- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике, 2 класс УМК Школа России Случаи вычитания 36 - 2, 36 – 20, 36-22
Конспект урока по математике, 2 класс УМК Школа России Случаи вычитания 36 - 2, 36 – 20, 36-22
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кормильцева О.Н. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок математики
во 2 классе Программа: «Школа России» . Тема
Случаи вычитания 36 - 2, 36 - 20, 36-22 Тип урока Комбинированный урок Педагогические задачи: Рассмотреть приемы вычитания в случаях вида: 36 - 2, 36 - 20, 36-22; закреплять изученный на предыдущем уроке прием сложения в случаях вида: 36 - 2, 36 - 20, 36-22, умение решать задачи изученных видов, знание состава чисел второго десятка. Планируемые результаты
Личностные УУД: - принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность. Метапредметные: - формулируют учебную задачу урока; контролируют собственную деятельность и деятельность партнера; осуществляют взаимопроверку и самопроверку; корректируют свои действия, оценивают себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что нужно усвоить; способны к саморегуляции;; (Регулятивные УУД).
- слушают и понимают партнера, взаимно контролируют деятельность друг друга, уважают в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов в спорных ситуациях.. (Коммуникативные УУД). - формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, анализируют, выделяя существенные признаки, сравнивают; самостоятельно создают способы решения проблемы и алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений;.(Познавательные УУД). Предметные: - знают, как вычесть и сложить двузначное число, не оканчивающееся на ноль, с однозначным, а также как вычесть из двузначного числа, которое не оканчивается на нуль, двузначное число, оканчивающееся на нуль; как сложить два двузначных числа, одно из которых оканчивается нулем; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100, состав чисел второго десятка; отличительные особенности задачи; умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 - 2, 36 - 20; решать задачи и выражения изученных видов, составлять задачи по краткой записи. Основные понятия
увеличить, уменьшить, сложение, вычитание, сумма, разность, прибавить, вычесть, закономерность, задача, простая задача, составная задача, краткая запись. Ресурсы: - основные -дополнительные Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 1. - тетрадь - карточки для самостоятельной работы Организация (методы и формы обучения) частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Сценарий урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность обучающихся
Формы организации совзаимодействия
Формируемые умения
1
2
3
4
5
6
-
Мотивирование к учебной деятельности.
(Организационный момент)
Эмоциональная и психологическая подготовка
Приветствие учащихся.
- Начинается урок. Тихо все за парту сели, На меня все посмотрели И работать захотели. - Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Фронтальная
Регулятивные: контролируют свои действия
-
Каллиграфическая минутка.
Вырабатывают каллиграфический почерк
В руки в ручки мы берём, Числа мы писать начнём...
- Учитель прописывает на доске числа:
3636363636... 6363636363..
-
Что можете сказать о записанных вами числах?
-
Пропишите строчку числа 36 и строчку числа 63.
Выполняют письмо по образцу.
Фронтальная
Регулятивные: осуществляют контроль, корректировку и оценку собственной деятельности.
-
Актуализация знаний
Развитие навыков устного счета
1. Найдите примеры со значением 15.
15-2 14-4 16 + 3 16-1 18-3
18-5 12 + 4 11+4 13 + 0 17-2
2. Расположите выражения в порядке возрастания их значений.
16 + 2 10 + 5 10 + 7 13 + 3 18-4 16-6
Считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания, анализируют, сравнивают, доказывают, выявляют закономерность, делают выводы.
Фронтальная
Регулятивные: осуществляют контроль, корректировку своей деятельности и деятельности партнеров
Логическая задача
Индивидуальная работа
Работа над задачами
- Решите задачи.
• Три первых урока были математика, русский язык и чтение. Математика была не первым уроком, чтение - не первым и не третьим. Каков был порядок уроков? (Русский язык, чтение, математика.) (Решение можно записать в виде таблицы.)
1-й
2-й
3-й
Математика
-
-
+
Русский язык
+
-
-
Чтение
-
+
-
-
Сын сапожника - плотник. Кем приходится сапожник плотнику? (Отцом.)
-
Брату 7 лет, а сестре - 5. Сколько лет исполнится сестре, когда брату будет 10? (8.)
-
(На наборном полотне карточки.)
- Какие карточки перевернуты?
- =
Составьте пример. (100- 1 = 99.) - Решите примеры: 20+64 61+8 7+32 16+80 45+2 (Коллективная проверка. Учитель показывает пример. Если он решен правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет - сидят тихо.)
- Решите задачи устно. Ответы покажите с помощью карточек. Расскажите, как решали.
-
На спектакль пошли 12 мальчиков и 10 девочек. Сколько детей пошло на спектакль? (12 + 10 = 22.)
-
У фокусника было 12 красных платков и 8 синих. На сколько красных платков было больше, чем синих? (12-8 = 4.)
-
Мороженое купили 20 детей, 13 детей купили эскимо, а остальные - пломбир. Сколько детей купило пломбир? (20-13=7.)
-
В первом ряду сидели 1 8 человек, а во втором - на 3 человека меньше. Сколько человек сидело во втором ряду? (18-3 = 15.)
-
Бабушка испекла 10 пирожков с яблоками и 6 с капустой. За обедом съели 8 пирожков. Сколько пирожков осталось? (10 + 6-8 = 8.)
Слушают учителя, продумывают варианты действий, делают выводы
Слушают, слышат и понимают партнёров по речевому высказыванию; уважают в общении и сотрудничестве участников обсуждения, принимают решение
Обосновывают выбор знака действий, самостоятельно решают задачу, называют результат.
Фронтальная
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, аргументируют свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебн. деятельности.
Познавательные: выделяют необходимую информацию; логически рассуждают, устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
умеют доказывать свое мнение, строить логическое рассуждение
Игра «Кто быстрее?» (На доске записаны примеры. Два ученика стоят у доски спиной к ней. Учитель вразброс показывает примеры, учащиеся, сидящие на местах, решают и говорят ответ. По команде учителя ученики, стоящие у доски, поворачиваются к примерам, находят пример с нужным ответом. Записывает ответ тот, кто первым нашел нужный пример. Побеждает тот, кто запишет больше ответов. (Использовать мелки разных цветов.)
56-6 40 + 4 80 + 3 40 + 20
63-60 51-1 30 + 3 45-5
Считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания, анализируют, сравнивают, доказывают, делают выводы
Индивидуальная
-
Самоопределение к деятельности
(На доске записаны примеры.)
-10=30 7- = 3 43-2= 43-20=
50- =20 - 5 = 3 56-3 = 56-30 =
70- = 40 8- = 2 87-5= 87-50=
100- =70 7- =3 38-4= 38-40=
-
Чем похожи примеры в первом столбике? (Из десятков вычитают десятки.)
-
Определите, какие числа спрятались в этих примерах.
-
Чем похожи примеры во втором столбике? (Из единиц вычитают единицы.)
-
Определите, какие числа спрятались в этих примерах.
-
Чем похожи примеры в третьем и в четвертом столбиках? (В третьем столбике из двузначного числа вычитают однозначное. В четвертом столбике из двузначного числа вычитают двузначное.)
-
Знаете ли вы, как выполнить вычитание в этих случаях?
- Кто уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Выявляют закономерности, сходства и различия, делают выводы
Контролируют и корректируют свою деятельность; выделяют и формулируют познавательную цель, структурируют знания
Фронтальная
Регулятивные: проговаривают последовательность действий, планируют деятельность, осуществляют контроль и оценку своей деятельности, способны к саморегуляции;
-
Открытие новых знаний.
Сообщение темы и целей учебной деятельности
Работа с учебником.
Работа с учебником
-
Сегодня вы научитесь вычитать из двузначного («некруглого») числа однозначное и из двузначного «некруглого» числа - двузначное число, состоящее из «круглых» десятков, из двузначного («некруглого») числа - двузначное число, состоящее из «круглых» десятков.
- Прочитайте правило на с. 59. Рассмотрите рисунки. Сделайте вывод: правильно ли мы рассуждали?
-
Подробно разберем рисунки и выражения (с. 59, учебника).
36-2= 36-20= 36 - 22 =
30 6 30 6 30 6 20 2
30+(6-2)=34 (30-20)+6=16 (30-20)+(6-2)=14
- Рассмотрите внимательно, как из числа 36 вычли число 2.
Объяснение: число 36 представили в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 6. Удобно число 2 вычесть из числа 6, а затем полученный результат прибавить к числу 30.
Аналогично разбирается случай вычитания вида: 36 - 20
Объяснение: число 36 представили в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 6. Удобно из 30 вычесть число 20, а затем к полученному результату прибавить число 6.
Аналогично разбирается случай вычитания вида: 36 - 22
Объяснение: число 36 представили в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 6. Число 22 представили в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 2. Удобно из 30 вычесть число 20, а затем число 2 вычесть из числа 6 и после этого полученныеу результаты сложить.
Далее фронтально, с подробным объяснением разбирается задание 1 (с. 59).
Анализируют числовые выражения, на основании анализа делают выводы
Слушают учителя, продумывают варианты действий, делают выводы
Запоминают и отрабатывают алгоритм действий при решении числовых выражений изучаемого вида
Фронтальная
Регулятивные: под руководством учителя, формулируют учебную задачу, контролируют и корректируют свою деятельность, выделяют и осознают то, что предстоит усвоить.
Предметные: умеют представлять число в виде суммы разрядных слагаемых
Познавательные:
выделяют и формулируют познавательную цель, структурируют знания.
Личностные: понимают и осваивают социальную роль обучающегося; приобретают мотивацию к учебной деятельности.
-
Первичное закрепление знаний.
Работа с учебником № 4 (с. 59)
Самостоятельная работа.
Физкультминутка
Обучающиеся выполняют с комментированием 1-й, 2-й и 3-й столбики задания 4 (с. 59), последний столбик выполняется учащимися самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
- Как удобно было решать выражения последнего столбика?
Обучающиеся выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой задание «Проверь себя» (с. 59).
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания -руки в стороны.) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания -руки вверх.) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперед.) Вправо-влево, взад-вперед - Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.) Он их вертит, он их крутит. (Вращение туловищем.) Да когда же отдых будет? Но недолго ветер был, (Медленно поднимают и опускают Пошалил он и утих. руки вверх-вниз: вдох-выдох.)
Слушают учителя;
Отвечают на вопросы, анализируют схемы, делают выводы
Выполнение физических упражнений, соответствующих словам стихотворения, повторяя их за учителем.
Фронталь-ная
Фронтальная
Познавательные: выделяют необходимую информацию; логически рассуждают, устанавливают причинно - следственные связи.
Коммуникативные:
умеют доказывать свое мнение, строить логическое рассуждение
Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с деятельностью учителя и одноклассников
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, стремятся развивать навыки сотрудничества.
-
Закрепление знания состава чисел второго десятка. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых
№ 5 (с. 59)
Групповая работа.
Устно выполняется задание 5 (с. 59),
В парах выполняют задание 6 (с. 59), способствующее закреплению знания состава чисел второго десятка.
Учащиеся представляют данные числа в виде суммы двузначных чисел, оканчивающихся на нуль, одно из которых - 10.
Фронтальная Групповая (парная). Коммуникативные: знают правила сотрудничества, применяют их на практике
-
Работа над задачами.
Работа в тетрадях. Построение схемы (краткой записи)
Составление условия задачи по краткой записи, данным.
Разбирается подробно, а затем ученики самостоятельно записывают её решение и ответ
Задача 2 (с. 59) - Прочитайте задачу. - Выполните краткую запись. - Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (Сколько мальчиков и сколько девочек занимается в кружке.) - Известно ли, сколько мальчиков занимается в кружке?(5.) - Известно ли, сколько девочек занимается в кружке? (Неизвестно. Известно, что девочек на 4 больше, чем мальчиков.) - Можем ли мы узнать, сколько девочек занимается? (Да.) - Запишите решение задачи по действиям с пояснениями. (Один ученик работает у доски. Проверка.)
№ 3 (с. 59)
- Устно составьте задачи по кратким записям: вариант 1 - по краткой записи 1, вариант 2 - по краткой записи 2. - Расскажите свою задачу соседу по парте. Предложите ему
решить вашу задачу. - Решение задачи, запишите двумя способами: по действиям и одним выражением. Если затрудняетесь, нарисуйте схему.
Решение: 1 ) 5 + 3 = 8 (руб.) - истратили; 2) 8 + 20 = 28 (руб.). В.: (5 + 3) + 20 = 28 (руб.). Ответ: было 28 руб.
?
5 руб 10 руб
. ? 8 руб
Решение: 1)5+ 10 = 15 (руб.)-было; 2)15-8 = 7(р.). В.: (5 + 10) - 8 = 7 (руб.) Ответ: осталось 7 руб.
- Поменяйтесь тетрадями. - Проверьте, правильно ли решил задачу ваш товарищ. - Оцените работу друг друга. Поставьте на полях знак!, если задача решена верно, знак +, если решение верное, но допущены ошибки в вычислениях, знак -, если задача решена неверно или не решена совсем.
Составляют задачи, схемы к условию, доказывают свою точку зрения. Выделяют условие, ставят вопрос, называют данные и искомые числа, составляют краткую запись; обосновывают выбор знака действий, самостоятельно решают задачу с комментированием
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная Групповая (парная).
Познавательные: выделяют необходимую информацию; логически рассуждают, устанавливают причинно - следственные связи.
Коммуникативные:
умеют доказывать свое мнение, строить логическое рассуждение
Регулятивные: проговаривают последовательность действий, планируют деятельность, осуществляют контроль и оценку своей деятельности, способны к саморегуляции.
Коммуникативные: знают правила сотрудничества, применяют их на практике
Личностные: проявляют навыки сотрудничества
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание
- Какие новые знания приобрели сегодня на уроке? - Для чего это важно? - Что помогало вам на протяжении всего урока? - Оцените свою работу.
Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.
Фронтальная Регулятивные: Понимают причины успеха или неуспеха; осознают качество и уровень усвоения Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии; логически рассуждают, строят цепочку умозаключений.