепи загрязнения; правила экологической безопасности
Анализировать цепь загрязнения, приводить примеры; знать пути поступления загрязняющих веществ в организм; иметь представление о мерах по охране окружающей среды
П - работать в парах: формулировать определения понятий, моделировать взаимосвязи между объектами в окружающем мире;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; определять мотивы учебной деятельности
42
\10
Для чего нужна экономика
Изучение нового материала
Понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; роль экономики в жизни людей
Иметь представление о значении понятий «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; понимать роль труда в создании товаров и услуг; различать товары и услуги, приводить примеры
П -работать с понятиями: анализировать и формулировать определения; делать выводы;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций
43
\11
Природные богатства и труд людей - основы экономики
Изучение нового материала
Роль природных богатств в экономике и важность их бережного использования; ценности труда и образования и их роль в экономике
Понимать роль природных богатств в экономике; понимать роль труда и образования в экономике; устанавливать взаимосвязи между трудом людей разных профессий; иметь представление о роли науки в экономическом развитии
П - работать в группах: раскрывать тему по предложенному плану;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - сотрудничать со взрослыми при получении информации;
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций
44
\12
Полезные ископаемые
Изучение нового материала
Полезные ископаемые; способы их добычи и применение
Иметь представление о полезных ископаемых; определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя; иметь представление о том, при производстве каких товаров используются полезные ископаемые; знать особенности добычи разных полезных ископаемых
П - извлекать информацию из дополнительной литературы; выделять существенные признаки предметов, характеризовать объекты неживой природы; переводить текстовую информацию в таблицу;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - сотрудничать со взрослыми при получении информации;
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций
45
\13
Растениеводство
Изучение нового материала
Сельское хозяйство как составная часть экономики; растениеводство - отрасль сельского хозяйства; культурные растения, их классификация, использование в производстве продуктов питания
Иметь представление о сельском хозяйстве и растениеводстве как отрасли сельского хозяйства; понимать причины занятий людей растениеводством; различать и классифицировать культурные растения
П - исследовать объект живой природы и описывать его по плану; определять объекты живой природы с помощью атласа-определителя;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - сотрудничать со взрослыми при получении информации;
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций
46
\14
Животноводство
Изучение нового материала
Животноводство - отрасль сельского хозяйства, его роль в экономике; домашние животные, их классификация, содержание и разведение
Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; иметь представление о роли животноводства в экономике; иметь представление о труде животноводов; понимать взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности
П - формулировать определения; работать в парах: составлять рассказ по фотографии и по плану;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - сотрудничать со взрослыми при получении информации;
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций
47
\15
Какая бывает промышленность
Изучение нового материала
Промышленность как составляющая часть экономики; отрасли промышленности и их взаимосвязь
Иметь представление о промышленности и ее роли в экономике; знать отрасли промышленности и уметь их охарактеризовать; понимать взаимосвязи между отраслями промышленности
П - устанавливать взаимосвязи; извлекать информацию из текста учебника и соотносить ее со своими предположениями;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - сотрудничать со взрослыми при получении информации;
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций
48
\16
Экономика родного края
Проект
Подготовительный этап проектной деятельности
Знать специфику экономики родного края: наиболее развитые отрасли экономики, промышленные предприятия
П - определять цели, задачи, продукт проектной деятельности, планировать выполнение проекта; знать способы работы с информацией, источники информации;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций
49
\
17
Что такое деньги
Изучение нового материала
Роль денег в экономике; денежные единицы разных стран
Знать виды обмена товарами: бартер и купля-продажа; понимать роль денег в экономике; различать основные денежные единицы разных стран
П - участвовать в ролевой игре: определять цель и правила игры, делать выводы; формулировать определения с использованием учебника;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций
50
\18
Государственный бюджет
Изучение нового материала
Государственный бюджет, расходы и доходы
Иметь представление о государственном бюджете, его расходах и доходах; знать, какие специалисты получают зарплату из бюджета; прослеживать взаимосвязи между доходами и расходами государства
П - моделировать процессы в экономике; работать с терминами; анализировать и заполнять таблицу на основе текста;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - сотрудничать со взрослыми при получении информации;
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций
51
\19
Семейный бюджет
Изучение нового материала
Семейный бюджет, расходы и доходы
Иметь представление о семейном бюджете, его расходах и доходах; понимать сходство и различие семейного и государственного бюджета
П - моделировать процессы в экономике; работать с терминами; анализировать и заполнять таблицу на основе текста;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - сотрудничать со взрослыми при получении информации;
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций
52
\ 20
Экономика и экология
Изучение нового материала
Взаимосвязь между экономикой и экологией; влияние экономической деятельности человека на состояние окружающей среды
Знать воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; понимать взаимосвязи между экономикой и экологией
П - высказывать предположения и проверять их с помощью текстов учебника, прогнозировать развитие ситуации; переводить текстовую информацию в таблицу; формулировать вопросы;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - сотрудничать со взрослыми при получении информации;
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций
4 четверть-16ч
53
\
1
Экономика и экология
Изучение нового материала
Взаимосвязь между экономикой и экологией; влияние экономической деятельности человека на состояние окружающей среды
Знать воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; понимать взаимосвязи между экономикой и экологией
П - высказывать предположения и проверять их с помощью текстов учебника, прогнозировать развитие ситуации; переводить текстовую информацию в таблицу; формулировать вопросы;
Р -понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - сотрудничать со взрослыми при получении информации;
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций
54 -
56\
2,3,
4
Золотое кольцо России
Изучение нового материала. Закрепление изученного материала
«Путешествие по городам и странам»; знакомство учащихся с городами Золотого кольца России и их достопримечательностями
Называть города золотого кольца России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России
П - показывать маршрут путешествия на карте России; работать в группе: заполнять таблицу с помощью текста в учебнике, выбирать способ выполнения задания; задавать вопросы;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - сотрудничать со взрослыми при получении информации;
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог;
Осознавать свою принадлежность к народу России; иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять самостоятельность в информационной деятельности
57
\5
Музей путешествий
Проект
Подготовительный этап проектной деятельности
Иметь представление о значении понятий «музей», «экспонат музея», «этикетка», «экспозиция», «экскурсия»
П - определять цели, задачи, продукт проектной деятельности, планировать выполнение проекта; работать со словарем: определять значение непонятных слов; знать способы работы с информацией, источники информации;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - сотрудничать со взрослыми при получении информации;
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог;
Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять самостоятельность в информационной деятельности
58
\6
Наши ближайшие соседи
Изучение нового материала
Государства, граничащие с Россией
Уметь определять с помощью политической карты страны, граничащие с Россией; различать морские и сухопутные границы России
П - формулировать определения; выполнять практическую работу в группе: с помощью карты определять соседей России, договариваясь о способе деятельности; готовить сообщение, используя дополнительную литературу;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять самостоятельность в информационной деятельности
59
\7
На севере Европы
Изучение нового материала
Страны севера Европы(Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия); работа с картой
Называть и показывать на карте страны севера Европы, их столицы; иметь представление о государственном устройстве стран севера Европы, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях; соотносить государства и флаги
П - извлекать информацию из карты, таблицы, текста; работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять самостоятельность в информационной деятельности
60
\8
Что такое Бенилюкс
Изучение нового материала
Страны Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург); работа с картой
Называть и показывать на карте страны Бенилюкса, их столицы; иметь представление о государственном устройстве стран Бенилюкса, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях; соотносить государства и флаги
П - извлекать информацию из карты, таблицы, текста; работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять самостоятельность в информационной деятельности
61
\9
В центре Европы
Изучение нового материала
Страны Центральной Европы(Германия, Австрия, Швейцария); работа с картой
Называть и показывать на карте страны Центральной Европы, их столицы; иметь представление о государственном устройстве стран Центральной Европы, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях; соотносить государства и флаги
П - извлекать информацию из карты, таблицы, текста; работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять самостоятельность в информационной деятельности
62 -
63
\
10,
11
По Франции и Великобритании
Изучение нового материала
Франция и Великобритания; работа с картой
Называть и показывать на карте Францию и ее столицу Париж, узнавать флаг;
называть и показывать на карте Великобританию и ее столицу Лондон, узнавать флаг; иметь представление о государственном устройстве Франции и Великобритании, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях; соотносить государства и флаги
П - извлекать информацию из карты, таблицы, текста; работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять самостоятельность в информационной деятельности
64
\12
На юге Европы
Изучение нового материала
Греция и Италия; работа с картой
Называть и показывать на карте страны и их столицы, узнавать флаг;
иметь представление о государственном устройстве Греции и Италии, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях; соотносить государства и флаги
П - извлекать информацию из карты, таблицы, текста; работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять самостоятельность в информационной деятельности
65
\13
По знаменитым местам мира
Изучение нового материала
Культурные и исторические ценности разных стран; работа с картой
Соотносить памятники архитектуры и искусства со страной, в которой они находятся; описывать достопримечательности по фотографиям; рассуждать о целях международного туризма
П - извлекать информацию из карты, таблицы, текста; работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - распределять обязанности в группе; развивать навыки сотрудничества в группе;
Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять самостоятельность в информационной деятельности
66
\14
Проверим себя и оценим свои достижения
Контроль
Проверка знаний по темам «Наша безопасность», «Чему учит экономика», «Путешествие по городам и странам»
Оценивать свои знания и умения
П - выполнять тесты с выбором ответа; видеть и исправлять ошибки;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку; понимать причины успехов и неудач;
Принимать социальную роль обучающегося; определять мотивы учебной деятельности; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки
67 -
68
\
15,
16
Презентация проекта
Обобщение и контроль
Презентация результатов проектной деятельности
Представлять результаты проектной деятельности
П - представлять результаты проектной деятельности (в зависимости от продукта проектной деятельности и формы презентации); знать способы работы с информацией;
Р - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;
К - сотрудничать со взрослыми при получении информации;
проявлять готовность слушать собеседника
Осуществлять рефлексию проектной деятельности: понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки