Урок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Быкова О.В. |
Дата | 18.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок окружающего мира
Классный руководитель: О.В. Быкова.
Тема урока: Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
Цель урока:
Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.
Задачи урока:
1.Образовательные:
Знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
расширение кругозора детей;
2.Развивающие:
Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
3. Воспитательные:
Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
воспитание у детей интереса к изучению природы ;
воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок - виртуальная экспедиция
Продолжительность урока: 45 минут
Программа: Школа России
Учебник: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 1класс,
рабочая тетрадь к данному учебнику
Материально-техническое оснащение:
Для учащихся:
-
учебник, рабочая тетрадь, карандаш
Для учителя:
-
компьютер;
-
презентация к уроку;
-
панно (поляна без бабочек)
-
конверт с бабочками
-
солнышки
-
аудио магнитофон;
-
словарь толковый
аудиокассеты с записью музыкальных композиций;
Ход урока
1. Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
- В этот весенний солнечный день у меня, ребята, прекрасное настроение.
- А у вас?
- У каждого на парте лежат 3 солнышка. Покажите солнышко, которому соответствует ваше настроение. (Ребята показывают )
2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
- Ребята, кто из вас любит лето? А за что вы любите лето?
-Не хотели ли вы оказаться в самом тёплом времени года?
-Предлагаю отправиться в путешествие. Согласны?
-Но путешествие будет непростым, мы отправляемся в экспедицию. Знаете что это такое?
-А если мы не знаем точного значения слова, чем мы воспользуемся? Словарь
ЭКСПЕДИЦИЯ - это путешествие с какой-нибудь целью,
со специальным заданием. - Вам нужно быть предельно внимательными, за всем наблюдать, всё запоминать, чтобы выполнить все задания и ответить на все вопросы экспедиции.
- Цель экспедиции вы узнаете, когда прибудете на место.
-А пока проверим всё ли готово для путешествия.
-Сегодня нашим помощником будет компьютер. А ещё нам понадобятся книги, тетради и цветные карандаши.
- С нами в экспедицию отправятся Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. (рис.)
- И так в путь! Слайд
- Предлагаю остановиться здесь.
- Ребята, в какое место мы попали? (луг).
- Ребята, сегодня тема нашего урока «Луг».
3.Постановка проблемного вопроса экспедиции
- Пришло время узнать цель нашей экспедиции.
Учащиеся читают:
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ РВАТЬ ЦВЕТЫ И ЛОВИТЬ БАБОЧЕК?
Слайд
- Итак, в конце путешествия вы должны ответить на этот вопрос, а также сегодня мы узнаем ответы на следующие вопросы. Слайд с вопросами.
4.Какие звуки можно услышать на лугу?
-Давайте на секунду закроем глаза и прислушаемся.
Аудиозапись
- Что вы услышали?
- Действительно, это звуки луга. Ещё на лугу можно услышать…Слайд.
5. Что растёт на лугу?
-А сейчас, давайте посмотрим на луг. Слайд.
-Что привлекает ваше внимание? (цветы)
- Ребята откройте рабочие тетради стр.40-41
- Найдите изображение луга.
- Красив ли луг? Чего не хватает?
- Давайте раскрасим несколько цветов, но не спешите, сейчас вы узнаете Какой цветок надо раскрасить, в этом нам поможет компьютер .
1.-Как называется цветок? Слайд.
- Найдите его у себя в тетради, каким цветом мы разукрасим его?
- А чтобы вам веселее было разукрашивать, пока вы раскрашиваете я прочту стихотворение о нём.
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий- лёгкий, тонкий- тонкий!
Будто слышится мне звон.
2.- Смотрим на экран, а кто узнал этот цветок? Слайд.
- Правильно это клевер. Какого он цвета?
-А ещё каким он может быть?
- Найдите его в тетрадях и раскрасьте.
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветёт,
И его «пчелиной кашкою»
Называет наш народ.
- Как его по другому называют в стихотворении? Почему?
3.-Давайте вспомним название следующего цветка. Слайд.
- Найдите их у себя. Посчитайте их количество.
- Посмотрите на образец и также раскрасьте остальные.
Знакомые с детства, родные ромашки
Мы видим на каждом лугу.
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
4.- И последний остался цветок, какое у его него название?Слайд.
- Какого цвета лютик? Раскрасьте.
Звать его нам нечего,
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот-
Солнцем налитой
Лютик золотой
- А также на лугу можете увидеть незабудки лекарственный тысячелистник. Слайд.
- Вы много раскрасили и наверно у вас устали ручки, давайте сделаем гимнастику для них.
Пальчиковая гимнастика.
Посадили зернышко, (ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко»)
Выглянуло солнышко. (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)
Солнышко, свети - свети! (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)
Зернышко, расти - расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх)
Появляются листочки, (ладони разъединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)
Распускаются цветочки. (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)
5.Кто живёт на лугу?
- Ребята, а вы знаете кто живёт на лугу среди этих красивых цветов?
- Посмотрим на экран и назовём насекомых луга. Слайд.
- Какое главное отличие насекомых от других животных?
- Я знаю … приготовил рассказ о…..
-Послушаем его.
- Но есть на поляне такие насекомые, которые не издают никаких звуков, а
привлекают наше внимание больше других.
Загадка:
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом обмотаюсь и засыпаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
Но тёплой весной я вновь оживаю
И, как птичка порхаю.
Слайд
- Что знаете о бабочке?
Бабочка - это насекомое. Коллекция
- Бабочки, должно быть, одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Слайд.
- За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька. Бабочек на земном шаре очень много. - У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно:
1.лимонница Слайд
2. пестрянка
3.голубянка
- Давайте определим называние бабочек
- А что нам поможет определить название бабочек?( цвет)
- Как вы думаете, где на этом рисунке голубянка?
-Как догадались?
- У себя в тетради найдите голубянку, на каком цветке она сидит?
- Кто догадался, где бабочка - лимонница?
- Почему она получила такое название?
-Найдите её у себя в тетради. На какой цветочек она хочет сесть?
- Какая бабочка осталась?
- Почему её так назвали?
- Ребята, бабочек вы попробуете раскрасить дома, и на следующем уроке мы посмотрим, какие у вас получаться бабочки.
- Однако наш луг стал очень красив!
- Встаньте те, кому луг нравиться.
-Встали, а теперь давайте отдохнём.
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела.
6.Погуляем по лугу.
Слайд: дети на лугу учебник с.100
- Оказывается, не мы одни сегодня отправились в экспедицию на луг, другие ребята тоже пришли на луг. Они разделились на две группы.
- Расскажите, чем занимаются дети первой группы на лугу ?
- А чем занимаются дети второй группы?
-Прочитайте вопрос Мудрой Черепахи. Слайд.
- Подумайте и словесно нарисуйте, каким будет луг после того, как уйдут дети первой группы?
(Примята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки.)
-А ребята второй группы каким оставят луг после себя?
- Ребята, но вот на луг, где побывали нерадивые ребята, пришли Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. Что они увидели?
- Что они сделали? Слайд.
Слайд: что принесли дети с собой с луга
- Что принесли домой дети с луга? (Букет цветов, бабочку.)
- Что будет с букетом через время?
- Что произойдет с бабочкой? (Мальчик нес ее в руке, у нее сломались крылышки.)
- Правильно ли поступили дети? (Нет)
- А как нужно было поступить? ( как дети второй группы)
- Что принесут дети второй группы?
-Стало ли что-то с цветами и бабочками?
- Ребята, я думаю, вы поняли как вести себя на лугу.
-Муравьишка составил памятку, как вести себя как вести себя на лугу.
- Я буду читать правила, если вы согласны, то поднимаете зелёный квадрат, а если не согласны - красный.
-
Не сорить!
-
Разводить огонь!
-
Можно ловить насекомых!
-
Не рвать цветы!
-
Поймать всех бабочек!
6. Почему цветы и бабочки всегда вместе?
- Подумайте, почему на поляне живёт столько насекомым и особенно много бабочек?
(Потому что здесь много цветов.)
- А почему бабочки и цветы всегда рядом?
- Могут ли цветы и бабочки жить друг без друга?
- Почему бабочки не могут жить без цветов? (питаются нектаром)
- Почему цветы не могут без бабочек? (бабочки их опыляют, чтобы у цветов были плоды и семена)
- Давайте прочитаем слова мудрой Черепахи.
Дети читают
- Так значит, бабочки не просто порхают на полянах.
- Так почему всегда вместе бабочки и цветы?( они не могут жить друг без друга)
- В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее.
7.Итог
- Пришло время ответить на главный вопрос экспедиции:
Почему нельзя срывать цветы и ловить бабочек? Слайд.
8. Экологическая задача.
- Как же сохранить красоту живого, не убивая его?
9.Коллаж.
-А теперь побудем в роли художников.
/Учитель раздает шаблоны/
- Наша задача- разукрасить бабочку. А затем мы ее разместим на нашем лугу вместе с цветами.
-Работать вы будите под музыку замечательного певца и композитора
Юрия Антонова «Не рвите цветы!» АУДИОЗАПИСЬ
-Вот и подошла наша экспедиция к концу.
- Что интересного и нового вы узнали на уроке?
-Поделитесь с близкими и друзьями своим открытием, а я благодарю вас урок, за вашу активную работу. Вы молодцы, у вас все получилось!
-Не забудьте дома оживить луг в тетрадях, раскрасьте бабочек. А на следующем уроке сделаем выставку ваших работ.